Уроки Поэзии. Магнитное поле стиха

Василий Дмитриевич Фёдоров
МАГНИТНОЕ ПОЛЕ СТИХА


     Сущность ценного познания — это, в конечном счёте, познание законов энергии. Поэзия, как одна из её форм, не является исключением. Разница лишь в том, что энергию стиха нельзя измерить прибором, а чувства и разум людей слишком различны. По существу, что такое стихи? Это один из способов передачи духовной энергии от одного человека к другому. Сначала она познаётся поэтом, а через него и другими. Исходный материал — слово.

     Слова в стихе — энергетическая цепь. Слова должны быть составлены так, чтобы они контактировались друг с другом и  в общей цепи сохраняли ту энергию, которую в силу самого контакта извлёк из них поэт. Каждое слово само по себе уже таит дремлющую духовную силу. Если между словами нет связи, то их энергия, сколько бы поэт не отдавал им своей, так и останется дремлющей. При хорошей связи, как в электросети, она приобретёт движение, а значит, и жизнь. Для первого толчка всегда нужно больше усилий. «На холмах Грузии...»  Фраза ещё не смеет оторваться от души поэта, и в ней ещё мало энергии, чувствуется усилие самого Пушкина, который точно отталкивает её от себя. «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» Вы уже чувствуете какое-то равновесие. Строка по малости энергии ещё не оторвалась от души, но уже и не тяготеет к ней.

На холмах Грузии лежит ночная игла,
Шумит Арагва предо мною.

     Всё! Стихи начали жить самостоятельной жизнью. Они уже жаждут полёта, но не взмывают вверх, а, как птенцы при первом вылете, планируют вниз, чтобы в следующей строке заиграть в избытке силы.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою...

     Тут мало говорить просто о контактах в цепи слов. Чем достигается избыток сил? Полярностью этих контактов: «Мне грустно и легко; печаль моя светла». Между соседствующими словами в силу полярности их значения  возникает магнитное поле. Убери между ними «и», «моя» — магнитное поле пропадёт. Понятно, что просто убрать эти связи нельзя, иначе нарушится ритм, но попробуем дать новый вариант, например: «Мне грустно, мне легко...» Какая малость, а прежней энергии уже нет, поскольку перечислительность убила магнетическую полярность.

     В стихах малоопытных поэтов можно часто заметить отсутствие магнитного поля. А порой видишь его ослабленность за счёт слишком большого удаления одного образа от другого, метафоры от метафоры. Они перестают взаимодействовать. Энергия стиха безвольно растекается. Пространство между образами как бы забито изоляционным материалом. Вот почему важно, чтобы в стихотворении не было ничего лишнего, ничего инертного, ничего враждебного его органической природе. Не то словечко — и размыкание цепи. Лично для меня каждое слово, особенно новое, чтобы стать в строй стихов, должно как бы оплавиться в душе.


Из Книги "НАШЕ ВРЕМЯ ТАКОЕ...". 1973.