Теорема профессора Яловеги

Александр Шерстюк
О выдающемся значении разработок зеленоградского профессора Н. Яловеги в связи с необходимостью национального возрождения России прежде всего через её техническое перевооружение мы писали ещё 5 лет назад (см. статью А. Шерстюка «Праведная ярость настоящего учёного» в «41», № 24 от 1.4.1994 г.). Глубина кризиса, в котором находится экономика России, за минувшие годы только выросла, и актуальность этой темы не уменьшается. Последний раз мы возвращались к ней в № 167 от 16.12.1998 г., опубликовав статью того же автора по результатам бесед с академиком Л. Иванютиным «Мы сожгли великую Россию, а сейчас сжигаем зарплату».

Напомним читателям, что Николай Васильевич Яловега является автором 42 изобретений и 19 зарубежных патентов. Он был начальником приборного отдела в космической фирме С. Королёва, затем – ведущим специалистом по высокотемпературным технологическим процессам (окисление, диффузия, эпитаксия) на зеленоградских предприятиях электроники. В последние годы возглавляет малое научно-внедренческое предприятие ООО «КОПЭН».


Есть такое стихотворение:

ТЕОРЕМА ПЕЧАЛИ

В треугольник локтя
вписана окружность головы.
Не надо
ничего доказывать.
         В. Бурич

В поэзии вполне допустимо явную аксиому (то есть то, что по определению не требует доказательств) обозвать её антиподом – теоремой. Обычно же теоремы надо доказывать. В нашем случае, с профессором Яловегой, пойдём классическим путём.

Начнём, как это принято в науке, с рассмотрения исходных данных.

Итак, дано:

1. ВЫДАЮЩЕЕСЯ ИЗОБРЕТЕНИЕ

Называется оно – ДВИГАТЕЛЬ ЯЛОВЕГИ. Электрический, переменнного тока. Но обладает совершенно потрясающими характеристиками благодаря обмоткам, выполненным согласно новой теории учёного.
Это можно показать на примере погружного агрегата (двигатель плюс насос) для нефтяных скважин. Длина его может достигать 30 и более метров. Скважина тонкая (0,25 м) и имеет глубину в несколько километров. Условия работы агрегата очень тяжёлые. То заклинит в этой дыре, ни туда и ни сюда, и всё надо бросать и бурить новую дырку. То вдруг вместо нефти пойдёт один песок, насос буксует, охлаждение двигателя пропадает (оно – примерно как в пылесосе, только там обдув воздухом, а здесь лишнее тепло уносится самой нефтью), двигатель перегревается – и сгорает. То агрегат надо просто подремонтировать – а это столько мороки!..

Теперь представьте себе такое. Берём обычный для скважин двигатель, этакого железного питона длиной 6,6 метра, режем его на 6 колбасок, в каждую вплетаем обмотку заново, по схеме Яловеги, и получаем 6 коротких двигателей.

Далее очень интересно. Каждый новый двигатель: а) мощнее исходного в 2 раза; б) потребляет энергии в 4,5 раза меньше; в) выходит из строя в 10 раз реже; г) весит в 14 раз меньше – не 680, а 48 кг.
А главное – себестоимость добычи нефти снижается в 3 раза, а годовая добыча из одной скважины увеличивается на 30-40%. Каково?

Эффект становится ещё больше, если в агрегате поменять не только двигатель, но и насос («Прежний – кошмарен с точки зрения гидродинамики», – говорит Яловега, сконструировавший также и насос нового типа.) Потребление энергии таким модернизированным агрегатом уменьшается по сравнению с обычным на порядок – в 10 раз.

Все эти чудеса подтверждаются документально. Двигатель Яловеги имеет патенты России, США, Канады, Австрии, Великобритании, Франции, Италии. Насос также запатентован. Они работают на некоторых скважинах в Сибири. Их богатырские характеристики зафиксированы протоколами. На параллельных испытаниях с традиционными двигателями специально устраивались экстремальные условия: резкие скачки напряжения и увеличение нагрузки на валу, дикие перекосы фаз. И что же? Традиционные двигатели при этом бессильно «засыпали», мычали, горели – в них буквально плавились обмотки. А двигатели Яловеги продолжали работать как ни в чём не бывало.

Экстремальные условия то и дело бывают в реальной работе, и обычные двигатели защищают специальной отключающей аппаратурой. Дорогостоящей и не всегда надёжной. Двигателю Яловеги защитная аппаратура не требуется. Зачем защищать, если он, когда не может справиться с нагрузкой, просто снижает обороты, с 3000 об/мин может перейти на любое меньшее число – на 1999, на 137, на 12 и даже на 2, то есть ведёт себя умно – на малой скорости продолжает свой сверхмарафон, а не рушится вдруг от сердечной недостаточности.

Можно сравнить и с домкратом: вы, не подъёмный кран, а слабый человек, малым усилием, крутя ручку, поднимаете хоть автомашину, хоть даже и дом – правда, не одним махом-рывком, как у штангистов, а потихонечку, по миллиметрику.

А вот обычный двигатель, не Яловегин, – он в принципе не может снизить обороты, приспособиться к нагрузке. Нет у него гибкой тактики – вот и гибнет так-то.

Это замечательное качество двигателя Яловеги – его регулируемость – очень важно всегда и везде, но возьмём ещё один пример из той же нефтяной отрасли. При перекачке «чёрного золота» на большие расстояния то и дело лопаются магистральные трубопроводы. Причина – мощные гидравлические удары, от которых расшиваются сварные швы, раздирается металл. Образуются не тоненькие свищи, а громадные прорехи. Считается, что через них Россия теряет нефти до 50 млн тонн в год. Это и прямые экономические убытки, и ущерб здоровью природы. Восстановить залитую нефтяными озёрами землю очень сложно.

Случаются эти удары оттого, что используемые на магистралях двигатели – традиционные, конечно, АД (асинхронные), опять же, по негибкому их характеру, при включении сразу набирают свои неизменные адские 3000 оборотов. Муфты, стоящие между двигателем и насосом, призванные сгладить нагрузку (сравните с плавным включением сцепления при трогании с места автомобиля), не всегда выполняют доверенную им миссию как подобает – вот и катит тогда по трубам волна, страшная, как цунами, расшибая металл.

Двигатели Яловеги полностью решают эту «ударную» задачу. Причём никаких муфт (величиной, между прочим, с 2-этажный дом) не требуется.

...А что нам ещё дано в нашей теореме?

2. КРИЗИС

В основе всего, как известно, лежит производство, а оно, вот именно, «лежит» – в глубоком обмороке, в который его кинули наши великие шоковые тераписты.

Вот та же нефтяная отрасль. Добыча нефти в России за последние годы резко упала. Результат: если много лет мы нефть другим странам продавали, то вот-вот начнём покупать. По крайней мере, такое заявление сделал недавно президент одной из крупнейших российских нефтяных компаний. Он даже назвал цифру – до 60 млн тонн в 1999 году.

...Что там ещё требует научный подход при рассмотрении теорем?

3. ТРЕБУЕТСЯ ДОКАЗАТЬ?

Неужели после всего сказанного требуются ещё доказательства? Неужели мы не можем закончить статью теми же словами, которыми закончил поэт своё стихотворение?

Но уж больно близки (больно! – близки!) будем мы тогда и к названию поэтова детища. А как не хочется, что Теорема Яловеги стала очередной русской Теоремой Печали!

Поэтому закончим тем, что в научном мышлении называется:

ВЫВОДЫ

Россия – сказочно богатая страна. И недрами. И людьми. Всего 3 человека трудятся на микромалом предприятии Яловеги, включая его самого. А делают эти 3 человека по значимости больше, чем тысячи тех, кто давно освоил кормушки различных специнститутов и ведомств типа ВНИИ Электропривод, НИИЭ им. Кржижановского, Минтехэлектронпром и, конечно, занял круговую оборону в защиту своих личных авторитетов (слово-то какое, по нынешним временам, двусмысленное) – титулов и прочих положений.  (Поэтому-то, кстати, и не следует жалеть, считает Яловега, что из России утекают жидкотекучие мозги – они из той прожорливой компании, близки им по духу и по научной потенции.)

А всемогущие олигархи? Ну, о благе России говорить с ними вообще пустое дело, эти капиталистические интернационалисты её давно уже ободрали как липку. Но неужели им не нужна большая прибыль за счёт дешёвого производства?

В том-то и дело, что для того, чтобы добывать дешёвую нефть, надо сначала хорошенько потрудиться. Хотеть добывать нефть означает заботиться о техническом оснащении нефтепромыслов. Но им-то это зачем? Гораздо проще греть спекулятивные ручки на покупке-продаже. Правда, платить за чужое «чёрное золото» придётся золотом настоящим, которое, однако, из сундуков страны они уже почти всё выгребли. Ну и что, выгребать – так выгребать до конца, они глагол сей эвфемистический любят и страну «эту» так и называют – «грёбаной»...

Ну да бес с ними. Всё же есть в России уголки, где слово «русский» не боятся произносить (а ведь олигархов и их ответвления пугает одно то, что наш изобретатель назвал свой электродвигатель РПЭД – русским параметрическим) и где берутся делать двигатель Яловеги. Пусть небольшими партиями, скорее даже отдельными экземплярами, пусть в пустых и промороженных цехах, по которым летают вороны (как, например, на огромном и бывшем славном «Элсибе» в Новосибирске), пусть не получая зарплату... Но разве это масштабы?

Ведь если говорить обо всей промышленности, то вспомним, что в ней 70% электроэнергии потребляется именно АДом – монопольным парком асинхронных двигателей, с сегодняшнего уровня понимания – чудовищно нелепых. Перевод страны на новый двигатель дал бы колоссальный экономический эффект. Рано или поздно это придётся делать.

«Рано», конечно, отпадает – слишком много времени уже упущено, несмотря на то, что полтора десятка лет пытается Яловега широко внедрить свой двигатель именно в России. Продать патент США (а американцы делали ему предложение), стать лично богатым человеком и забыть про интересы Родины – это не для него.

P.S. Когда статья была уже готова, стало известно, что правительство России заинтересовалось-таки изобретением. Уже до конца этого года должно быть выпущено 1200 двигателей. Для их производства в Краснодарском крае планируется создание мощного завода.
 
А 18-19 января, когда весь православный народ праздновал Крещение, в Оптиной пустыни прошло межотраслевое совещание с участием работников правительственного аппарата по проблемам внедрения высокоэффективных технических новаций. Его благословил патриарх Алексий II. На этом совещании также были приняты важные решения по РПЭД.

Итак, после долгих мытарств крещение двигателя Яловеги осуществлено. Пожелаем ему многая лета.

Александр ШЕРСТЮК

«41», 18 февраля 1999