Умственная отсталость

Алексей Гадаев
   До сих пор нас пугает слово "идиотия", хотя эти страхи и презрение вековой давности продолжают затмевать многие важные открытия, касающиеся интеллекта ниже нормального.
Странная внешность и поведение ребенка требует особого подхода и способа действий со стороны родителей и со стороны воспитательной школы.
Умственная отсталость - задержка, замедление, отставание умственного развития, снижение умственного развития.
Различают формы пограничной умственной отсталости (Ковалев,1976)
1. нарушение процессов созревания  мнестико-интеллектуальных функций.
2. Энцефалопатические формы
3. Интеллектуальная недостаточность связанная с дефектами анализаторов.
Глухота, тугоухость вызванная замедлением и искажением речевого развития в первые годы жизни.
Слепота и слабовидение, возникающие в раннем детстве.
4. Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего возраста. Часто определяется терминами "педагогическая запущенность", "запущенность"(В.А. Жмуров  с.687-689).
Бине и Симон разработали шкалу Стенфорт-Бине для исследования мылительных способностей, общий интеллект т- IQ (70-130)
В определение умственной отсталости входит не только субнормальное интеллектуальное функционирование, но так же уровень адаптивного функционирования.
Адаптивное функционирование показывает то, на сколько люди справляются с способностью жить независимо и придерживаться общественных стандартов (шкалы Вайнленда и шкалы Адаптивного поведения, которые направлены примерно на десять сфер адаптивных способностей. Если дети и подростки могут научиться довольно хорошо адаптироваться к своему окружению, несмотря на то, что их коэффициент интеллекта ниже нормы. так что их нельзя причислить к людям, страдающим умственной отсталостью и "педагогически запущенным".
Мэш.Э. в книге !Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка" даны примеры из сфер,по которым оценивается адаптивное поведение:
Базовые навыки развития - сенсорное развитие, моторное развитие;
Коммуникация - экспрессивная речь,навыки письма и чтения;
Регулирование эмоций и саморегулирование - умение справляться с ситуацией, межличностные конфликты;
Социальные и межличностные навыки - базовые навыки общения, участие в группе, игровая деятельность и навыки;
Навыки самообслуживания - одевание,прием пищи, опрятность, личная гигиена и уход за собой;
Потребительские навыки - обращение с деньгами, с счетом в банке, управление бюджетом, умение делать покупки;
Бытовые навыки - умение готовить, убирать дом, вести хозяйство, чинить и ремонтировать вещи, стирать и приводить в порядок свою одежду [1. c.229].
Литература:
1. Мэш.Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. М.: АСТ; Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК,2007.