Новое и старое

Владимир Кодебский
«Новое и старое»

Христос, избирая Себе учеников для проповеди нового учения добра и любви, не случайно призвал людей не книжных (Дея. 4, 13), ибо Он сказал некогда: «Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвёт мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые» (Мр. 2, 22).
Об этом же говорит и другое выражение Иисуса Христа: «…всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (Мф. 13, 52).
Конечно, если бы Христос попытался из книжников подготовить Себе апостолов нового учения, то Ему это не удалось бы. Апостолы из книжников вместе с новым учением Христа выносили бы обязательно и что-либо старое (закоренелое) из закона Моисеевого, от которого невозможно быстро отделаться в силу инерционных свойств воспитанности человека.
Так, знаменитый чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) в своих дидактических произведениях говорит об одном учителе, который у поступающих в школу спрашивал прежде всего, обучался ли он у кого-либо. И, если обучался, то брал с таких двойную плату, потому что их надо было сначала отучить от того, чему они уже научены, а потом лишь обучать новому.
По этой же причине и проповедников Евангелия надо было готовить из людей не книжных, чтобы вместе с учением благодати они не выносили бы элементов исполнившегося (завершившегося) Моисеевого закона.
Так оно и было. Простые рыбаки поведали миру о любвеобильном Иисусе Христе, добром Пастыре, учителе добра и справедливости, предсказанном законом и пророками. И за Христом последовали в первую очередь не книжники и фарисеи, а мытари и блудницы (Мф. 21, 31).
Однако, милость Божия достигла также некоего книжного (грамотного) фарисея (Фил. 3, 5)  Савла (Дея. 9 гл.). Вот тут-то и исполнились слова Иисуса Христа о всяком книжнике (Мф. 13, 52). И апостол Павел, конечно, не был исключением, потому что слово «всякий» как раз не предусматривает исключения.
Апостол Павел уверовал, что Иисус Христос есть Сын Божий и принял Его новое учение, но в силу того, что он был по-фарисейски наставлен в законе, он время от времени выносил вместе с новым учением благодати и старое древнезаконное учение, гарантирующее за грехи, рано или поздно, только смерть.
Но в пылу первой христианской любви никто не заметил этой его слабости. Многие и сейчас даже боготворят апостола Павла и говорят, что сказанное им равносильно сказанному Иисусом Христом.
Но апостол Павел был прежде всего всё-таки человек, а потом ещё и книжник, которого Христос по милости Своей научил Царству Небесному. Поэтому все его послания представляют собой смесь нового и старого учения. И вследствие неумелого отличия нами этого нового от старого возникает среди верующих множество кривотолков, разногласий, делений, течений, деноминаций, конфессий.
Стало очень трудно разобрать, что можно делать, а чего нельзя.
Тут вам и покрывание головы для ангелов. Тут ношение брюк женщинами, борьба с плотью, отношение к пище, старшинство мужчин и «Жёны в церкви да молчат» и др.
А нам всё-таки нужно принимать только новое учение Иисуса Христа: добро, любовь, свободу.
* * *