Таково пережитое нами... А вами?

Саша Веттер
Пробовали вы когда-нибудь читать древнегреческую драматургию с увлечением? Осмелюсь предположить, что нет. А я знаю секрет, как мотивировать себя на этот трудоемкий, но полезный для повышения уровня эрудиции шаг… Отправляйтесь в театр!
 
Спектакль «ДР ГР ТР» - это авторская постановка, созданная из сюжетов древнегреческих трагедий. В ней объединились Электра и Орест, Медея и ее дети, вакханки и царь Эдип. Только все они на этот раз оказались абсолютно современными персонажами в стиле улиц – «street style», как заявлено в программке. Так, в спектакле фигурируют рэпер Эд, который страдает от любви к своей матери, трудные подростки Орест и Электра, женщина кавказской национальности, попавшая в чужую страну, Медея, скромняга Прометей, не умаляющий своей значимости в процессе появления огня у людей и даже сексуально-интеллектуальная кошка – Сфинкс. Персонажи и истории переплетаются, создавая атмосферу современной улицы и Древней Греции одновременно. И удивительно ощущать, что они друг другу органичны. Венчает ауру уличной вседозволенности, конечно, Дионис, он же Вакх, он же Бахус, он же Бромий... Любимый сын Зевса, он один пользовался привилегией спускаться на землю в разных образах. В спектакле «ДР ГР ТР» он приходит к зрителям в образе... Майкла Джексона! Этот поворот еще больше приближает Древнюю Грецию к современности. Ведь если разобраться, то сходство, действительно, есть. В начале спектакля на сцену выходит режиссер и озвучивает предположение, что смерть Майкла Джексона – фальсификация. Артист не может позволить себе умереть… если впереди большой концерт! И Дионис – бог театра, вина и великого обмана… Слившийся с Джексоном на сцене, до чего же обаятелен он – этот бог, заставляющий людей следовать за своими страстями, забывая о разуме – играть в жизнь, как в игру. «Не сбывается то, что ты верным считал, И нежданному боги находят пути»… Актеры на сцене вступили на тот путь, в игру-жизнь.

Изначально спектакль задумывался, как подростковый: эдакий ликбез о древнегреческой драматургии для людей до 18 лет. Но в процессе разработки, репетиций и понимания материала, наоборот, стало понятно, что показывать постановку можно только зрителям старше 18 лет. Премьера вызвала очень спорные отзывы. Негативных было больше. Люди во время спектакля вставали и выходили из зала. Зрители и журналисты были испуганы показанными историями, плотью и кровью, вдруг обнаруженными в античной литературе.
Древнегреческие трагедии преподносят сюрпризы. Навскидку все знают, что это классика античности, что более академичных и строгих пьес не встретишь… Но если не снобить, а прочитать хоть одну из них, то случаются большие открытия. Галина Пьянова – режиссер спектакля «Др. Гр. Тр.» рассказывает: «В Бишкеке проводится театральный фестиваль. Мы едем туда с трагедиями. Спектакль очень длинный, поэтому единственная возможность показать его без спешки – это поставить днем, в три часа. Поэтому мы настойчиво просим написать везде и проследить, чтобы ребята до 18 лет не попали в это время в театр. А изучая программу фестиваля, вижу, что участвуют еще два проекта с возрастным ограничением. Названия все сказали за себя: туркменский «Эдип» и «Медея» из Узбекистана».
«АРТиШОК» готовит зрителей к просмотру заранее. В программке две страницы:  на одной - исполнители ролей, на второй – сводка местных новостей. Убийство родителями детей, детьми – родителей, преступления, совершенные от ревности – не редкость, современная реальность наполнена подобными случаями. И все они перекликаются с сюжетами древнегреческих трагиков. Поэтому оправдываться перед теми, кто приходит на спектакль, театру не приходится.

Стремление «омолодить» героев спектакля связано отчасти и с появлением в театре молодых кадров. Декорации и свет в спектакле напоминают античный Парфенон, где и разыгрывались споры богов и человеческие трагедии. Желто-песочная цветовая гамма переносит зрителей из Алматы в жаркую Грецию. А фоновый материал – простой картон, распятые коробки создают ощущение бедной, замусоренной улицы. Это работа художника-постановщика Антона Болкунова и художника по свету Адиля Темержанова. Актеры на такой высоте, что судить о них трудно. Вызывает совершенный восторг Елена Тайматова – Прометей. Стиляга с портретом Путина на майке, скромно провозглашающий себя умнее богов на Олимпе, не унесший ноги от разгневанных, оказывается на скале с голодным орлом наедине. Неприятно (с).

Вероника Насальская так разнопланова в этом спектакле, что трудно понять, какой из всех образов удался ей лучше других. Хотя больше всего в душу западает фрагмент из «Медеи» и песня «No woman, no cry» про ее родной край.

Диме Дягилеву выпала не самая простая роль. И каждый раз, слушая рэп Эдипа, я боюсь и плачу… Кстати, уникальная деталь: автором речитатива, вынимающего и препарирующего мою душу, оказалась Вероника Насальская! 

Елена Набокова и Вика Мухамеджанова в «Др. Гр. Тр.» отвечают за женственность и сексуальность. Набокова, играющая чаще роли-унисекс, в образе Афродиты-Мэрилин Монро непривычна и восхитительна.

А волнующаяся за кулисами певица Ирэна Аравина, на сцене обаятельнее всех! В «Др. Гр. Тр.» она впервые вышла на театральную сцену не только петь, но и играть.
И еще отдельный поклон Кайржану Орынбекову за Диониса-Джексона! Он – поклонник творчества Джексона, даже не будучи актером, создает абсолютный эффект присутствия его в зале. И никаких сомнений в том, что Джексон жив! Вот, что значит, любить артиста…
Смотреть этот спектакль первый, второй раз – трудно. В переложении на современный лад сюжеты становятся понятны, и от этого страшно… Наверняка, консерваторы по натуре не смогут оценить своеобразную эстетику, чувственность, страсть, которые источают актеры на сцене.   

Но, на мой взгляд, «Др. Гр. Тр.» - это тончайшая режиссура. Так увидеть и так понять Древнюю Грецию, Эсхила и Еврипида, использовать цельные фрагменты тяжелых оригинальных текстов, перемежая их с авторским рэпом, уличным матом и сленгом, сделать Майкла Джексона Дионисом, то есть, безответственным ответственным за чаяния людей… Не побояться показать трагедии честно, без ханжества. Завести театр в глубины неосвещенных улиц, оставив его на высоте древнегреческой драматургии, истинного театра. И все это – Галина Пьянова. Она - с другой планеты – понимания и мышления. Но очень крепко связана с реальностью этого мира...

Этот спектакль напоминает нам, с чего начинался мир и к чему он приходит сейчас. «Таково пережитое нами...» написал Еврипид. «Таково пережитое нами» - прозвучало в театре «АРТиШОК» спустя много тысячелетий. И оказалось не менее актуальным, чем было при жизни автора.