Некоторые соображения о дорожных знаках

Ильдус Фаррахов 2
 Жизнь и смерть всегда идут рядом. Необъяснимо, но с самого раннего детства человек
 поставлен перед неизбежной фатальностью, он совершенно точно знает, что
 когда-нибудь он умрёт. В каком-то смысле, «Большое Будущее» известно каждому человеку,
 и однозначно сказать, что наше будущее нам неизвестно, нельзя.
 Вопрос смерти - обязательная функция человеческого сознания, и прикладная сторона
 этого вопроса давно перешла в религиозно-философскую плоскость.
 Постоянное возвращение к теме смерти - основная идея человечества в целом
 и каждого индивидуума в частности.
 В учебнике по марксистко-ленинской философии, утверждённом в высших инстанциях
 нашего государства, разъяснялось, что основным  вопросом философии является
 отрицание бытия божьего, или, проще говоря, есть Бог, или нет его...
 Это и есть тема смерти, только изложенная в мажорном ладу.
 Каждому из нас предстоит жить на этой планете, в этой гигантской «коммуналке»
 и в том окружении, в котором каждому из нас сподобилось появиться.
 Слова детской песни «Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко» - современны раз
 и навсегда. У египтян был обычай во время пиршества вносить мумию для напоминания
 о самом главном событии, через которое предстоит пройти каждому из нас.

 Когда сгоришь, что станется с тобою:
 Уйдешь ли дымом в небо голубое,
 Золой ли станешь мертвой на ветру?
 Что своего оставишь ты в миру?
 Чем вспомнить нам тебя в юдоли ранней,
 Зачем ты в мир пришел?
 Что пепел скрыл от нас? А вдруг
 Из пепла нам блеснет алмаз,
 Блеснет со дна своею чистой гранью.
 (из стихотворения Ц. Норвида)

 В Библии сказано «Ибо возмездие за грех – смерть». Как это надо понимать,
 пусть каждый для себя  решает сам. Человечество спокон веков прилагало
 невероятные  усилия  для выживания и продления жизни в самых критических
 жизненных обстоятельствах. 
 Главными достижениями 20-го века, по заключению Организации Объединенных Наций
 (ООН), являются: автомобиль, кинематограф, метрополитен, фонограф, джаз, телефон,
 энергия деления ядер, информатика, (в скором будущем - глобальная компьютеризация)…
 Одним из свойств, объединяющих все эти удивительные открытия, является скорость.
 Скорость, по-видимому, это явление, под знаком которого, будет развиваться
 человеческая мистерия в настоящем и будущем…Предсказания и всякого рода
 предзнаменования, как правило, осуществляются внезапно, неотвратимо и быстро.
 Как отметил в своём дневнике М. Палеолог по поводу российских событий 1917 года,
 «Неотвратимое происходит мгновенно».
 Теория Большого взрыва во вселенной, вознесение на небо Иисуса Христа,
 скорость света и, наконец, последняя новинка из прошлого века, «летающие тарелки»
 – все эти события происходят при невероятных скоростях. Скорость – это жаровня,
 в которой выплавляется драматургия будущего… Для верующих - неотвратимого
 Армагеддона. Автомобиль, как и другие средства передвижения, в обозримом будущем
 - это барометр цивилизации. В философском смысле кратковременный выигрыш во времени
 - пять лет, сжатые до четырех. «Доброе зло» - бытовой ускоритель.
 В поверьях различных народов скорости придаётся сакральное значение.
 Она является одним из признаков нечистой силы. Ведьма летает на метле, выскакивающий
 из сосуда джинн, чёрт на колокольне, шабаши, и т. д…
 Сколь угодно таких примеров предоставляет нам художественная литература.
 Напомню хотя бы полёт панночки в повести Н. В. Гоголя  «Вий», или ночные экзерсисы
 Маргариты из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
 Почти каждый житель земли, достигший совершеннолетия, вне зависимости от пола,
 первым делом приобретает, или мечтает купить себе машину. Статистика, как бы
 к ней не относились,  предлагает нам такие цифры. Ежегодно во всём мире под колёсами
 машин гибнет 1,2 миллиона человек, Россия на первом месте в Европе по смертности
 на дорогах… Профилактика – это пока единственная реальность, на которую человечество
 еще может опереться. По меткому народному наблюдению,
 правила безопасности дорожного движения напечатаны на бумаге,
 а написаны они кровью.

 Я уже несколько лет работаю над темой, связанной с дорожными знаками.
 Мною не преследуется цель объяснить их значение. Вдохновляющим стимулом
 послужила их функциональная красота, по выразительности перекликающаяся
 с современными течениями в искусстве, например абстракционизмом Кандинского, 
 Малевича, Мондриана, Клее и, естественно, древнеегипетской пиктографией.
 Ради справедливости Египет надо поставить на первое место…
 Все знаки в совокупности воспринимаются как симфонический сплав геометрии
 и эстетики. В дело задействованы три основные геометрические фигуры –
 круг, треугольник, квадрат.
 Каждая из них имеет своё числовое значение. По определению Пифагора,
 Бог всегда говорит языком  геометрии и в этом смысле,  дорожные знаки,
 подводят меня к этому утверждению. Визуальное эсперанто, рассчитанное на самого
 незатейливого человека. Если я не ошибаюсь, это один из тех немногих случаев,
 когда человечество нашло общий язык и Вавилонская Башня была
 достроена… Люди сумели договориться.
 В библии сказано, если пути человека угодны Богу, то он сводит даже врагов.
 Мои картины обращены, прежде всего, к человеческим чувствам, которые рано
 или поздно должны сориентировать человека в окружающем его мире.
 Картины повёрнуты к нашему подсознанию, и если уместно такое сравнение,
 к нашему психологическому, двадцать пятому кадру души. Двадцать пятый кадр –
 это визуальное, методичное внушение, какого - либо проекта. Пословица «Лучше
 один раз увидеть, чем сто раз услышать», лучше всего подтверждает эту мысль... 
 Тематика картин - это ненавязчивое напоминание о том, что улица - неотъемлемая
 часть нашей жизни, с которой мы вынуждены считаться, и жить надо по правилам,
 не надеясь на феноменологию абсурда - «авось пронесёт»…    
 Безопасность каждого из нас во многом зависит от нас самих и обстоятельств.
 В добрые старые времена эти самые обстоятельства назывались провидением,
 и в этом месте мы вновь возвращаемся к основному вопросу марксистко-ленинской
 философии: «Есть Бог или нет?».
 Фарр. 2011


© Copyright: Ильдус Фаррахов, 2011
 Свидетельство о публикации №11109078882