Есть на княжем острове Книга Голубиная...

Георгий Радуга
Вверху картина: Н.К.Рерих. Книга голубиная, 1911
(есть ещё у Николая Константиновича Рериха и 1922 года на эту тему картина)

«И голубиная книга с небес упала. И сокровище сверху пришло. И не сразу нашли мудрого для прочтения книги. И разные народы помнят об этих принесённых благовестях…»
(Н.К. Рерих)
Попробуем прочесть!

Голубиная книга

В младенчестве я слышал много раз
Полузабытый прадедов рассказ
О книге сокровенной... За рекою
Кровавый луч зари, бывало, чуть горит,
Уж спать пора, уж белой пеленою
С реки ползёт туман и сердце леденит,
Уж бедный мир, забыв свои страданья,
Затихнул весь, и только вдалеке
Кузнечик, маленький работник мирозданья,
Всё трудится, поёт, не требуя вниманья,—
Один, на непонятном языке...
О тихий час, начало летней ночи!
Деревья в сумерках. И возле тёмных хат
Седые пахари, полузакрывши очи,
На бревнах еле слышно говорят.

И вижу я сквозь темноту ночную,
Когда огонь над трубкой вспыхнет вдруг,
То спутанную бороду седую,
То жилы выпуклые истомлённых рук.
И слышу я знакомое сказанье,
Как правда кривду вызвала на бой,
Как одолела кривда, и крестьяне
С тех пор живут обижены судьбой.
Лишь далеко на океане-море,
На белом камне, посредине вод,
Сияет книга в золотом уборе,
Лучами упираясь в небосвод.
Та книга выпала из некой грозной тучи,
Все буквы в ней цветами проросли,
И в ней написана рукой судеб могучей
Вся правда сокровенная земли.
Но семь на ней повешено печатей,
И семь зверей ту книгу стерегут,
И велено до той поры молчать ей,
Пока печати в бездну не спадут.

А ночь горит над тихою землёю,
Дрожащим светом залиты поля,
И высоко плывут над головою
Туманные ночные тополя.
Как сказка — мир. Сказания народа,
Их мудрость тёмная, но милая вдвойне,
Как эта древняя могучая природа,
С младенчества запали в душу мне...
Где ты, старик, рассказчик мой ночной?
Мечтал ли ты о правде трудовой
И верил ли в годину искупленья?
Не знаю я... Ты умер, наг и сир,
И над тобою, полные кипенья,
Давно шумят иные поколенья,
Угрюмый перестраивая мир.
1937
Николай Заболоцкий.

Голубиная книга – трактуется как книга глубинная, т. е. мудрая и вместе с тем, как Книга исполненная Святого Духа, который и символизируется голубем. Далее в тексте она отождествляется с евангелием: «Распущал он (Христос) книгу голубиную По всей земле, по вселенныя...».

Добавим, что голбец (в диалектах голубец) в семантике крестьянской избы – вход в иной мир. <...>
Голубиная таким  образом – это ещё и потусторонняя книга – поэтому-то её и нельзя прочесть.

Стих восходит к ряду апокрифов: «Беседа трех святителей», «Вопросы Иоанна Богослова Господу на горе Фаворской», «Иерусалимская беседа». Образ книги, запечатанной семью печатями, один из главных в Апокалипсисе. В каком-то смысле «Голубиная книга» написана из будущего, т. к. снятие печатей и бой «кривды с правдой» происходят уже на Страшном Суде.
Голубиная книга стоит особняком среди прочих духовных стихов. Она одновременно и эпос и драма. Обычно стихи – это притчи, то есть диалогические действия, по сути – драмы. Часто они идут по канве жития или апокрифа-первоисточника и собственно мифы возникают в них лишь попутно. Голубиная книга удивительным образом сплетена из христианских и дохристианских мифов.

Вот интересные размышления из примечания:
Отчего у нас начался белый вольный свет ...

и далее – стих ставит вопросы смысла бытия не в материалистическом плане: как и для чего, а констатирует провиденциальную значимость творения, человеку недоступную и потому:
Я по старой по своей по памяти
Расскажу вам как по грамоте...

- т. е. расскажу вам по преданию то, что не может быть прочитано – то есть познано до наступления «жизни будущего века».
 

Трудно не согласиться c тем, что в каком-то смысле «Голубиная книга» была написана из будущего. В сборнике РАН «Новая и новейшая история» Л.В.Шапошникова отмечала:
« Книга Голубиная», содержащая в себе знания по Мирозданию и космической эволюции, была прообразом книг Живой Этики, в которых содержалась философия космической реальности и система познания нового космического мышления. Живая Этика была создана Учителями в сотрудничестве с Еленой Ивановной Рерих. Всё творчество Николая Константиновича Рериха было пронизано космическими идеями Живой Этики». (Л.В. Шапошникова. Н.К.Рерих как мыслитель и историк культуры)
О существовании этой загадочной книги мы узнаем из жития учёного-священника XIII века Авраамия Смоленского. В его житии сказано, что был он обвиняем в ереси:
...а инии глаголаху нань: «Глубинныя книги почитает»

В 1760-х годах "Стих о Голубиной книге" записал один из первых собирателей русского фольклора, легендарный Кирша Данилов.
Хотелось бы отметить ещё один интересный момент, который требует дальнейшего изучения. Так вот, образ божественной небесной книги, которую никто на земле не способен ни раскрыть, ни прочитать, встречается нам так же и в Откровении святого Иоанна Богослова:

«И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати её? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в неё. И много я плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в неё» . (Откр. 5: 1 — 4).

Можно ли говорить, что хорошо известный нам стих из Откровения повлиял на духовный стих («Голубиная книга» ) и привела к появлению в нём образа книги, во многом совпадающего с образом таинственной книги из видения Иоанна Богослова? Пока это только вопрос...

Иисусу Христу Бог Отец вручает книгу, "написанную внутри и от вне, запечатанную семью печатями". Она содержала нечто столь важное, что никто не мог ни на небе, ни на земле открыть её и даже посмотреть в неё. Поэтому естественно возникает вопрос: Что же это за книга? Может быть это прообраз книги Знаний Космической Эволюции?

Некоторые исследователи отмечают, что до Рождества Христова (Духовная революция) эта Книга была запечатана, но после Его смерти и Воскресения книга стала постепенно раскрываться и продолжать будет раскрываться до скончания века; каждая печать раскрывает событие и перемену жизни на земле (новый эволюционный виток). Эти мысли в какой-то степени созвучны мыслям Живой Этики:
« Во все времена беспрерывно Учение Жизни проливается на землю. Невозможно представить себе земное существование без этой связи с Невидимым миром». 

Развивая тему библейских сюжетов и книги, важно так же отметить, что на Вселенском Соборе в Византии (в 692 году) был утверждён определённый тип изображения Христа — с жезлом или свитком в руках; а впоследствии на Руси Христа-Вседержителя стали изображать с Евангелием (как открытым, так и закрытым)

Особый интерес, вызывает Собор Святой Софии в Киеве — это единственный памятник, где сохранились живопись и мозаика XI века. В куполе собора, согласно византийскому канону, помещён мозаичный образ Христа-Пантократора, то есть Вседержителя («Спас-Вседержитель», 1043 – 1046). Правой рукой (десницей, как говорили в старину) Он благословляет молящихся, в левой держит закрытую книгу (возможно это Евангелие, а возможно та книга, которая, согласно апокалипстическим предсказаниям (Откр.5), будет открыта Им в день Страшного Суда (Армагедонна).

Изображение Христа-Вседержителя обычно занимает главное место в храме — в его центральном куполе — и является символом Церкви Небесной. То есть, согласно Даниилу Андрееву, эта Церковь и есть тот Высший Мир или Синклит Мира, о котором он писал в своей книге "Роза Мира"

Христос Вседержитель (все изображения сразу не могу представить)

На фото видно, что фигура Пантократора вписана в окулюс (лат. oculus — «глазок, орбита») — радужное обрамление в форме круга, сияния, в окружении Сил Небесных (Иерархия Света). Христос помещён в центр круга из четырёх архангелов (Михаил, Уриил, Гавриил и Рафаил) и восьми ангелов.

В ангельском мире была учреждена Богом строгая иерархия из 9-ти ангельских чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы.

И закончу словами прекрасной песни, которая дала толчок, чтобы собрать это всё о «Голубиной книге»:

Есть на княжем острове Книга Голубиная, но не в сяк туда пройдёт, в сторону былинную
Там три Дуба старые, к ним тропинки узкие, Корни там твои сынок, что зовутся русскими, что зовутся русскими, Корни там твои дочурка, что зовутся русскими...

Реки, леса, птиц голоса, в сердце любовь, звон в небесах
Реки, леса, птиц голоса, в сердце любовь, звон в небесах

Воссияет Ясно Солнышко, заиграет росами и в стогу влюблённые затаятся босыми
Не вернётся прежнее Всё что будет сбудется и травою нежною во лугах заблудится

Реки, леса, птиц голоса, в сердце любовь, звон в небесах
Реки, леса, птиц голоса, в сердце любовь, звон в небесах

Там три Дуба старые, к ним тропинки узкие,
Корни там твои сынок, что зовутся русскими
 Корни там твои дочурка, что зовутся русскими…

Реки, леса, птиц голоса, в сердце любовь, звон в небесах
Реки, леса, птиц голоса, в сердце любовь, звон в небесах
Аааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа
(эта песня представлена в моём мире в разделе Музыка на маил. ру , приходите послушать и оставляйте свой отзыв)

Прилагаю ещё этот материал:
Голубиная книга
 3 июня 2010 ( № 22)

В ней содержатся древнейшие сакральные знания русского народа
 
Её называют легендарной. Но при этом никто из учёных не видел "Голубиную книгу" воочию. До наших дней дошли лишь отдельные духовные стихи, сильно "отредактированные" временем и народными сказителями. И тем не менее некоторые исследователи называют "Голубиную книгу" священной, полагая, что в ней содержатся сакральные знания русского народа. А потому и ищут Её так настойчиво, да не могут найти. Рассказать нам о тайне "Голубиной книги", Её поисках и предполагаемом местонахождении согласился известный этнограф и путешественник, исследователь Карелии, вице–президент КРО "Расея" Алексей ПОПОВ.


Дмитрий СОКОЛОВ

— Алексей, скажите, существовала ли когда–либо на самом деле "Голубиная книга"?

 — Калики перехожие — бродячие певцы — испокон веков исполняли духовный стих о "Голубиной книге". А потому среди учёных бытовало мнение, будто книга существует, но вот где находится — неизвестно. Поиском этого священного артефакта занимались известные исследователи и творческие люди прошлого и настоящего: среди них и Гумилев, и Рерих, и Ломоносов… И все они в финале своих розысков сошлись во мнении: следы "Голубиной книги" теряются где–то в Карелии.

— Известно, о чём идёт речь в "Голубиной книге", какие знания в себе таит?

 — Как и полагается древнему сакральному тексту, который содержит в том числе и космогонические сведения о происхождении мироздания в понимании русского человека, он довольно фантастичен. Сегодня известно более 20 различных вариантов духовного стиха, и все они так или иначе отличаются друг от друга. Так, один стих сообщает, будто книга выпала из грозовой тучи в град Иерусалим. В другом варианте она падает с неба "на славную на Фавор–гору, ко чудну кресту животворящему, ко Алатырю белу камню, ко честной главе ко Адамовой". В третьем — на Мергору, на острове Буяне, стоящем посреди моря бездонного, к сырому дубу, что корнями всю Землю охватил… То есть начинаются все версии по–разному. Зато потом все 20 вариантов практически ни в чем не противоречат друг другу. Все они сообщают о масштабе книге: она оказывается размером в длину 40 саженей, а в ширину — 20. Впечатляющее произведение! И отвечало оно на все возможные вопросы, интересовавшие древнего человека: от происхождения Земли до философских понятий добра и зла.

— Да, действительно, размеры книги просто потрясают! Это же 84 на 42 метра! Кто же мог написать такую?

 — Одни варианты приписывают Её авторство Иисусу Христу, другие — Богу Саваофу, третьи — Велесу, вещему богу славян. Очевидно, эти различия вызваны языческим и православным толкованием какого–то одного намного более древнего манускрипта, ведь текст духовного стиха передавался из уст в уста несколько тысячелетий. Духовный стих о "Голубиной книге" в своё время так поразил Николая Рериха, что в 1922 году он даже написал одноименную картину, где изобразил громадную книгу, упавшую с небес и включающую в себя всю мудрость мира. А позднее в своих работах он писал:

"Люди определенно делятся на два вида: одни умеют радоваться Небесному Зодчеству, а для других оно молчит, потому что их сердца безмолвствуют. Но дети умеют радоваться облакам, и это возвышает их воображение, а воображение — лишь следствие наблюдательности. И с первых дней рождения каждому человеку суждена несказуемая по красоте своей Небесная Книга".

— А что за книга могла послужить прототипом "Голубиной книги"?

 — Сегодня это очень сложно сказать. Возможно, разгадка кроется в едином гиперборейском прошлом всех индоевропейских народов. Ведь сама по себе "Голубиная книга" — это перечень вопросов и ответов о строении космоса, природы, иерархии вещей в мире, понятиях добра и зла. Аналогичные вопросы и ответы встречаются в белорусской "Песне о Севрюке", в "Авесте" — священной книге зороастризма, в индоарийской "Ригведе"…

— Выходит, точный возраст "Голубиной книги" не известен?

 — Чтобы определить возраст книги, Её нужно сначала найти. Такими поисками занимались на протяжении столетий множество исследователей. И все они оказались едины во мнении: искать Её следует где–то на Русском Севере, в Карелии. При этом одни учёные называют возраст духовного стиха в 18 тысячелетий, другие говорят о более скромных цифрах в 2,5 тысячелетия. Первая же известная запись духовного стиха была сделана в 1760–х годах одним из первых собирателей фольклора Киршей Даниловым. Хотя услышать пение духовного стиха можно было вплоть до середины прошлого века. Потому как калики перехожие, в чьём репертуаре была "Голубиная книга", продолжали свои путешествия по Русской земле вплоть до 1940–х годов. Об этом косвенно свидетельствует замечание о деревне Нигижме Пудожского района Республики Карелия, оставленное в полевом дневнике экспедиции 1940 года: "Как калики, так и другие певцы принимались здесь в богатых домах. За кусок хлеба они исполняли былины и духовные стихи, которые охотно слушали".

 — Мы все время говорим о духовном стихе, о "Голубиной книге", а саму книгу кто–нибудь читал?

 — В духовном стихе о "Голубиной книге" сказано: после Её падения на Землю к ней собралось сорок царей, сорок королей, сорок попов, сорок дьяконов — одним словом, много народу. Читали они эту книгу три года, а прочитать смогли всего лишь три страницы. И тогда Володимир Володимирович, великий князь, обратился, по одной версии, к царю Давиду, по другой — к Баяну Вещему, дабы те по памяти пересказали ему и всем присутствующим содержание каменной книги. Так гласят различные варианты духовного стиха. Если же говорить о времени более близком к нам, то имеются предположения, что эту книгу читали Михаил Ломоносов и Николай Гумилев, ею очень серьезно интересовались Елена Блаватская, Николай Пржевальский, Генрих Шлиман…

— Если такие люди, как Михаил Ломоносов и Николай Гумилев, читали эту книгу, то местонахождение Её должно быть известно.

 — Не всё так просто. Поиск этой сакральной драгоценности русского народа сродни поиску Святого Грааля. Долгое время на Руси знали лишь духовный стих о "Голубиной книге", который веками исполняли по деревням бродячие певцы, пока в 1904 году на Русский Север не отправился Николай Гумилев. Там, в устье реки Индель, впадающей в Белое море около Беломорска, он обнаружил плоские скалы с высеченными на них петроглифами. Как он потом писал в своих дневниках, его взору открылись сотни метров текста, высеченного неведомыми значками на скалах. Гумилев доложил о своей находке императору Николаю II, после чего все исследования проходили уже под покровительством государства. Гумилеву удалось на тех же скалах обнаружить и некое подобие словаря петроглифов, а затем и перевести каменную книгу.

 — Выходит, текст и перевод книги всё же существуют?

 — К сожалению, нет. Начиная с этого момента все исследования каменной книги окутывает сплошной туман тайны. Сегодня ни в одном открытом архиве нельзя найти ни дневников Николая Гумилева с переводом каменной книги, ни его стихов, посвященных ей. Можно лишь догадываться, что прочитал Гумилев на скалах Белого моря в Карелии. Правда, известно, что в своих последующих экспедициях на Русский Север Гумилев побывал на Кузовском архипелаге и идентифицировал его с легендарным островом Буяном. А ведь, если верить языческим трактовкам духовного стиха, "Голубиная книга" упала с неба именно на остров Буян! В ходе раскопок на архипелаге Гумилев обнаружил гробницу древней царицы, в которой нашёл золотой гребень. На нём была изображена красивая девушка, плывущая на спине дельфина. Причём сделан гребень был из золота тысячной пробы! Добиться такой чистоты металла даже при нынешних технологиях практически невозможно.

— Уж не с гиперборейских ли времен остался этот гребень?

 — Не исключено. Ведь гробница была найдена в каменной пирамиде. Гумилев же, предполагая, будто обнаружил захоронение царицы викингов, сильно удивился, поскольку те никаких пирамид для своих захоронений никогда не строили. Значит, это были останки правительницы намного более древней цивилизации. Дальнейшая судьба гребня также окутана тайной. По легенде, Николай Гумилев передал его Николаю II, а тот — великому князю Сергею Михайловичу. Князь же преподнес золотой артефакт Матильде Кшесинской. Впоследствии балерина вспоминала, что этот гребень у неё пытались купить американские масоны, но она всякий раз отказывалась. К сожалению, драгоценный подарок великого князя исчез во время революции вместе со всеми другими драгоценностями Кшесинской.

— Но зачем масонам понадобился гребень из древней гробницы?

 — Гребень был ценен тем, что являлся одним из немногих артефактов знаменитой цивилизации прошлого. Но сама каменная книга и место Её нахождения интересовали масонов куда больше. Не секрет, что некоторые исследователи связывают происхождение масонских лож с древним орденом тамплиеров. Между тем, упорно ходят легенды, будто в свое время в руки храмовиков попал Ковчег Завета, в котором, по преданию, среди прочего хранились и копии "Голубиной книги", переведенной на древнееврейский. И если это предание хотя бы наполовину верно, то масонам, несомненно, было очень важно найти и оригинал уникальной "Голубиной книги". Ведь информация, сокрытая в ней, давала неограниченную власть над миром.

— Расскажите о современных исследователях, искавших "Голубиную книгу".

 — Наверное, самым известным из современных исследователей можно назвать Константина Севенарда. В 2005 году он повторил путешествие Николая Гумилева на архипелаг Кузова с целью найти захоронение древней царицы и, если повезет, определить реальное местонахождение самой "Голубиной книги". Вскрытую гробницу на одной из сопок Русского Кузова он действительно обнаружил, но вот самой каменной книги, к сожалению, не нашёл. По его мнению, "Голубиная книга" находится к югу от подземного храма, расположенного на Кузовском архипелаге в дельте реки Выг под Беломорском. Правда, сегодня она скрыта под двухметровым слоем воды…

 Дело в том, что, после того как Николай Гумилев доложил о своей находке императору, Николай II неоднократно приезжал сюда. Прямо под каменной скалой с выбитыми петроглифами для царствующей семьи был построен летний дворец, причал для яхты. Сюда даже провели ветку железной дороги. Как пишет Севенард, по приказу императора на реке Индель были построены сразу три плотины — и петроглифы оказались затоплены. А во времена Хрущева здесь и вовсе возвели Белопужскую ГЭС, после чего русло реки изменилось окончательно…

— Скажите, а почему книга называется "Голубиной", а не как–то иначе?

 — Скорее всего, изначально она называлась не "Голубиной", а "Глубинной" — из–за глубины сосредоточенных в ней космогонических знаний. Ведь в ней описывалось всё творение мира: от появления Вселенной и звёзд до иерархии вещей на Земле. Там можно было узнать, какая рыба всех главней, какой камень всех главней, какое дерево всех главней, какой царь всех главней, какой бог всех главней. Но самое главное, из "Глубинной книги" можно было почерпнуть определяющие философские понятия: о добре и зле, о борьбе правды с кривдою. С приходом христианства название было изменено на "Голубиная", так как именно голубь являлся носителем святого духа и сакральных знаний.

— А вы сами пытались найти "Голубиную книгу"?

 — Да. Начиная с 2006 года мы проводим регулярные экспедиции на Кузовский архипелаг — ищем как следы самой книги, так и артефакты, оставленные ранними цивилизациями Русского Севера. Но говорить о каких–то по–настоящему сенсационных находках пока преждевременно…

"Вести", № 22. Много в мире ещё непознанного, и Тайны и клады ждут вас!


1 из переводов донесённых до нас этой КНИГИ:

ГОЛУБИНАЯ(Глубинная) КНИГА
    
     I
    
     Восходила туча сильна, грозная,
    Выпадала книга Голубиная,
    И не малая, не великая:
    Долины книга сороку сажень,
    Поперечины двадсяти сажень.
    Ко той книге ко божественной
    Соходилися, соезжалися
    Сорок царей со царевичем,
    Сорок князей со князевичем,
    Сорок попов, сорок дьяконов,
    Много народу, людей мелкиих,
    Християн православныих,
    Никто ко книге не приступится,
    Никто ко Божьей не пришатнется.
    Приходил ко книге премудрый царь,
    Премудрый царь Давыд Евсеевич:
    До Божьей до книги он доступается,
    Перед ним книга разгибается,
    Все божественное писание ему объявляется.
    Ещё приходил ко книге Володимир-князь,
    Володимир-князь Володимирович:
    «Ты, премудрый царь, Давыд Евсеевич!
    Скажи, сударь, проповедуй нам,
    Кто сию книгу написывал,
    Голубину кто напечатывал?»
    Им ответ держал премудрый царь,
    Премудрый царь Давыд Евсеевич:
    «Писал сию книгу сам Исус Христос,
    Исус Христос, Царь Небесный;
    Читал сию книгу сам Исай-пророк,
    Читал он книгу ровно три года,
    Прочитал из книги ровно три листа».
    «Ой ты, гой еси, наш премудрый царь,
    Премудрый царь Давыд Евсеевич!
    Прочти, сударь, книгу Божию.
    Объяви, сударь, дела Божие,
    Про наше житие, про святорусское,
    Про наше житие свету вольного:
    От чего у нас начался белый вольный свет?
    От чего у нас солнце красное?
    От чего у нас млад-светел месяц?
    От чего у нас звезды частые?
    От чего у нас ночи темные?
    От чего у нас зори утренни?
    От чего у нас ветры буйные?
    От чего у нас дробен дождик?
    От чего у нас ум-разум?
    От чего наши помыслы?
    От чего у нас мир-народ?
    От чего у нас кости крепкие?
    От чего телеса наши?
    От чего кровь-руда наша?
    От чего у нас в земле цари пошли?
    От чего зачались князья-бояры?
    От чего крестьяны православные?»
    Возговорит премудрый царь,
    Премудрый царь Давыд Евсеевич:
    «Ой ты, гой еси, Володимир-князь,
    Володимир-князь Володимирович!
    Не могу я прочесть книгу Божию.
    Уж мне честь книгу – не прочесть Божью:
    Эта книга не малая, .
    Эта книга великая;
    держать – не сдержать будет,
    На налой положить Божий – не уложится.
    Умом нам сей книги не сосметити
    И очам на книгу не обозрити:
    Великая книга Голубиная!
    Я по старой по своей по памяти
    Расскажу вам, как по грамоте:
    У нас белый вольный свет. зачался от суда Божия Солнце красное от лица Божьего, Самого Христа, Царя Небесного; Млад-светел месяц от грудей его, Звезды частые от риз Божиих, Ночи темные от дум Господних, Зори утренни от очей Господних, Ветры буйные от Свята Духа, Дробен дождик от слез Христа, Самого Христа, Царя Небесного. У нас ум-разум самого Христа, Наши помыслы от облац небесныих, У нас мир-народ от Адамия, Кости крепкие от камени, Телеса наши от сырой земли, Кровь-руда наша от черна моря. От того у нас в земле цари пошли: От святой главы от Адамовой; От святых мощей от Адамовых; От того крестьяны православные: От свята колена от Адамова». Возговорит Володимир-князь, Володимир-князь Володимирович: «Премудрый царь Давыд Евсеевич! Скажи ты нам, проповедай: Который царь над царями царь? Кая земля всем землям мати? Кая глава всем главам мати? Который город городам отец? Кая церковь всем церквам мати? Кая река всем рекам мати? Кая гора всем горам мати? Который камень всем камням мати? Кое древо всем древам мати? Кая трава всем травам мати? Которое море всем морям мати? Кая рыба всем рыбам мати? Кая птица всем птицам мати? Который зверь всем зверям отец?» Возговорит премудрый царь, Премудрый царь Давыд Евсеевич: «У нас Белый царь – над царями царь. Почему ж Белый царь над царями царь? И он держит веру крещеную, Веру крещеную, богомольную, Стоит за веру христианскую, За дом Пречистыя Богородицы, - Потому Белый царь над царями царь. Святая Русь-земля всем землям мати: На ней строят церкви апостольские; Они молятся Богу распятому, Самому Христу, Царю Небесному,Потому свято-Русь-земля всем землям мати. А глава главам мати – глава Адамова, Потому что когда жиды Христа Распинали на лобном месте, То крест поставили на святой главе Адамовой. Иерусалим-город городам отец. Почему тот город городам отец? Потому Иерусалим городам отец: Во тем во граде во Иерусалиме Тут у нас среда земле. Собор-церковь всем церквам мати. Почему же собор-церковь всем церквам мати? Стоит собор-церковь посреди града Иерусалима, Во той во церкви соборней Стоит престол божественный; На том на престоле на божественном Стоит гробница белокаменная; Во той гробнице белокаменной Почивают ризы самого Христа, Самого Христа, Царя Небесног- Потому собор-церква церквам мати. Ильмень-озеро озерам мати: Не тот Ильмень, который над Новым градом, Не тот Ильмень, который во Цареграде, А тот Ильмень, который в Турецкой земле Над начальным градом Иерусалимом. Почему ж Ильмень-озеро озерам мати? Выпадала с его матушка Иордань-река. Иордань-река всем рекам мати. Почему Иордань-река всем рекам мати? Окрестился в ней сам Исус Христос Со силою со небесною, Со ангелами со хранителями, Со двунадесятьми апостольми, Со Иоанном, светом, со Креститем,- Потому Иордань-река всем рекам мати. Фавор-гора всем горам мати. Почему Фавор-гора горам мати? Преобразился на ней сам Исус Христос, Исус Христос, Царь Небесный, свет, С Петром, со Иоанном, со Иаковом, С двунадесятью апостолами, Показал славу ученикам оим,- Потому Фавор-гора горам мати. Белый латырь-камень всем камням мати. На белом латыре на камени Беседовал да опочив держал Сам Исус Христос, Царь Небесный, С двунадесяти со апостолам, С двунадесяти со учителям; Утвердил он веру на камени, Распущал он книгу Голубиную По всей земле, по всенныя,- Потому латырь-камень всем камням мати. Кипарис-древо всем древам мати. Почему то древо всем древам мати? На тем древе на кипарисе Объявился нам животворящий крест. На тем на кресте на животворящем Распят был сам Исус Христос, Исус Христос, Царь Небесй, свет,- Потому кипарис всем древам мати. Плакун-трава всем травам мати. Почему плакун всем травам мати? Когда жидовья Христа распяли, Святую кровь его пролили, Мать Пречистая Богородица По Исусу Христу сильно плакала, По своем сыну по возлюбленном, Ронила слезы пречистые На матушку на сыру землю; От тех от слез от пречистыих Зарождалася плакун-трава.- Потому плакун-трава травам мати. Океан-море всем морям мати. Почему океан всем морям мати? Посреди моря океанского Выходила церковь соборная, Соборная, богомольная, Святого Климента, попа римского: На церкви главы мраморные, На главах кресты золотые. Из той из церкви из соборной, Из соборной, из богомольной, Выходила Царица Небесная; Из океана-моря она омывалася, На собор-церковь она Бо молилася,- От того океан всем морям мати. Кит-рыба всем рыбам мати. Почему же кит-рыба всем рыбам мати? На трех рыбах земля основана. Стоит кит-рыба – не сворохнется; Когда ж кит-рыба поворотится, Тогда мать-земля восколыбнется, Тогда белый свет н покончится,- Потому кит-рыба всем рыбам мати. Основана земля Святыим Духом, А содержана Словом Божиим. Стратим-птица всем птицам мати. Почему она всем птицам мати? Живёт стратим-птица на океане-море И детей производит на океане-море. По Божьему все повелению Стратим-птица вострепенется, Океан-море восколыхнется; Топит она корабли гостиные Со товара драгоценными,- Потому стратим-птица всем птицам мати. У нас индрик-зверь всем зверям отец. Почему индрик-зверь всем зверям отец? Ходит он по подземелью, Прочищает ручьи и проточины: Куда зверь пройдет,- Тута ключ кипит; Куда звертот поворотится,- Все звери зверю поклонятся. Живет он во святой горе, Пьет и ест во святой горе; Куды хочет, идет по подземелью, Как солшко по поднебесью,- Потому же у нас индрик-зверь всем зверям отец». Возговорил Володимир-князь: «Ой ты, гой еси, премудрый царь, Премудрый царь Давыд Евсеевич! Мне ночесь, сударь, мало спалось, Мне во сне много виделось: Кабы с той страны со восточной, Кабы с другой страны со полудеиной, Кабы два зверя собиралися, Кабы два лютые собегалися, Промежду собой дрались-билися, Один одного зверь одолеть хочет». Возговорил премудрый царь, Премудрый царь Давыд Евсеевич: «Это не два зверя собиралися, Не два лютые собегалися, Это Кривда с Правдой соходилися, Промежду собой бились-дрались, Кривда Правду одолеть хочет. Правда Кривду переспорила. Правда пошла на небеса К самому Христу, Царю Небесному; А Кривда пошла у нас вся по всей земле, По всей земле по свет-русской, По всему народу христианскому. От Кривды земля восколебалася, От того народ весь возмущается; От Кривды стал народ неправильный, Неправильный стал, злопамятный: Они друг друга обмануть хотят, Друг друга поесть хотят. Кто не будет Кривдой жить, Тот причаянный ко Господу.
    
    II
    
     Да с начала века животленного
    Сотворил Бог небо со землею,
    Сотворил Бог Адама со Еввою,
    Наделил питаньем во светлом раю,
    Во светлом раю жити во свою волю.
    Положил Господь на их заповедь великую:
    А и жить Адаму во светлом раю,
    Не искушать Адаму с едного древа
    Того сладка плоду Виноградова.
    А и жил Адам во светлом раю,
    Во светлом раю со своею со Еввою
    А триста тридцать три годы.
    Прелестила змея подколодная,
    Приносиля годы с едина древа,Одну ягоду воскушал Адам со Еввою И узнал промеж собою тяжкой грех, А и тяжкой грех и великой блуд: Согрешил Адаме во светлом раю, Во светлом раю со своею со Еввою. Оне тута стали в раю нагим-наги, А нагимаги стали, босешуньки,- Закрыли соромы ладонцами, Пришли оне к самому Христу, К самому Христу, Царю Небесному. Зашли оне на Фавор-гору, Кричат-ревут зычным голосом: «Ты Небесной Царь, Исус Христос! Ты услышал молитву грешных раб своих, Ты спусти на землю меня трудную, Что копать бы землю копарулями, А копать землю копарулями, А и сеять семена первым часом». А Небесный Царь, милосерде свет, Опущал на землю его трудную. А копал он землю копарулями, А и сеял семена первым часом, Вырастали семена другим часом, Выжинал он семена третьим часом. От своих трудов он стал сытым быть, Обуватися и одеватися. От того колена от Адамова, От того ребра от Еввина Пошли христиане православные По всей земли светорусския. Живучи Адаме состарился, Состарился, переставился. Свята глава погребенная. После по той потопе по Ноевы, А на той горе Сионския, У тоя главы святы Адамовы Вырастало древо кипарисово. Ко тому-то древу кипарпсову Выпадала книга Голубиная, Со небес та книга повыпадала: В долину та книга сорока пядей, Поперек та книга двадцати пядей, В толщину та книга тридцати пядей. А на ту гору па Сионскую Собиралися-соезжалися Сорок царей со царевичем, Сорок королей с королевичем, И сорок калик со каликою, И могучи-сильные богатыри. Во единой круг становилися. Проговорит Волотомон-царь, Волотомон-царь Волотомонович, Сорок царей со царевичем, Сорок королей с королевичем, А сорок калик со каликою И все сильные-могучи богатыри А и бьют челом, поклоняются А царю Давыду Евсеевичу: «Ты премудрый царь Давыд Евсеевич! Та душа и наследует Себе Царство Небесное». Подыми ты книгу Голубиную, Подыми книгу, распечатывай, Распечатывай ты, просматривай, Просматривай ее, прочитывай: От чего зачался наш белой свет? От чего зачалося солнце праведно? От чего зачался светел месяц? От чего зачалася заря утрення? От чего зачалася и вечерняя? От чего зачалася темная ночь? От чего зачалися часты звезды?» Проговорит премудрый царь, Премудрый царь Давыд Евсеевич: «Вы сорок царей со царевичем, А и сорок королей с королевичем, И вы сорок калик со каликою, И все сильны-могучи богатыри! Голубина книга не малая, А Голубина книга великая: В долину книга сорока пядей, Поперек та книга двадцати пядей, В толщину та книга тридцати пядей, На руках держать книгу – не удержать, Читать книгу – не прочести. Скажу ли я вам своею памятью, Своей памятью, своей старою, От чего зачался наш белой свет, От чего зачалося солнцо праведно, От чего зачался светел месяц, От чего зачалася заря утрення, От чего зачалася и вечерняя, От чего зачалася темная ночь, От чего зачалися часты звезды. А и белой свет – от лица Божья, Солнцо праведно – от очей его, Светел месяц – от темечка, Темная почь – от затылечка, Заря утрення и вечерняя – от бровей Божьих, Часты звезды – от кудрей Божьих!», Все сорок царей со царевичем поклонилися, И сорок королей с королевичем бьют челом, И сорок калик со каликою, Все сильные-могучие богатыри. Проговорит Волотомон-царь, Волотомон-царь Волотомонович: «Ты премудрый царь Давыд Евсеевич! Ты скажи, пожалуй, своею памятью, Своею памятью стародавную: Да которой царь над царями царь? Котора моря всем морям отец? И котора рыба всем рыбам мати? И котора гора горам мати? И котора река рекам мати? И котора древа всем древам отец? И котора птица всем птицам мати? И которой зверь всем зверям отец? И котора трава всем травам мати? И которой град всем градом отец?» Проговорит премудрый царь, Премудрый царь Давыд Евсеевич: «А Небесной Царь – над царями царь, Над царями царь, то Исус Христос. Океан-море – всем морям отец. Почему он всем морям отец? тому он всем морям отец,- Все моря из него выпали И все реки ему покорилися. А кит-рыба – всем рыбам мати. Почему та кит-рыба всем рыбам мати? Потому кит-рыба всем рыбам мати,- На семи китах земля основана. Ердань-река – рекам мати. Почему Ердань-река рекам мати? тому Ердань-река рекам мати,- Крестился в ней сам Исус ХристосСионская гора-всем горам мати,- Растут древа кипарисовы, А берется сера по всем церквам, По всем церквам вместо ладану. Кипарис-древо – всем древам отец. Почему кипарис всем древам отец, Потому кипарис всем древам отец,- На нём распят был сам Исус Христос, То Небесной Царь. Мать Божья плакала Богородица, А плакун-травой утиралася, Потому плакун-трава всем травам мати. Единорог-зверь – всем зверям отец. Почему ЕДИНОРОГ всем зверям оте Потому единорог всем зверям отец,- А и ходит он под землею, А не держут его горы каменны, А и те-то реки его быстрые; Когда выйдет он из сырой земли, А и ищет он сопротивника, А того ли люта льва-зверя; Сошлись оне со львом во чистом поле, Начали оне, звери, дратися: Охота им царями быть, Над всемя зверями взять большину, И дерутся оне о своей большине. Единорог-зверь покоряется, Покоряется он льву-зверю, А и лев подписан – царем ему быть, Царю быть над зверями всем, А и хвост у него колечиком. А нагай-птица – всем птицам мати, А живет она на океане-море, А вьет гнездо на белом камени; Набежали гости корабельщики А на то гнездо нагай птицы И на его детушак на маленьких, Нагай-птица вострепенется, Океан-море восколыблется, Кабы быстры реки разливалися, Топят много бусы-корабли, Топят много червленые корабли, А все ведь души напрасные. Ерусалим-град – всем градам отец. Почему Ерусалим всем градам отец? Потому Ерусалим всем градам отец, Что распят был в нём Исус Христос, Исус Христос, сам Небесной Царь, Опричь царства Московского».


А БОЛЬШЕ ВСЕГО МНЕ НРАВИТСЯ ЭТО ПЕРЕЛОЖЕНИЕ

ГЛУБИННАЯ КНИГА
Восходила от Востока туча сильная, гремучая,
Туча грозная, великая, как жизнь людская — длинная,
Выпадала вместе с громом Книга Праотцев могучая,
Книга-Исповедь Глубинная,
Тучей брошенная к нам,
Растянулась, распростерлась по равнинам, по горам.
Долины та Книга будет — описать ЕЁ нельзя,
Поперечина — померяй, истомит тебя стезя,
Буквы, строки — чащи — леса, расцвечённые кусты,
Эта Книга — из глубинной беспричинной высоты.
К этой Книге ко божественной,
В день великий, в час торжественный,
Соходились сорок мудрых и царей,
Сорок мудрых, и несчётность разномыслящих людей.
Царь Всеслав до этой Книги доступается,
С ним Ведун-певец подходит Светловзор,
Перед ними эта книга разгибается,
И глубинное писанье рассвечается,
Но не полно означается узор.
Велика та Книга — взять так не поднять Её,
А хотя бы и поднять — так не сдержать Её,
А ходить по ней — не выходить картинную,
А читать Её  прочесть ли тьму глубинную.
Но ведун подходит к Книге, Светловзор,
И подходит царь Всеслав, всепобедительный,
Дух у них, как и у всех, в телесный скрыт цветной убор,
Но другим всем не в пример горит в них свет нездешний, длительный.
Царь Славянский вопрошает, отвечает Светловзор.
«Отчего у нас зачался белый вольный свет,
Но доселе, в долги годы, в людях света нет?
Отчего у нас горит Солнце красное?
Месяц светел серебрит Небо ясное?
Отчего сияют ночью звёзды дружные,
А при звёздах всё ж глубоки ночи тёмные?
Зори утренни, вечерние — жемчужные?
Дробен дождик, ветры буйные — бездомные?
Отчего у пас ум-разум, помышления?
Мир-народ, как Море, сумрачный всегда?
Отчего всей нашей жизни есть кружение?
Наши кости, наше тело, кровь-руда?» 
И ведун со взором светлым тяжело дышал,
Перед Книгою Глубинной он ответ царю держал. 
«Белый свет у нас зачался от хотенья Божества,
От великого всемирного Воления.
Люди ж темны оттого, что воля света в них мертва,
Не хотят в душе расслышать вечность пения.
Солнце красное — от Божьего пресветлого лица,
Месяц светел — от Божественной серебряной мечты,
Звёзды частые — от риз его, что блещут без конца,
Ночи тёмные — от Божьих дум, от Божьей темноты
Зори утренни, вечерние — от Божьих жгучих глаз,
Дробен дождик — от великих, от повторных слёз его,
Буйны ветры оттого, что есть у Бога вещий час,
Неизбежный час великого скитанья для него.
Разум наш и помышленья — от высоких облаков,
Мир-народ — от тени Бога, светотень живет всегда,
Нет конца и нет начала — оттого наш круг веков,
Камень, Море — наши кости, наше тело, кровь-руда». 
И Всеслав, желаньем властвовать и знать всегда томим,
Светловзора вопрошал ещё, была беседа длинная
Книгу Бездны, в чьи листы мы каждый день и час глядим,
Он сполна хотел прочесть, забыл, что Бездна — внепричинная,
И на вечность, на одну из многих вечностей, пред ним.
Заперлась, хотя и светит, Книга-Исповедь Глубинная.