Краб

Наталья Довженко
                Краб

       Занятия в школе закончились, ученики  покинули школу. Пройдя по тихому коридору, я зашла в учительскую комнату, поставила на полочку классный журнал, взяла свою сумочку, пачку тетрадей с  диктантом для проверки дома и, попрощавшись с уборщицей Нюрой, вышла из школы, направляясь к своему дому, наслаждалась ласковым сентябрьским солнцем.
       Поднявшись на низенькое крылечко, я, держа в одной руке пачку тетрадей, другой начала развязывать верёвочку, которой была завязана дверь в мою квартиру. В рыбацком посёлке «Правда» не принято было вешать замки на двери, уходя из дома, хозяин завязывал верёвочку за петли, чтобы порывистый ветер не открывал хлипкие двери и для того, чтобы люди видели, что дома никого нет.
       Я вошла в тёмный коридорчик, остановилась, чтобы переобуться в домашние тапочки. Сбросив туфельки, я начала шарить босой ногой по полу в поисках своих тапочек, но их почему-то не было на месте. Электричество в дома давали только вечером, поэтому лампочку я включить не могла. Мои глаза начали привыкать к темноте, я пригляделась и вдруг оцепенела от ужаса. Рядом с местом, где всегда стояли мои тапочки, шевелилось какое-то огромное чудище. Ещё несколько мгновений я не могла прийти в себя. Пачка тетрадей, которую я держала на руке, рассыпалась по коридорчику. Такой ужас меня обуял, что я завизжала, вбежала в комнату, запрыгнула на стол и, продолжая визжать, звала на помощь.
      В комнату прибежала соседка Елена Ивановна, увидев меня на столе, она спросила:
- Таечка, что случилось? Почему ты на столе и почему кричишь? Кто тебя обидел?
- Там, там, там!!! – кричала я.
     Елена Ивановна вышла в коридорчик, через минуту вошла, пожала плечами:
- Да нет там никого, почему-то тетради рассыпаны, ты кого-то дома застала? Кого ты так испугалась?
     Я продолжала стоять на столе, не желая спускаться с него:
- Там, там, там чудище, огромное, страшное, - кричала я.
     Елена Ивановна снова вышла в коридорчик, и, собирая тетради, ворчала:
- Что там? Какое чудище? Нет тут никакого чудища, вот только краб «прохаживается»… Как ты его донесла такого огромного? Его же мужик не донесёт.
     Вдруг Елена Ивановна выпрямилась и начала хохотать:
- А! Я поняла! Ты краба испугалась, Таечка! Ты что никогда не видела краба? Ах! ты мой дорогой человек! Не кричи, спускайся со стола, я тебе всё объясню. Не бойся – это не чудище, это – краб. Если подарили краба - это значит только одно: ребята тебя очень полюбили. Это дань высочайшего уважения.
     Елена Ивановна рассказала мне о местных традициях. Ученики в знак глубокого уважения и любви дарили учителю самого большого краба, которого им удавалась раздобыть. Такие подарки делали редко, это либо на день рождения, либо к празднику, либо просто от чистого сердца. Как правило - это делали старшеклассники.
     Я приехала в «Правду» в 1951 году, окончив педагогическое училище в городе Горьком. На Дальнем востоке не хватало учителей, и мы, выпускники училища, почти в полном составе поехали по распределению на Сахалин «подтягивать» грамотность населения. Народное хозяйство после Великой Отечественной войны потихоньку восстанавливалось. Строились заводы и фабрики, гидростанции и верфи, стране нужны были образованные люди, специалисты на производство.
      На Сахалине многие ребятишки были предоставлены сами себе. Родители уходили на путину в море, а дети жили под присмотром бабушек или соседей. Учились плохо. Многие из них оставались на второй год по нескольку раз. Поэтому молодым педагогам было на что потратить свои силы, куда применить свои знания и в педагогике, и в психологии, и в воспитательной работе. По приезде в посёлок, я получила «второй» класс и вела его в первую смену. Но, поскольку мой диплом давал право преподавать уроки физкультуры, директор школы попросил меня во вторую смену вести этот предмет во всей школе. Во время учёбы в педучилище я принимала участие в спортивных соревнованиях и  имела разряд по лыжам, занималась силовой гимнастикой и акробатикой. Будучи энергичной и спортивной, я согласилась.  Дети перестали прогуливать уроки, исправляли двойки, потому что я не допускала к соревнованиям прогульщиков  и имеющих двойки по другим предметам. Успеваемость в школе подтянулась. Дети положительно относились к моим инициативам и мероприятиям.
     Тогда я увидела, что учитель – это уважение и даже престиж. А если учитель был мудр и добр, то дети так старались, что, наверное, и звёзды с неба решились бы добыть, попроси об этот учитель.
     Вероятно, дети меня полюбили и решили сделать подарок, они подарили мне краба.
     Как «рада» я была такому подарку, что несколько недель, входя домой, я сначала проверяла, так ли завязан бантик на моей двери, а потом ещё приглядывалась, нет ли краба в моём коридорчике.
      Мне не приходилось видеть до этого случая крабов, а таких огромных экземпляров тем более. Есть его я, конечно, отказалась. За праздничным столом на торжествах, всегда готовили крабов, но я, услышав слово «краб» менялась в лице и вежливо отказывалась от кушанья.
     Прожив несколько лет в посёлке «Правда», я, получив новое назначение в школу города Невельска и квартиру, подружилась с новыми соседями. Как-то раз, я, задержавшись на работе до позднего вечера, поднималась по лестнице к себе домой. На лестничной площадке, высунув конопатое лицо, Иринка, дочка соседей, пригласила меня в свою квартиру по очень важному делу. Она что-то тараторила, жестикулируя руками, схватила меня за рукав и потянула в свою прихожую.
      Из крошечной кухни в прихожую вышла её мама и сказала, что у неё ко мне есть дело, но сначала, она меня накормит макаронами, поскольку она обратила внимание на то, что я ещё не приходила на обед из школы. Я действительно была голодна и не отказалась от приглашения к столу.
      Помыв руки, я села за стол, на котором стояла большая тарелка с макаронами и свеча, (из-за обрыва проводов в доме не было электричества), и начала с большим аппетитом уплетать макароны с необыкновенным приятным привкусом. Они были такие вкусные, что я не постеснялась попросить добавки. Доедая вторую порцию, я обратила внимание, что Иринка  как-то по особому смотрит на меня, хитро прищурив глаза:
- Что, Таисичка Ивановна, думаете, макароны кушаете? Да?
- Очень вкусные макароны, я такие ещё ни разу не ела, - сказала я.
- А вот и нет, а вот и нет, мама приготовила крабов. Вот как, вот как!!! – кричала Иринка и звонко смеялась.
- Прости, Тася, я не знала, как тебя заставить хотя бы попробовать крабов, вот мы с Иришкой и придумали, поскольку света нет, решили, что не разглядишь.
      Я перестала жевать свои макароны, помолчала и сказала:
- Вкусные макароны. Жаль, что я раньше не попробовала это кушанье. Очень вкусно. Спасибо, дорогие мои, вы - настоящие друзья.

27.02.2012