Аттракцион неслыханной искренности

Саша Веттер
В моей комнате на стене висит картина. Прямо напротив моего рабочего места. Иногда, отвлекшись от работы, я поднимаю глаза и рассматриваю ее. В ней история…

Маленький мальчик, обладатель ссадин на коленках, веселого нрава и безграничной жажды жизни, увлеченный всем, чем увлекаются маленькие мальчики, больше всего любил рисовать. Рисовал рыбок, кораблики и «калябушки-малябушки», как он сам их называл. Он взрослел, в юные годы встал на распутье: чем заняться? Чуть не стал инженером авиации, потом попал в армию. Там, будучи на службе, репетировал художественную самодеятельность с сослуживцами. Вернувшись на гражданку, влюбился, создал семью. Уже родился сын. Но что-то подсказывало, что жизнь идет не так…

Однажды он попал на выставку японского каллиграфиста, увидел картины и вспомнил! «Я же рисовать люблю больше всего!!!» - подумал он, и стал рисовать. Открылось второе – глубокое дыхание.

Всеволод Демидов – художник. Он говорит, что у него было два рождения. 13 августа 1964 года в первый раз, а потом в 1993 году – когда оставил инженерную деятельность и взял в руки кисть. Ныне совершеннолетний, он рисует. Вернее, изобретает свои картины. Сева придумывает новые техники для рисования и с удовольствием подробно рассказывает о том, как он это делает. Например, получает серебристый и золотистый цвет с помощью обычной марганцовки, и сам в восторге от этого! Он постоянно пробует что-то новое. Один период был наполнен интересом к жилеткам, и появилась целая коллекция по-разному оформленных жилетов. Потом наступил шляпный период – теперь и он сам, и многие его друзья могут похвастаться шапками и шляпами ручной работы.
Но рисует он, как и прежде, больше всего рыбок и кораблики...

Зарабатывает Демидов продажей своих работ. Конечно, это не позволяет чувствовать стабильность. Бывают времена, когда пропадает вдохновение или не покупают картины. Но Сева не отчаивается! В такие дни он берется за что-то, чего никогда не делал. Например, недавно, потеряв творческое настроение, он отправился на курсы поваров. Нет, он никогда не готовил раньше. Просто подумал, что это у него получится. И получилось! В течение пяти месяцев он работал поваром в одной из алматинских кофеен: разделывал большие куски мяса, готовил посетителям курицу под соусом… а куриные кости нес домой, чистил, мыл, красил, клеил… и, вуаля! шляпа в ковбойском стиле, оформленная крашенными куриными косточками, готова! Он с огромным увлечением рассказывал о своей работе на кухне. Влюбил в себя всех сотрудников: от топ-менеждеров до посудомоек. А когда кофейни коснулся кризис и пришлось увольнять работников, Сева ушел, также легко, как и пришел туда. А уже через месяц с радостью отвечал: «Да, меня тут друг позвал ехать с ним в Европу, а как бы я поехал, если бы все еще работал поваром?!».

Сева Демидов не строит далеко идущих планов. В Европу он не поехал, обстоятельства изменились. Но ведь ему уже предложили готовить новую выставку!! Уехать он и так бы не смог, не бросил бы открывшуюся собственную экспозицию.

Сева любит выделяться, поэтому изобретает и одежду для себя. Сам рассказывает: «Купил куртку, а на капюшоне опушка, обычная такая. А я же не люблю, как другие, быть! Я ее отстегнул, разрезал. Часть на шляпку ушла, а часть – на мою шапку зимнюю, у меня теперь ирокез на ней!».

Жена его восторгов по поводу той зимней шапки не разделяет, немного смущается. Но любимому талантливому мужу, конечно, прощает. Демидов – счастливый отец, у него двое сыновей: Даня и Тиша. Даниил уже сам встает перед выбором, чему посвятить свою жизнь. Сева не мешает, он-то знает, что решение придет само, вспомнится. Тиша пока рад наблюдать за занятиями папы: они всегда яркие и цветные, интересные и красивые…
Вся квартира художника, небольшая и уютная, увешана картинами и заставлена чайничками. Маленькие и побольше, глиняные и фаянсовые… Демидов говорит, что в чайнике кроется женское и мужское начало, а значит, начало мира. У него на полке стоят даже два странных «чайника»: один только с ручками, а другой – только с носиками. Сева специально однажды просил сделать такие на глиняном заводе, ему было очень любопытно увидеть, как бы выглядело только женское или только мужское начало.

Чайники и чай – символ восточного гостеприимства, уюта и тепла. Сева очень ценит китайские традиции за готовность принимать гостей. Наверное, ни один его гость не остался без чая или обеда, если попал к нему в обеденное время. Галина Пьянова, режиссер театра «АРТиШОК» рассказывает: «Первая наша встреча должна была быть деловой. Мы планировали сотрудничать, но для разговора он пригласил меня домой. И вот, оказавшись у него дома, я обнаружила себя сидящей на кухне за тарелкой борща и какого-то салата… и только потом, накормив меня, Сева расспросил, для чего мы хотим привлекать его в работу».

Способность Демидова отдавать и дарить не сравнится, пожалуй, ни с каким великим героизмом… Искренность, с которой он открывается любому новому человеку, поражает. Его сотрудники из кофейни вспоминают с удивлением: «Вот он смастерил что-нибудь новое, принес показать и сразу подарил…». Он дарил картины на дни рождения, самодельные открытки на 8 марта, а на корпоратив - день рождения кофейни - принес коллаж с лицами всех сотрудников и надписью: «Хорошо там, где мы есть».
И действительно, там, где появляется Сева, становится хорошо. Он может идти мимо секонд-хэнда, набрать шапок, но не донести их до дома – зайти к друзьям или в дружественный театр и оставить – для будущих костюмов, например. Он восхищается солнцем: «Солнце бесплатно светит, и мне в кайф все бесплатно делать. Это высший пилотаж!». Оправдывается тем, что есть семья и нужно зарабатывать. И, тем не менее, умудряется всегда всем все дарить!.. Демидов просто счастлив жить. Не страшно браться за новое, если уверен, что все получится. Не страшно отдавать, когда уверен, что все вернется.

Я думаю обо всем этом, глядя на картину, потому что она – тоже подарок. Часть интервью для фильма с Севой Демидовым мы снимали у него дома. Он, конечно, поил нас чаем и показывал свои работы. Из эскизника он доставал стопки своих картин и раскладывал их на полу. Увлеченно объяснял, как добился такого замечательного сочетания цветов на одной, как у него хотели купить другую… И тут я увидела ее – «Азбуку корабельного дела». Моментально поняла, что влюбилась. И в конце разговора все-таки осмелилась спросить, сколько бы она стоила, если бы Сева решил ее продавать. Он тогда сказал: «Давай подождем, я хочу твой фильм посмотреть». Прошло время, фильм был готов, мы договорились о встрече, и следом за звонком пришло сообщение: «При встрече тебя ждет сюрприз!». И вот, она у меня, уже обрамленная, висит на стене и напоминает о Севе Демидове – солнечном человеке, влюбленным в море и корабли, путешествия и движение.
И если я узнаю о новой его выставке, то бегом побегу туда – к возможности получить впечатления от новых работ, и конечно, новую порцию его дружбы, радушия и тепла.