Психологическое воздействие путём слова

Галина Геннадьевна Трубчанинова
 При написании этой статьи я обратилась к известному психологу Алле Козыревой.Она как раз работает в направлении "Стихи и их психологическое воздействие на читателя".Обитая в поэтическо- писательской среде  начинаешь сталкиваться с разнообразной деформацией слова. Не буду сразу  глубоко углубляться,так как наблюдения навели меня на очень серьёзные открытия. Думаю, если решусь выпустить  свои размышления в интернет статьях, должно пройти какое-то время. Поэтому начнем с малого, не вникая в такие сложности, как деление писателей  на группы, относящиеся  к Дому Солнца и Дому Луны. Эта тенденция, кстати, сейчас очень явно выражается в  писательском творчестве.Начнём с начала.
Итак, Алла Козырева начала свою беседу с рассмотрения выражения А.Ахматовой:

"Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда..."

  Читатель цепляется внутренним взором за слова, стоящие в конце строк стихотворного текста, да еще зарифмованные. Слова оказывают сильнейшее воздействие на психику человека. В данном случае это слова «сор» и «стыд». Предположим, это стихотворение читает талантливый человек, не уверенный в себе. Что помешает сделать ему подсознательный вывод о том, что он «нашел свой талант на помойке»? Как он будет оценивать поэзию и себя?

  Сразу оговорюсь, что примеров можно брать множество. На существующих лит. сайтах  возникают различные экспериментальные "подсайты", на которых во всю происходит экспериментирование словом....Только вот вопрос - для чего и для КОГО? Допустим, эксперименты в направлении улучшения, развития, раскрытия способностей человека, оказания ему посильной помощи словом ещё понять можно. Но, пардон, если вы, уважаемые писатели и поэты, сознательно, прячась за экранное стекло, ставите эксперименты  в направлении пробуждения отрицательного, нагнетания зла и тьмы на человеческие Души, а тем паче, призывая к совершению преступления или суицида...то на кой черт вас выпускают в интернет? Раньше бы - однозначно на костёр! Чтобы не плодили зло и тьму в душах.Но пси-эксперименты становятся нормой в повседневности. Добрались до вседозволенности и невидимости и...бес предел торжествует!?

   Но вернёмся к началу.Об  этом стихотворении очень жестко отозвался русский философ Иван Александрович Ильин, который говорил о недопустимости того, чтобы стихи «росли из сора», а считал приемлемыми только такие произведения, которые написаны «из сокровенной глубины сердца». Стихи с сильным «негативом» встречаются очень часто (вся наша цивилизация проникнута духом негативизма, зачем же усугублять это еще в искусстве?).

  Вот вам ещё один пример. Чего стоит детское стихотворение «Мойдодыр» Чуковского:

Ах ты гадкий,
Ах ты грязный,
Неумытый поросенок…

- и так по всему тексту до самого конца, когда уже умывшийся герой опять называется грязнулей. Для нас, взрослых,всё понятно,это воспитательное произведение, но....! Все это проходит в детское подсознание и оставляет там не самый лучший отпечаток. А подсознание (или бессознательное, как выражаются психологи), как известно, не умеет критиковать поступающую информацию и не понимает слова «нет». Поэтому даже «не грязнуля» будет воспринято как «грязнуля».

   Корней Иванович, конечно, уже умер, но Мойдодыр жив, он живет в нас "бомбой замедленного действия"!Разумеется, я несколько гиперболизирую, нагнетаю, так сказать. Не хочу пока браться  всерьёз за произведения современников, тем более, современников, присутствующих на всеми посещаемых сайтах. Жизни не хватит, чтобы ВСЁ и всех прочитать и конкретно разобраться, о чём "народ" пишет. Моя цель - донести до пишущих людей мысль л том, что если взялся писАть, да ещё и в интернет выставлять - не засоряй пространство, не умножай зло и не взращивай ненависть! Всё вернётся бумерангом и в самый неожиданный для тебя самого момент. Это раз. Во-вторых, очнись от самовозвышения, оглянись - вокруг тебя миллионы душ! Неужели ты хочешь и САМ жить в грязном, жестоком, опасном мире?Если НЕТ - тогда создавай мудрое и прекрасное, умножай любовь и  зажигай свет в человеческих сердцах и Душах!

Поэтому и говорят психологи:"Почему бы вам всем, пользующимся словом, особенно - печатным словом, не задуматься о том, «как слово ваше отзовется»?"

   Сильное воздействие оказывают не только слова в конце строки, рифмы, но также слова: - стоящие в начале строк;
- слова, переставленные по сравнению с обычном порядком слов;
- слова, выделенные любыми другими способами, например, просто неожиданные в данном контексте;
- слова, напечатанные не так, как все произведение;
- яркие метафоры.
Пардон, небольшой камушек в огород "Психоделика или 3Д поэзия".Коллеги, без обид, давайте по взрослому!!!

   Литературных приемов, конечно, множество, и мы их знаем, но вот для чего мы их употребляем – для того, чтобы усиливать тоску и уныние?

  Очень важен также общий настрой произведения. Часто встречаются вещи противоречивые, подтекст которых «спорит» с основной идеей.

  Часто возникает вопрос, у меня по крайней мере -Почему мы часто обращаемся к Пушкину? Он умел быть четким и ясным и выражать именно то, что хотел сказать, давать мощный энергетический заряд, и в целом его творчество наполнено созидательной энергией:
Сами смотрите....
"Да здравствует солнце,
Да скроется тьма."
"Здравствуй, племя младое, незнакомое"
"Глаголом жги сердца людей".

  В чем главные сложности для поэта и писателя, желающего быть позитивным в своей речи и передать талантливо и реалистически позитивные события?

  Во-первых, У НАС НЕ РАЗРАБОТАН ПЛАСТ ЛИТЕРАТУРЫ, ОТНОСЯЩИЙСЯ К ПОЛОЖИТЕЛЬНОМУ ОПЫТУ.
Это объективная трудность, но это и великий вызов для тех, кто хочет писать о различных "полетах". А раз хочешь, значит, можешь, а раз можешь, значит, будешь, разве не так!?

  Во-вторых, у нас нет привычки осознавать и продумывать до сокровенных тонкостей то, что мы хотим выразить. Лично мне при написании некоторых стихотворений помогает только интуиция, которая говорит: «Стоп! Зачем выливать личное чувство обиды на невинных читателей! Перепиши то же по-иному! Может, дело в реальности отличается от того, что тебе сгоряча кажется!» Чаще всего удается осмыслить ту же идею по-новому.Но, просматривая свои произведения, убеждаюсь в верности высказываний моих почитателей в реальности -  в них в основном доминирует СВЕТ! И  этим могу искренне погордиться(перед собой!)Поэтому интуитивно ищу  на пространствах интернета, в литературных сообществах не маститых снобов, часто "ворчащих" в стихах от нехватки своих эмоций и идей, а живых, светлых,чувствующих, переживающих взлеты и падения, но - дарующих своими произведениями энергию  любви, света, доброй силы!

  В-третьих, нужно следить за тем, чтобы произведение о положительных сторонах жизни не было плакатным, чтобы оно шло из глубины сердца, тогда и слова подходящие найдутся. Для этого надо знать, чего хочет наше сердце – и это, я думаю, корень таланта. Это нелегко, но осуществимо.

  Казалось бы, о счастье ничего интересного не напишешь. Однако есть замечательный американский поэт Уолт Уитмен, который умел писать талантливо и о позитивном человеческом опыте. Есть Ричард Бах, который о полетах пишет так, что летать хочется каждому его читателю.

  Существует и на наших лит.пространствах много талантливых людей,пишущих прекрасные стихи. НО! Опять это НО!- которые не знают, нужно ли кому-нибудь их искусство.(Это отдельная тема) Вот они и могли бы поразмыслить о возможностях разработки нового пласта художественного творчества.

   Таким образом, можно будет «разогнуть спину» и добиться чего-то истинно нового в искусстве – и возможно, помочь другим людям. При этом кажется целесообразным не делать негативных обобщений, стараться показывать пути "индивидуации, самореализации", какими трудными бы они ни были.Хотя "негатив" - это тоже эмоция, скажете вы...Да согласна,это тоже эмоциональный всплеск....И "ушат" на читателей...И  вполне вероятное взращивание эмоционального вампиризма(Это отдельная тема)кстати, негатив можно писаТь-описывать ТАК, что читающий  сам придет к выводу, что "лучшее - впереди", "на этом -не конец"...(отдельная тема)

  Я не пытаюсь ограничить творческую свободу, как, возможно, кажется, а стараюсь показать, что есть ценные неразработанные области в искусстве. И ориентировать писателя на развитие в себе прежде всего  ЧУВСТВА прекрасного и доброго. Хотя ритм и мастерство в стихосложении тоже играют НЕМАЛОВАЖНУЮ роль!(отдельная тема)

  Несколько лет назад  мне предоставилась возможность  задумываться над тем, как лучше донести до читателей свои чувства. Возможно, что это произошло  под влиянием семинара по психологии под руководством Е.Л.Яковлевой и М.Р.Гинзбурга. Пытаюсь работать в данном направлении.(отдельная тема) Вот некоторые закодированные стихи.Сразу оговариваюсь - не мои.

Возьми мое сердце крылатым!
По синим полям, по дорогам астральным
Мужчина не должен бродить гениальным.
Куда же нормальному парню деваться?
Наверное, брать и отдаваться.
Но сердце не ищет гармонии с телом,
Всегда оно рвется к безмерным пределам,
Как Бога великого атом.
Возьми мое сердце крылатым!
......................
К Читателю

Ты мой любимый,
Хоть тебя я не вижу.
Ты мой любимый,
Хоть тебя я не знаю.
Нет у меня никого тебя ближе.
Ты моя главная забота земная.
Какой ты ни есть –
Я тебя принимаю.
Какой ты ни есть –
Ты всегда золотистый.
Ты ветер, от свежего солнышка чистый,
А если женщина – яблоня наливная,
И все вокруг – ее нежные дети.
А если девчонка –
Стрекоза на рассвете.
А если мальчишка –
Юнга бессмертный.
Читатель, всегда неожиданно верный,
Бережный,
Ты мой любимый.
.........................

  Итак, Вы, мой  уважаемый читатель, вступаете  вместе со мной на очень интересный путь самосовершенствования и развития мощного светлого потенциала в литературе и поэзии посредством  написания  собственных произведений. Не причисляю себя к "Рыцарям Светлого(белого) Ордена", но постоянно им себя ощущаю.Не настаиваю на нашем совместном движении вперёд. Каждый выбирает свой путь сам! Но если Вы решитесь двигаться со мной в одном направлении,прошу Вас набраться терпения. Труд этот не из лёгких....Для меня, во всяком случае. Время-время, его вечно не хватает! И не отмалчивайтесь. Если есть желание- спрашивайте или просто высказывайте своё мнение. Я - не Гуру, могу и...завернуть не туда!!!
С моим уважением ко всем читателям, писателям и даже недоброжелателям!
От автора.


© Copyright: Галина Геннадьевна Трубчанинова, 2012
Свидетельство о публикации №21202020808
Перенесено со странички "Проза.ру"
   
                Из ДОМА  СОЛНЦА
Рецензия на «Психологичеое воздействие путём слова» (Галоген)

=Воздействие на сознание=

Прочитал вашу статью. Лишь из-за ответа на мою рецензию я пишу вам, поскольку надеюсь, что у вас есть почва для честного отношения к познанию.
В статье вам не хватает структурности в сознании (которая сформировано на основании универсальных, знаниях о строении мироздания, существующих законов и принципов в нём) чтобы выразить желаемое структурно и четко. Инструменты психологии не обладают силой, которая способна объяснить и разрешить положительно ваши стремления.

1.Во-первых обозначим, где находится фокус внимания и допустимые (осознанно или нет предел допустимости) вами подразумеваемого читателя.
2.Во-вторых обозначим куда и на что мы хотим направить внимание читателя.
3.В третьих укажем почему цель направленного внимания заслуживает усилий.
4.В четвёртых коснёмся средств (как мягких, так и эффективных) и для достижения нами описываемой цели.

Моё сознание более находится не социальной среде, а среди искателей и познающих, поэтому подход иной и более практичный.

1.Вы описываете, что уже существует искажения - «деформация слова», которые привносят в свои произведения авторы. Вами преувеличена сила их влияния взятая, как обобщение: «Сильнейшее воздействие». Реально же сила слова складывается из суммы у автора: духовного уровня сознания, сила чувств и эмоций, волевого аспекта. Сила слова глупца (невежи) и духовного учителя совершенно различны, даже если они употребят одинаковые метафоры.
Идёт война (она и не прекращалась) и поле битвы в ней - влияние на фокус внимания, манипуляция им у Существ. Если вы владеете вниманием существа - вы управляете им. Поэтому чтобы управлять, с позиции нижних структур необходимо влиять на внимание существа Сублиминально т. е. минуя сознание, через инстинкты и сиюминутные удовольствия пряча последствия к каким разрушениям это ведёт. Светлые же оперируем фокусом внимания через осознание того, что последует за действием призывая к ответственности. Так или иначе в большинстве существ есть порталы тёмных, светлых и своё сознание. Так или иначе существа желают ощущать то, что либо не сознают (управляют темные) сознают - светлые и сознание - где и происходит выбор и отбор в реализации желаемого действия. Существа допускающие в своём воспроизведении (например в стихах) негативизм, разрушение, яркие низменные эмоции - являются паразитами к окружающим и они часто не сознают это, либо считаю допустимым (чего тёмные и добивались) поэтому разоблачение их поведения обращение к разуму и светлым законам тёмным совершенно не выгодно, поэтому они через обиды, всплески эмоций будут блокировать попытки ослабления своей власти. Поэтому обращение к некоторым существам быть светлым и осознанным - пустая трата времени и усилий. Вы должны определять уровень осознанности у каждого и смысл взаимодействия с ним.

2.Направляя внимания читателя необходимо помнить, цели и задачи искусства. Искусство - это форма мягкой духовности, которая пытается донести вечные ценности, через понятные способы воспринимающего. Касаясь речи, языка, ораторских способностей, несложно понять, что это - форма выражения намерения, а куда мы будем направлять внимание воспринимающего - другая сторона вопроса. В любом случае в традициях большинства духовных школ существуют предания, жизнеописания сильных и светлых личностей, которые передаются в виде историй как пример, каким нужно быть и каким образом можно преодолевать препятствия и совершенствоваться. Темные тоже имеют свои примеры,но они основаны в основном лишь на силе.

3.Цель любого существа находится в стремлении к совершенствованию, рано или поздно и это доступно для осознания важности каждому. Существуют три направления в Йоге для самосовершенствования: Йога Воли, Йога Сознания, Йога работы с энергий. В той или иной мере эти аспекты задействуют все духовные учения.
Все светлые духовные ценности и качества поощряются, поскольку они имеют перспективы раскрытия сознания, перспективы совершенствования и защите достигнутого уровня. Темные же духовные учения не имеют перспектив развития, поскольку паразитичны и зависимы от доноров. Поэтому правильное общество в той или иной мере обращается именно к ценностям духовным, а лишь затем отражает это в искусстве. Прекрасное и доброе в искусстве - это светлые качества у духовной личности, поэтому на самом деле происходит ожидание этих качеств у существ в виде личного, светлого и настоящего уникального опыта познания.

4.Психология, как и психоанализ не имеет достаточных средств для настоящего глубинного преобразования сознания, поскольку оперируют лишь текущим воплощением и лишь изредка касаясь принципов и законов в мироздании (Майкл Ньютон «Путешествие Души» например).
Помня, что личный пример - лучшая проповедь, вы можете сами являться примером и эталоном принципов, которые вы публикуете в своих стихах. И помните на войне много сформированных подменных ценностей и многие могут чистосердечно заблуждаться, вы же ступив на путь познания обязаны всё проверять на правдивость.

Радости вам и Добра!

Свободный Луч

P.S:От автора:
Что касается меня лично- с Йогами не имею дел) никаких...
Каждый имеет право выбора- залипать в секту, или НЕ залипать. Так вот- я в своюодном собственном плаванье. Собирая мозаику из разных кусочков, не позволяю никакому течению залить своими правилами мой разум. И тем паче, не отдаю свою Душу никому и ничему! ТЧК