Пьета

Константин Матаков
Пьета (пиета) (ит. – жалость, сострадание) – своеобразная разновидность иконографического типа «Оплакивание Христа» в западноевропейской живописи. Особенность этой композиции заключается в том, что мертвый Христос изображается на коленях скорбящей Богоматери, либо Дева Мария обнимает тело мертвого Христа. Все остальные персонажи должны отсутствовать. Однако в действительности произведения, включающие и изображения других лиц, также именуются Пьета (Флорентийская П. Микеланджело, П. Мантеньи и т.д.), поэтому часто одни и те же картины и скульптуры именуются и как «Оплакивание Христа», и как Пьета. Кроме того, изображения мертвого Христа с оплакивающими Его ангелами либо только одного тела усопшего Христа без Богоматери тоже называют Пьета. Таким образом, Пьета становится синонимом тех произведений, в которых оплакивание мертвого Христа занимает центрального место.
П. появляется в позднем средневековье, а особенное распространение получает в 15 веке. Для этих картин характерны натурализм и экспрессионизм в передаче мертвого тела Христа и тягчайшей скорби Марии, призванные убедить зрителя, что событие происходит в настоящий момент. Такая трактовка свойственна католичеству, в котором сострадающее размышление о Страстях Христовых во всей их человеческой полноте и ужасающей глубине являлось мерой праведности уже у Франциска Ассизского. Поэтому изображения измученного, израненного, окровавленного (это более характерно для немецкой живописи), с чувственно-осязаемыми «здесь и сейчас» язвами от гвоздей, тронутого тлением (П. Мантеньи) тела Христова, в его оставленности, потерянности Богом (здесь продолжается тема приобщения Христа к человеческой обезбоженности, смертельной оторванности от Бога, выраженной в предсмертном крике: «Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27, 46)) представляют П. как одну из высот западной религиозной живописи.
Однако натурализм в изображении мертвого человеческого тела, скрывающий божественную природу Христа, несет в себе опасность, ибо заставляет думать, что изображенный – не мертвый по плоти Бог, но человек с «гниющей плотью», не могущий воскреснуть. Поэтому князь Мышкин в «Идиоте» Достоевского говорит, что от такой картины (имеется в виду картина Гольбейна-младшего) «вера может пропасть». Самыми значительным произведением этого типа в скульптуре, как правило, признается П. Микеланджело (1498). В живописи наиболее известны П. мастера Авиньонской школы (1460), Беллини (1460, 1478), Мантеньи (1480), Боттичелли (1500), Тициана (1576).


                Пьета

Одна из вершин западного благочестия
Мария сокрушается о мертвом Иисусе
Как смерть закрыла очи у Всевидящего Ока
Лежишь, как в колыбели, и космос замолчал

И все пространство света вдруг стало Твоей плотью
Распятой и убитой гвоздями на кресте
И все мгновенья мира вдруг сжались в точку смерти
Благого Пресвятого и Светлого Христа…



                270212