Уроки Поэзии. Психологический момент

Василий Дмитриевич Фёдоров
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МОМЕНТ


     Непосвящённые могут думать, что поэты, вдохновившиеся чем-то, так и рвутся к письменному столу. И такое бывает, по это чаще всего от чувства безответственности. Даже активно пишущего, страстного в писании, лучше всего сравнить с юношей в пору его первой влюблённости. Чем сильнее любовь, тем он дольше ходит вокруг да около предмета своего обожания. Тут и повышенное чувство преклонения, и страх быть отвергнутым.
     Говорят, когда Микеланджело сговорили расписать Сикстинскую капеллу, он вошёл в неё, взглянул на высокий чистый купол и в страхе убежал из неё. Долго бродил в окрестностях Рима, вернулся и приказал сооружать леса. Он медленно поднимался по ним, не глядя вверх, а взглянув, снова спустился и ушёл бродить за город. В третий раз он поднялся быстро и начал работать, да так, что после этой работы его шея перестала поворачиваться...
     Творчество — это избыток душевной энергии. Где-то в сознании засветится какая-то лампочка, засветится и погаснет. Снова засветится, помигает и снова погаснет. Сердце ещё не подключается. Но вот засветилась и не погасла, а стала разгораться всё ярче и ярче. И к этому свету вдруг подключился весь организм...
     При этом есть много психологических нюансов. У каждого — они свои. Работая над одной вещью, я, например, должен думать о другой — не работать, а только думать и фантазировать. При этом вещь, о которой думаю, тематически может быть далека, даже из другой области. Так, строки «Бетховена» освещались видениями из поэмы «Седьмого неба». Это своеобразная прививка дополнительной эмоции к тому, что рождается в данный момент. Кроме того, фантазируемая вещь служит как бы эмоциональным экраном, на котором отчётливей проявляется создаваемая строка.
     Эмоция фантазии всегда сильней и ярче той, что уже отложилась в строке, то есть получила словесную меру. Поэтому фантазируемая вещь служит эмоциональным эталоном для создаваемых стихов. Они не должны казаться бледными и вялыми на красочном и энергичном фоне фантазии. Разумеется, работа не выглядит так: складываю строку, а сам думаю о новой поэме. Мне важно её предчувствие, которое во мне уже есть.


Из Книги "НАШЕ ВРЕМЯ ТАКОЕ...". 1973.