Масада

Эдуард Кукуй
http://world.lib.ru/d/denis_p/masadamecada.shtml

ИЗ ИНТЕРНЕТА

  Масада! Масада! Масада!
  Масада крепость, Масада миф, кто построил Масаду, история Масады, что общего между Мссадой и организацией Моссад, а так же другие подробности о Масаде.
  Все это и может быть немного более, будет описано в данной статье.
  С чего же мы начнем? Возможно с краткого описания местности, а далее обратимся к первоисточнику Иудейской Войны. Нет, не Фейхтвангеру, а к Иосифу Флавию, или точнее к Иосифу бен Маттетияху (Иосиф сын Маттафии).
   
  Сперва познакомимся с названием крепости - Масада!
  Слово Масада, скорее всего, происходит от арамейского слова 'Мецад', что означает укрепленное место. На иврите Масаду называют Мецада, а слово Мецуда на иврите означает Крепость. Так что когда мы говорим: 'Крепость Масада', на иврите бы это звучало как: 'крепость Крепость'. Слово Масада встречается только у Греков, и от них уже расходится дальше.
   
  Теперь ответим на вопрос; где находится Масада?
  Масада находится в восточной части Иудейской пустыни, недалеко от берега мертвого моря и представляет собой огромную скалу или 'Грабен', что означает, что это приподнятый участок земли, образовавшийся вследствие движения тектонических плит, обычно имеет крутые склоны. С севера от Масады находится Эйн Геди, а с юга современная зона отдыха Эйн Бокек и гора Содомская.
   
  Обратимся к описанию Иосифа Флавия, и узнаем, как он описывает Масаду:
  'Природа этой местности такова:
  Скалистый утес значительного объема и огромной высоты окружают со всех сторон обрывистые пропасти непроницаемой глубины, недоступные ни для людей, ни для животных; только в двух местах, и то с трудом, можно приступить к утесу: одна из этих дорог лежит на востоке от Асфальтового озера, а другая, более проходимая, - на западе. Первую, вследствие ее
  узости и извилистости, называют Змеиной тропой. Она пробивается по выступам обрыва, часто возвращается назад, вытягивается опять немного в длину и еле достигает до цели. Идя по этой дороге, необходимо попеременно твердо упираться то одной, то другой ногой, ибо если поскользнуться, то гибель неизбежна, так как с обеих сторон зияют глубокие пропасти, способные навести
  страх и на неустрашимых людей. Пройдя по этой тропинке 30 стадий, достигают вершины, которая не заостряется в узкую верхушку, а, напротив, образует широкую поляну. Здесь первый построил крепость первосвященник Ионатан, назвавший ее Масадой. Впоследствии царь Ирод потратил много труда, чтобы
  привести ее в благоустроенный вид'.
   
  Остановимся здесь на цитате и немного разберем ее.
  На вершину Масады сегодня можно забраться тремя способами. Способ первый для людей ленивых, или для тех, у кого нет времени - фуникулер. Он расположен с восточной стороны горы, то есть со стороны Мертвого моря.
  С той же стороны поднимается 'Змеиная тропа'. Суммарная длина ее изгибов 2км, а весь подъем около 400 метров. На вершине написано, что спуск с нее берет 40 минут, но всегда можно спуститься и за половину этого времени.
  Последний третий способ подъема очень легок, но не удобен в плане месторасположения. Он находится западнее крепости, и приехать туда можно только со стороны города Арад.
  Зато подъем на гору может взять 5-10 минут. Отсюда можно понять, почему Флавий Сильва предпочел атаковать Масаду именно с этой стороны.
   
  Теперь посмотрим кто же такой: 'первосвященник Ионатан'?
  Ирод сменяет в своем правлении династию Хасмонеев. Где подходящей личностью, кто был и первосвященником и царем, был Александр Янай, чье иудейское имя было Ионатан (Йонатан). В своих завоеваниях Александр Янай присоединил к своему царству территорию современных Голанских высот, современную территорию сектора Газа, гору Кармэль, большую часть Заиорданья и, конечно же, южную часть Мертвого моря.
   
  Вторым строителем на Масаде был Ирод великий. Эта удивительная персона впервые упоминается здесь в 40 году до н.э, когда ему пришлось бежать из Иерусалима, и, оставив в Масаде свою семью и 800 человек охраны, он отправился за помощью в Рим.
  Иосиф Флавий, описывает положение его семьи на вершине Масады, как плачевное, у них закончилась вода. И тут:
  'в ночь, назначенную для бегства, не выпал сильный дождь; теперь цистерны вновь наполнились водой и в бегстве больше не было необходимости'.
   
  После вышеперечисленных событий, Ирод решил обустроить Масаду, как неприступную крепость, в которой если понадобится, он сможет укрыться от своих преследователей из числа Хасмонейской династии.
  Теперь посмотрим, что же выстроил царь Ирод на Масаде:
  'Всю вершину на семи стадиях он обвел стеной, построенной из белого камня и имевшей двенадцать локтей (12х0.45=5.4м) высоты и восемь локтей (3.6м) ширины; на ней были возведены тридцать семь башен, каждая из которых достигала пятидесяти локтей (22.5м) высоты; с этих башен можно было проходить в жилые дома, пристроенные к внутренней стороне стены по всей ее длине. Всю же внутреннюю площадь, отличающуюся тучной и особенно рыхлой почвой, царь оставил для возделывания с той целью, чтобы на случай, когда привоз припасов извне сделается невозможным, гарнизон, доверивший свою участь крепости, не терпел бы нужды. У западного входа под стеной, окружавшей вершину, он воздвиг дворец с фасадом, обращенным на север, с чрезвычайно высокими и крепкими стенами и четырьмя башнями на углах, шестидесяти локтей высоты (60х0.45=27м) каждая. Внутренняя отделка комнат, галерей и бань была разнообразна и великолепна; каменные колонны были все цельные; стены и полы в комнатах были выложены мозаикой. Во всех жилых помещениях наверху, во дворце и перед стеной он приказал вырубить в скалах много больших цистерн, устроив их так, чтобы они могли давать такой же обильный запас воды, какой могут доставлять источники. Из дворца вел на самую верхушку утеса вырубленный в скале и невидимый снаружи ход, но и видимыми путями неприятель не так легко мог пользоваться: восточный - по самой природе своей, уже описанной нами, был непроходим; а западный путь царь на самом узком месте защитил большой башней, которая отстояла от крепости, по меньшей мере, на 1000 локтей и которую ни обойти, ни взять было нелегко. Вследствие всего этого даже мирным посетителям проход был крайне затруднителен. Так самой природой и искусственными сооружениями крепость была защищена против неприятельских нападений'.
   
  Размеры вершины, на которой находится крепость, в длину достигают почти 600м, а в самом широком месте почти 300м. Формой вершина напоминает ромб и 37 башен по 22.5м, а так же стены высотой в 5.4 места наверняка смотрелись грандиозно, на вершине горы.
   
  Теперь самое время понять, что же тут происходило после Ирода, и непосредственно во время восстания против Рима, описанного в книге 'Иудейская Война' Иосифа Флавия.
   
  После смерти царя Ирода в 4 году до н.э и захоронения в Иродионе, Масаду заняли римляне, и пробыли в ней вплоть до начала восстания в 66 году.
  Далее по описанию следует вот этот кусочек:
  'Между тем поднялся некий Манаим, сын Иуды, прозванного Галилеянином, замечательного софиста (законоучителя), который при правителе Квиринии укорял иудеев в том, что они, кроме Бога, признают над собой еще и власть римлян. Этот Манаим отправился во главе своих приверженцев в Масаду, разбил здесь арсенал Ирода, вооружил, кроме своих земляков, разбойников, и с этой толпой телохранителей вступил, как царь, в Иерусалим, стал во главе восстания и принял руководство над осадой'.
   
  Очень важно проследить за этой цепочкой поколений берущей начало в Галилеи и завершающейся трагедией на Масаде.
  Иуда Галилеянин, Манаим (в ивритских источниках Менахем) сын Иуды Галилеянина и Элеазар (на иврите Эльазар) потомок Иуды, как пишет Иосиф Флавий.
   
  После того, как Манаим (Менахем) был убит в Иерусалиме, часть его приверженцев, которая спаслась, вернулись в Масаду, во главе с Элазаром бен Яиром, и остались тут до взятия Масады римлянами.
   
  Масада сидела у римлян как кость в горле. Горделивые иудеи, которых римляне покорили на всей территории иудеи, не сдавались только тут. Данный факт не давал римлянам спокойствия, и они решили потушить и этот последний очаг сопротивления.
   
  'Таким образом, римский полководец во главе своего войска выступил против Элеазара и сикариев, занимавших Масаду. Всю окрестность он покорил без затруднений и в подходящих местах оставил гарнизоны. Самую же крепость для того чтобы никто из осажденных не мог бежать, он окружил обводной
  стеной и расставил на ней караулы. Затем он избрал пригодное для начала осады лагерное место, оказавшееся на том пункте, где скалистый хребет, на
  котором стояла крепость, был соединен с близлежащей горой, хотя именно это
  место значительно затрудняло доставку необходимых припасов'.
   
  'За крепостью, господствовавшей над восходящей к дворцу и на вершину утеса западной дорогой, находилась скала с огромной площадью, далеко выступавшая вперед, но лежавшая на 300 локтей ниже Масады. Она называлась Левкой. На эту скалу взошел Сильва и приказал своему войску занять ее и подвозить к ней землю. И вот усердными работами многочисленной армии сооружена была могущественная насыпь в 200 локтей высоты, но и этот вал оказался все еще недостаточно высоким и прочным, чтобы служить базисом для машин, а потому на нем воздвигнуто было из камней новое сооружение 50 локтей ширины и такой же высоты'.
   
  После того, как римляне насыпали вал, они подняли на него осадную башню, и под прикрытием баллист и катапульт, 'баранья голова' тарана на осадной башне начала мерно разрушать стену.
  Так как стены на Масаде казематные, то защитники крепости в том месте где была разрушена стена, крепили, или построили новую используя деревянные балки и землю, дабы таран пружинил и был менее эффективен.
  Но римляне, увидев это новшество, стали метать в стену зажженные головни, от чего последняя занялась, а так как римская осадная башня была рядом, огонь чуть не сжег и ее.
   Но в последний момент как пишет Иосиф Флавий:
  'внезапно, как по божественному мановению, ветер переменил свое направление, обратился к югу и направил огонь против стены, которая горела уже сверху донизу'.
  После того, как стена прогорела, римляне вернулись в лагерь, усилили охрану и готовились утром штурмовать Масаду.
   
  Но не тут-то было! Как сказал классик: 'Смеркалось!'
  'Элеазар и не думал о бегстве, да и никому другому он бы этого не позволил. Видя, что стена разрушена огнем, а никакого средства спасения или защиты придумать невозможно, воспроизводя живо перед глазами, как римляне станут обращаться с ними, их женами и детьми, когда попадут к ним в руки, он решил, что все должны умереть'.
   
  Далее он произносит две речи, потому, что одной не хватило для того, что бы убедить народ на предпочтение смерти, а не выбора страданий жизни раба.
  В первой речи он говорит народу, что его последователи 'Сикарии' уже давно выбрали для себя единственного правителя - Всевышнего, и решили никому другому не служить и не покланяться. Так же сказано о свободе, которую они выбирали для себя на всем протяжении пути, и о муках рабства, а далее он произносит довольно страшные слова.
   
  'Пусть наши жены умрут не опозоренными, а наши дети - не изведавшими рабства, вслед за тем мы и друг другу сослужим благородную службу, тогда нашим почетным саваном будет наша сохраненная свобода'.
   
  Увидев же, что часть людей еще не готова так поступить, он говорит далее о бессмертии души и о ее сущности, о ее освобождении и далее опять подводит итог.
   
  'Тут один будет видеть своими глазами, как уводят его жену на позор; там другой услышит голос своего ребенка, зовущего к себе отца, а он, отец, связан по рукам! Но нет! Пока эти руки еще свободны и умеют держать меч, пусть они сослужат нам прекрасную службу. Умрем, не испытав рабства врагов, как люди свободные, вместе с женами и детьми расстанемся с жизнью. Это повелевает нам закон, об этом нас умоляют наши жены и дети, а необходимость этого шага ниспослана нам от Бога. Римляне желают противного: они только опасаются, как бы кто-нибудь из нас не умер до падения крепости. Поспешим же к делу. Они лелеют сладкую надежду захватить нас в плен, но мы заставим их ужаснуться картине нашей смерти и изумиться нашей храбрости'.
   
  Далее Иосиф Флавий приводит тяжелое описание последних минут жизни 960 жителей Масады, из числа которых спаслись только две женщины и пятеро детей.
   
  'Элеазар хотел еще продолжать свою речь, как они в один голос прервали его, бурно потребовали немедленного исполнения плана и, точно толкаемые демонической силой, разошлись. Всеми овладело какое-то бешеное желание убивать жен, детей и себя самих; каждый старался предшествовать в этом другому, всякий хотел доказать свою храбрость и решимость тем, что он не остался в числе последних. При этом ярость, охватившая их, не ослабела, как можно было бы подумать, когда они приступили к самому делу, - нет! До самого конца они остались в том же ожесточении, в какое привела их речь Элеазара. Родственные и семейные чувства у них, хотя сохранились, но рассудок брал верх над чувством, а этот рассудок говорил им, что они таким образом действуют для блага любимых ими существ. Обнимая с любовью своих жен, лаская своих детей и со слезами запечатлевая на их устах последние поцелуи, они исполняли над ними свое решение, как будто чужая рука ими повелевала. Их утешением в этих вынужденных убийствах была мысль о тех насилиях, которые ожидали их у неприятеля. И ни один не оказался слишком слабым для этого тяжелого дела - все убивали своих ближайших родственников одного за другим. Несчастные! Как ужасно должно было быть их положение, когда меньшим из зол казалось им убивать собственной рукой своих жен и детей! Не будучи в
  состоянии перенесть ужас совершенного ими дела, и сознавая, что они как бы провинятся перед убитыми, если переживут их, хотя одно мгновение, они поспешно стащили все ценное в одно место, свалили в кучу, сожгли все это, а затем избрали по жребию из своей среды десять человек, которые должны были заколоть всех остальных. Расположившись возле своих жен и детей, охвативши руками их тела, каждый подставлял свое горло десятерым, исполнявшим ужасную обязанность. Когда последние без содрогания пронзили мечами всех, одного за другим, они с тем же условием метали жребий между собой: тот, кому выпал жребий, должен был убить всех девятерых, а в конце самого себя. Все, таким
  образом, верили друг другу, что каждый с одинаковым мужеством исполнит общее решение, как над другом, так и над собой. И действительно, девять из оставшихся подставили свое горло десятому. Наконец оставшийся самым последним осмотрел еще кучи павших, чтобы убедиться, не остался ли при этом великом избиении кто-либо такой, которому нужна его рука, и найдя всех уже мертвыми, поджег дворец, твердой рукой вонзил в себя весь меч до рукояти и пал бок о бок возле своего семейства'.
   
  И финальная часть рассказа Масады:
   
  'Рано утром римляне, в ожидании вооруженного сопротивления, приготовились к сражению, накинули наступательные мосты на крепость и вторглись в нее. Каково же было их удивление, когда вместо ожидаемых врагов на них отовсюду повеяло неприветливой пустотой и, кроме клокотавшего внутри
  огня, над всей крепостью царило глубокое молчание.  Озадаченные этим явлением, они, наконец, как при открытии стрельбы, подняли боевой клик для того, чтобы этим вызвать находившихся внутри. Этот клик был услышан женщинами, которые вылезли из подземелья и по порядку рассказали римлянам о
  всем происшедшем. В особенности одна из этих женщин сумела передать в точности обо всем, что говорилось и делалось. Римляне все-таки не обратили внимания на их рассказ, так как не верили в столь великий подвиг, а постарались потушить пожар, быстро пробили себе путь и втеснились во внутренние помещения дворца. Увидев же здесь, в самом деле, массу убитых, они не возрадовались гибели неприятелей, а удивлялись только величию их решимости и несокрушимому презрению к смерти такого множества людей'.
   
  Что же сегодня есть в национальном парке Масада?
  Казематные стены сохранились почти по всей длине, с частичным их восстановлением.
  Восстановлено большое количество строений: Здание коменданта крепости, склады (частично), комплекс римских бань, северный дворец (основной дворец Ирода), западный дворец (дворец семьи Ирода), и много других мест.
  Когда вы на различных строениях находите черную черту, вы относитесь к ней, как к разделительной черте, ниже которой найденные оригинал, а выше восстановленная часть.
   
  Синагога!?
  На Масаде нашли одну из самых ранних синагог на территории Израиля.
  Синагога имеет направление в сторону Иерусалима, и в полу места, которое называется 'Гниза', были найдены останки нескольких свитков Танаха (ветхого завета). В том числе и часть текстов не дошедших до нас.
   
  Откуда брали воду на Масаде?
  Ирод, или его архитекторы были очень умными людьми!
  В западной части скалы были высечены 12 огромных цистерн для сбора воды, к ним проходили два акведука и чуть западнее система различного рода стен и плотин, направляющих воду в цистерны.
  Данные цистерны наполнялись гигантским количеством воды - 40.000 м.к.
  Этой воды хватало не только для питья, но и для нескольких бань, системы микв (ритуальные бассейны для омовения), а так, же открытый бассейн в южной части комплекса, и полив огородов. Есть еще дополнительные цистерны, как на вершине Масады, так и на восточной стороне хребта.
   
  Чем питались в Масаде?
  Как вы помните, в описании встречается слово 'склад'! Так вот, на Масаде была система складов, количеством 29 штук, каждый из складов был 27м длинной.
  Относительно этого есть один очень интересный факт, но сперва цитата:
  'Еще более, чем все эти сооружения, достойны были удивления изобилие и долгая сохраняемость заготовленных внутри припасов. В крепости было сложено так много хлеба, что его могло хватить на долгое время, равно как и значительное количество вина и масла; было также и фиников и стручковых плодов в избытке. Когда Элеазар со своими сикариями хитростью овладел крепостью, он нашел все это в свежем виде, как будто оно только что было сложено, а между тем со времени заготовления этих припасов до завоевания римлянами прошло около столетия'.
   
  А теперь держитесь крепче на ваших стульях!
  Одно из семян фиников, найденных при раскопках на Масаде ПРО-РОС-ЛО!!!
  В 2005 году оно дало первые ростки, а к 2008 году уже было высотой 1.2м. На сегодняшний день пальма, выросшая из финика, найденного на Масаде уже больше 2.5м высоты, но все еще не понятен ее пол. Дело в том, что только пальма женского рода дает плоды. Но даже если это пальма мужского рода, из нее, возможно, смогут вывести новый и давно забытый вид фиников.
   
  На Масаде так же были колумбарии, где растили голубей, которых можно было использовать в пищу, перья в подушки, экскременты для удобрения огородов, ну и в качестве крылатых SMS как вы знаете.
   
  Какое отношение имеет слово Моссад к Масаде?
  Слово Моссад, ни коим образом не происходит от слова Масада.
  Моссад с иврита, означает - учреждение. Тем самым, 'учреждение' не равно 'крепость'.
   
  Еще как минимум две цитаты из Флавия касающихся самих Сикариев, дабы вы у вас было достаточно материала для составления собственного мнения о том, кем они являлись.
   
  'И теперь сикарии восставали против тех,
  которые хотели подчиниться римлянам и обращались с ними во всех отношениях, как с врагами, грабя их имущество, угоняя их скот и сжигая их дома. <Ведь нет никакой разницы, - говорили сикарии, - между ними и чужими, так как они постыдно предали свободу, за которую так много было войн, и сами облюбовали римское рабство>. Но этими речами, как явно показали их действия, они только
  прикрывали свое жестокосердие и корыстолюбие'.
   
   'Еще четвертое бедствие стряслось над народом на его погибель. Невдалеке от Иерусалима существовала чрезвычайно сильная крепость, воздвигнутая прежними царями для сокрытия своих сокровищ в опасное военное время, а также для личной безопасности; она называлась Масадой и находилась в руках, так называемых сикариев, которые, обузданные страхом, не пускались в
  дальние набеги, а грабили только ближайшие окрестности, ограничиваясь при этом лишь захватами съестных припасов. Теперь же, когда они узнали, что римское войско стоит неподвижно, а иудеи в Иерусалиме раздвоены между собой борьбой, партий и деспотической властью, они отважились на более смелые
  предприятия. В праздник опресноков, установленный иудеями в память освобождения от египетского рабства и возвращения в свою отечественную страну, они незаметно от тех, которые могли бы воспрепятствовать им, вышли ночью из своей крепости и напали на городок по имени Эйн-Геди, Часть жителей, способная к бою, была рассеяна и прогнана из города еще прежде, чем она могла собраться и вооружиться, остальные же, слишком слабые для бегства, женщины и дети, в числе свыше семисот, были все перебиты; затем они начисто ограбили дома, захватили созревший хлеб и возвратились со своей добычей в Масаду. Таким путем они разграбили все деревни вокруг крепости и дальние окрестности'.
   
  Что самого ценного найдено на Масаде?
  По оценкам археологов, одной из самых интересных вещей, является астракон (черепок посуды), с надписью на иврите 'Эльазар' (Элеазар в русском источнике).
  Считается, что данный черепок (астракон), может быть частью того жребия, который защитники Масады разыгрывали между собой в тот роковой вечер.
   
  Нашли ли человеческие останки на Масаде?
  На средней ступени северного дворца были найдены останки мужчины, женщины и ребенка. Латы на мужчине были покрыты серебром, что может указывать не его положение.
  В южной части Масады, в небольшой пещере обнаружили останки еще 25 человек, среди которых так же, были дети и женщины.
  Все останки были преданы земле, на холме, что с западной стороны Масады в 1969 году с армейскими почестями.
   
  Многие описывающие события на Масаде пишут о самоубийстве тысячи людей, не особенно останавливаясь на событиях, из которых у людей складывается неправильное отношение к происходящему. В данной статье, я привел большое количество цитат, для того, что бы читатель не знакомый с текстом, не слушал слухи, а читал оригинал, и смог составить собственное мнение о события на Масаде и их участниках.
   
  Об Иосифе Флавии тоже стоит не забывать несколько вещей. Будучи командиром северного округа Галилея, он противостоял в городе Юдфат (Иотопата) 47 дней римскому войску Веспасиана. После падения города, сдавшись в плен и предсказав Веспасиану о том, что тот будет правителем Рима, Иосиф остался в цепях при дворе, до тех пор, пока это не случилось. Потом сопровождал римское войско почти везде кроме Масады.
  На момент взятия Масады, Иосиф уже давно был в Риме. И сказать каким именно образом он пишет о Масаде, довольно таки тяжело.
  Но так как это единственный источник, описывающий события, произошедшие на Масаде, с ним нужно считаться.
  Не все его данные мы берем на веру, так как он писал все же книгу для римлян, и для того, что бы прославить своих покровителей. Его цифры, мы очень часто делим на 10. Причина этого дележа, чаще всего основана на тех источниках воды, которые и по сей день находятся в той или иной описываемой им местностях. Считают, сколько источник дает воды, и сколько человек сможет прожить, на этом количестве, далее делают поправку на количество, которое могло быть раньше, и делают выводы.
   
  Под занавесь хотелось бы дать совет читателям копать глубже, в интересующих вас темах, и пожелать всем интересных поездок!