2. конкурс миниатюр. Проза. Отзыв. Сергей Томилин

Ноев Ковчег
Сергей Томилин 3 о втором конкурсе прозаических миниатюр.

Ребята, все мы знаем: художественная проза – искусство, она должна быть искусно "сделана". Не важно, бросается искусность в глаза или не бросается. Она должна быть, иначе проза будет нехудожественная. А нехудожественную на литературный конкурс посылать – не по адресу.

Что мы видим на конкурсе прозаических миниатюр? http://www.stihi.ru/2011/12/19/238

У одних авторов есть цель написать искусно, у других нет.

У Валентины Китаевой есть. http://www.stihi.ru/2011/12/28/4161
Читаем начало.
"Глухая ночь. Большая оранжевая луна присела на краешек горизонта. Стоит тишина." Симметричная структура. В центре – длинное предложение. По бокам – короткие. В миниатюре такая работа с длиной предложений особенно оправдана. По смыслу слово "стоит" – не обязательно, можно сократить. А вот луна, присевшая куда-то, интересна. И что луна оранжевая – хорошо. Цвет особенный, не первый попавшийся под руку. Правда, если ночь "глухая" в смысле "темная", то оранжевая луна для темной ночи – слишком яркая. А если ночь "глухая" в смысле "тихая", зачем еще раз подчеркивать: "стоит тишина"? В общем, стоит еще поработать. И дальше, про птиц, можно улучшить. Но главный недостаток – миниаютюра не заканчивается, а обрывается. Нет у нее внутренне завершенной композиции. Получился разомкнутый фрагмент чего-то более длинного. Читатель неудовлетворен. Иной раз не зазорно читателя и подразнить, и "обмануть". Но в жанре пейзажной зарисовки – не стоит.

Завершенная миниатюра у автора Данута Рексць http://www.stihi.ru/2011/12/19/5922.
Тоже про тишину, внутреннюю. И тоже с заявкой на художественность.
Понравилась фраза: "Важно остановить бесконечный поток мыслей, отпустить все страхи, подобно колкам грифа, что отпускают натянутую гитарную струну." Зримое сравнение, с подспудным смыслом. Отпустишь страхи, как колки, – и струны души расстроятся. Привычную музыку на них уже не сыграешь. Но может быть, непривычная будет лучше.

"...услышав голос подсознания, затеешь с ним сакральный разговор.
Ниоткуда, быть может мироздания, придет ответ, быть может, приговор..."
(это, кстати, не четверостишие нам сюда принесли из-под полы?)

"Сакральный разговор" – здесь неправильно. Надо "сокровенный".
Последнее предложение умное, но нехорошо сформулировано.
Двойное использование оборота "может быть" – неряшливость.
Ниоткуда мироздания... Сложный образ, а если еще разделить словосочетание вводным оборотом, вообще нечитаемый.
"Ответ" я бы здесь не вводил без "вопроса". А про вопрос нам в этой миниатюре еще ничего не говорили. Без шуток: было бы интересно его услышать.

Как и у Дануты Рексцъ, в тексте Юрия Семецкого http://www.stihi.ru/2007/08/13-2598 конкретное (редуты, дымка) поясняют абстрактное.
"Лёгкую дымку" я бы свернул в просто "дымку". И так ясно, что лёгкая.
Есть смысловое противоречие между вторым и третьим предложениями.
"Мы можем жить настоящим сколько угодно..." – итак, МОЖЕМ.
Но ниже оказывается, что НЕ МОЖЕМ, а живем только прошлым.
Я бы исправил, введя мысль типа: мним, что живем в настоящем.
"Из своей памяти" – "своей" излишне.
"Вычеркивать из памяти" – слишком расхожий оборот. Кстати, в компьютерный век черкают мало. Все больше удаляют, вырезают. Будущие поколения нас с такими метафорами не поймут. (смайл)
Вообще сравнения хорошо бы как-то согласовать между собой. Иначе получается, что настоящее – это и редуты (укрепления), и дымка. Прошлое – и воздух, в котором исчезает дымка настоящего, и текст, который мы вычеркиваем из памяти. Слишком пестро для одной миниатюры.

Наиболее понравившиеся тексты я уже назвал на странице народного голосования.
Не Для Читателей Родившийся. Жила была ДЯДЯ. http://www.stihi.ru/2011/12/19/6098
Адела Василой. "О делах гениальных", http://stihi.ru/2011/12/19/1845
Эммануил Досада. О революции http://www.stihi.ru/2011/12/05/1778
Эммануил Досада. О родине http://www.stihi.ru/2011/12/17/1751
Августина Лил. умирать легко. http://www.stihi.ru/2011/09/03/2541
Валерия Ванина. Ловля ветра. http://www.stihi.ru/2011/12/21/4796
Казакова Наталья. Метаморфоза пролетарии Ляли. http://stihi.ru/2011/12/21/9106
Добавлю к ним еще: Валерия Ванина. Дети инстинкта http://www.stihi.ru/2011/12/24/3614.

результаты конкурса:
http://www.stihi.ru/2012/01/11/1248

В каждом из этих текстов можно что-то улучшить. Как и в моих собственных. В общем, работать, работать и работать. Всем нам.