Нечистая сила на рыбалке

Аббат Бурэ
     Среди разных народов живущих на планете существует множество различных примет и суеверий, к которым я до последнего времени относился довольно скептически. Особенно это замечание относится к числу тринадцать, его очень часто называют «чёртова дюжина». Чем же запомнился мне этот день в рыболовной практике?
     В «Российской Охотничьей Газете» № 42 (586) за октябрь 2005 года была опубликована моя статья с названием «Три дня на Оке», где я делился с читателями впечатлениями о нескольких последних рыбалках. В заметке «Щучий жор» есть такая строчка: «Мой спиннинг, десятифутовый «Вискер», ещё не подводил…», а тут вдруг такая случилась история, которая может оказаться полезной для весьма многих  и  не только начинающих спиннингистов.
После двух последующих неудачных выездов на Оку, когда кроме потерь приманок вспоминать и говорить было не о чём, я предпринял несколько вылазок на свою родную речку Рожайку, где поймал, в  итоге, четыре щуки весом от 500 граммов до полутора килограмма.  За прошедшее время по моим расчётам «Зацеп» должен был «отдохнуть» и заполниться новой рыбой. По прогнозам метеорологов к выходному дню погода должна была сильно измениться, что в свою очередь могло положительно сказаться на клёве рыбы. К тому же, чтобы не привлекать особого внимания к любимому месту рыбалки я решил наведаться на «Зацеп» среди недели. По воле его величества «Случая» таким днём оказался четверг тринадцатого октября 2005 года. Что же произошло?
     Рано утром я стал собираться на рыбалку. Вечером предыдущего дня я сварил себе на обед два яйца и пару картофелин, предварительно их очистил от скорлупы и кожуры, положил всё это в коробку из-под мороженого, добавил туда же два помидора и кусочек колбаски. Яйца и картошку в мундире лучше всего чистить дома, а не на рыбалке – это позволяет экономить время на обед и не оставляет мусора после себя на берегу водоёма. За последние годы на берегах наших водоемов – прудов, речек и озёр – накопилось такое количество бытовых отходов, что смотреть без внутреннего содрогания на подобное свинство соотечественников просто невозможно. Очень часто стали цепляться на крючки полиэтиленовые пакеты, презервативы, старая обувь и прочий хлам, которому место на свалке, а не в водоеме. Такая ситуация, по сути дела, создаёт мину замедленного действия для наших же детей и внуков. Частично мы уже видим месть природы людям и в наши дни, но это даже не цветочки в сравнении с экологическим взрывом недалёкого будущего. Подобное лирическое отступление, может быть и не к месту, но от прозы жизни никуда не уйдёшь, а она не так радостна, как всем хотелось бы.
     Выпил бокал кофе и съел кусок хлеба без масла на завтрак. Жена из-за отсутствия денег экономит на всём. Времени до нужной мне электрички оставалось много и я, даже успел полежать минут десять на диване в соседней комнате. После того, как она грозно и недовольно постучала в стенку – я слушал музыку на «Русском радио» – пришлось быстро ретироваться из дома. Закинув рюкзак за плечи, взяв в руки «Вискер», я пешком, в целях экономии, отправился на станцию. Через пятнадцать минут подошла электричка, и я спокойно сел в почти пустой вагон. До Оки от нас электропоезд идет примерно полтора часа. За окном вагона в это время года уже темно, поэтому чтобы скоротать время я закрыл глаза и задремал. Разбудил меня голос женщины контролера, которая требовала проездной билет. Пришлось ей популярно объяснить, что для бывшего железнодорожника, к тому же безработного – он не нужен. Она сначала не поняла, но затем, махнув рукой, отстала и пошла дальше по вагону.
     В Кашире, выйдя из вагона, я поблагодарил помощника машиниста за благополучную доставку и отправился дальше по хорошо знакомому маршруту. Кругом стоял туман. Подходя к железнодорожному переезду, пришлось набрать горсть щебенки, чтобы отбить нападки собак. Эти твари каким-то образом чувствуют настроение прохожих и в зависимости от степени страха и беззащитности человека реагируют на него. В этот раз, недовольно потявкав, собаки остались на месте. Благополучно миновав переезд, пройдя мимо нефтебазы, я стал спускаться к Оке. Туман сгущался.
     В восемь часов десять минут я вышел на каменистый берег реки. Руки начинали мёрзнуть от сильного холода, тумана и сырости. Собрав снасть,  натянув забродный комбинезон, в восемь тридцать я приступил к рыбалке. После нескольких пустых проводок приманка за что-то зацепилась, но с небольшим сопротивлением продолжала двигаться к берегу. Совсем скоро из воды стала вытягиваться оборванная кем-то ранее плетёнка. Она намоталась на скрутку металлического поводка. Дотянувшись до плетёнки руками, я стал тащить её из воды. Постепенно вылезла крупная полукруглая джиг-головка с большим виброхвостом. «Интересно, чего ловят люди такими приманками в этом месте, кроме коряг?» – промелькнула мысль в голове. Подобрав на берегу, пустую пачку от сигарет, я намотал на неё свою первую «добычу» и положил в рюкзак, авось, когда-нибудь да пригодиться. После этого проводкам больше уже ничего не мешало.
     Ветер гнал по воде крупную рябь и волновал туман. Что можно поймать в это время и как в такой обстановке ориентируется рыба? Мне было непонятно. Проводки приманки я делал скорее автоматически, чем сознательно. Но! Довольно скоро я почувствовал четкий удар по приманке. Подсекаю, не раздумывая! Рывки на другом конце плетёнки говорят о том, что рыба засеклась. С усилием кручу ручку катушки. Ещё несколько мгновений и рыба на каменистом берегу. Щука! Больше килограмма, на первый взгляд. На часах без десяти девять. В такую рань и в сильном тумане мне давно не доводилось ловить рыбу!   
Обмыв щуку от прилипшего песка и грязи, бережно опускаю её в большой, жёлтого цвета, полиэтиленовый мешок. Затем, закрутив его на рыбе, кладу в рюкзак. Крепко завязываю горловину. Щучью прыть я давно и хорошо знаю, поэтому меры предосторожности лишними не будут.
     С успехом приходит и азарт! Начинается сознательный поиск хищника.  Приманки, хотя и цепляют временами подводные коряжки, но обрывов пока нет. Это радует! Смещаюсь чуть ниже по течению. Делаю проводку вдоль берега. Где-то на середине подмотки, ощущаю второй удар. Своевременная подсечка оказалась результативной! Очередная щука бьётся на песке. Она чуть меньше первой, но на кило потянет!
     Домашнее «вскрытие» показало; первая щука была с молоками, то есть – самец. В желудке его ничего не было. Вторая щука была икряной, а в желудке находилась крупная (граммов на 100) наполовину переваренная рыба, похожая на плотву. Такого  пищевого запаса для неё оказалось всё-таки маловато. Вот и попалась на крючок!
Ветер хотя и усилился, но туман ещё не разогнал. Смотрю на часы. Они показывают без пятнадцати десять. «В течение часа произошли две поклёвки. Видимо, сегодня будет клёвый день». Делаю я мысленное заключение и с новым энтузиазмом беру спиннинг в руки, с удовлетворением замечая, как щуки барахтаются в рюкзаке. Наконец-то, в половине одиннадцатого ветер разогнал туман над рекой. Солнце поднялось довольно высоко и стало пригревать сильнее. По воде бегут сильные волны. Всплески рыбы прекратились. Она как будто совсем исчезла. Меня это не особенно смущает, так как я уже знаю, что домой с пустыми руками сегодня не уеду!
     Перед обедом ко мне подходит незнакомый рыболов и сетует на отсутствие клёва. Приходится с ним соглашаться в целях конспирации. Не хочется привлекать излишнего внимания к последней рыбной точке. На ней и так «пасётся» слишком много народа. Благожелательно провожаю нетерпеливого конкурента домой, а сам продолжаю прерванное занятие. Начинаю поиски рыбы по всему участку. Проверяю «Зацеп». Поклевок нет. Через несколько часов безуспешного махания спиннингом замечаю, что кольца чуть-чуть сместились со своего места. Это верный признак того, что нужно поправить и осадить на место верхний конец удилища. Привожу спиннинг в порядок и решаю устроить обеденный перерыв. Скоро обед заканчивается. Чем же дальше «удивлять» рыбу?
     Заменив поролонку на незацепляйку из твистера, начинаю новые поиски рыбы. Ещё пара часов проходит безрезультатно.  Периодически возвращаюсь на места поимки щук. В очередной раз прочесываю дно реки. Рыба как будто вымерла. Домой уезжать не хочется. Ещё рано. «Может быть ближе к вечеру клёв оживиться?  Ведь так бывало и не раз», –  крутятся в голове обнадеживающие мысли. Опять меняю приманку. Ставлю большой белый твистер с открытым крючком.
     Около четырёх часов вечера я снова вышел к месту поимки второй щуки. Делаю сильный замах спиннингом и вдруг… Слышится какой-то странный щелчок, что-то падает недалеко от меня в воду, разбрызгивая вокруг мелкие капли. С недоумением осматриваю то, что осталось у меня в руках: второго колена спиннинга нет. Значит, это оно улетело в воду! Но, почему?  Плетёнка уходит в воду по направлению броска к месту падения колена. В душе затеплилась последняя надежда, а вдруг не всё ещё потеряно…
Ведь подобный случай в моей практике уже был когда-то. Однажды оно уже слетало во время рыбалки на Оке. Пришлось вытягивать его за плетёнку обратно из воды. Тогда всё обошлось благополучно. Как говорится, пронесло.
     Осторожно, с последней надеждой, начинаю крутить ручку катушки! Однако леска без сопротивления и какой-либо тяжести выходит из воды. Вот досада! Хоть ныряй следом за концом удилища, пока круги окончательно не исчезли на поверхности воды. Вытянув, пустую плетёнку из воды, начинаю осмотр её, чтобы понять причину такой неудачи.
Вертлюжок находится на месте. Металлический поводок тоже без повреждений. А вот застежки с твистером нет. Как она могла соскочить с металлического поводка?
Чёрт его знает?! Ведь до этого момента никаких особых проблем не было.
«Если бы застёжка не слетела с поводка, то конец можно было бы спасти. На какой хрен он водяному понадобился? Довольствовался бы приманками. Они хотя бы на игрушки или украшения годятся. Воблеры вон какие красивые – хоть на новогоднюю ёлку вешай!  А концом-то, что делать? Ни мне пользы от потери его нет, ни водяному от приобретения не будет!» – горестно сокрушался я от непредвиденной утраты.
Знал бы, чем эта рыбалка закончится – никуда бы не поехал. Сидел бы дома, да мемуары сочинял. Всё проку больше было бы. Вот тебе, бабушка, и чёртова дюжина с числом тринадцать. Погоревал я, погоревал, да кое-что и придумал. Нужно было использовать последний шанс!!!
     Достал из коробки с приманками здоровенный тройник, через заводное кольцо присоединил его к ушастому грузилу весом граммов двадцать, привязал к плетёнке и начал тралить дно в месте падения конца удилища. Первый раз закинул свой «невод». Пришёл «невод» пустой. Второй раз закинул свой «невод». Пришёл «невод» с двумя ракушками. Третий раз закинул я «невод». Зацепилась за якорьки коряга и ни с места. Хорошо ещё недалеко от берега. Пришлось искать подходящую палку на берегу. Кое-как удалось отцепить тройник. Снова делаю заброс. Опять на крючках одни ракушки, да пустые проволочки по дну, а затем глухой зацеп вдали от берега. Пришлось тройник оторвать. Достал я из коробки второй такой же тройник. Всё повторилось с предыдущим результатом. Конец спиннинга так же, как и рыба, упорно не хотел «клевать». Плюнул я на проделки нечистой силы и расстроенный пошёл на станцию. 
     На платформе ко мне подошёл какой-то мужчина и поинтересовался, как дела. Пожаловался я ему на свою неудачу. Завязался у нас дорожный разговор. Он тоже оказался большим любителем рыбалки. Когда-то работал водителем дальнобойщиком. Про число тринадцать Василий так же нелестно отзывался. Говорит, как попадется машина с цифрами 613, 713, 1013 или тому подобными, то обязательно в дороге случится прокол или другая неприятность. Всю дорогу до Домодедово он мне свои приключения рассказывал – время незаметно пролетело.
     Анализируя ситуацию на рыбалке, я постепенно пришёл к такому объяснению случившегося: видимо, при забросе приманки её крючок зацепился за ветку прибрежного куста ивняка, который был у меня за спиной. От сильного рывка застёжка расстегнулась и соскочила с металлического поводка вместе с приманкой. Возникшее в этот момент дополнительное динамическое усилие сорвало верхнее колено удилища с места соединения и резко выбросило его вперёд по плетёнке. Металлический поводок без застёжки и приманки, естественно, не мог сработать, как тормоз. Вот такие шутки у нечистой силы были приготовлены для меня в тот день.
     Коллеги по «несчастью», точнее знакомые рыбаки, посоветовали мне сделать из мягкой проволоки или канцелярских скрепок четверники, которые иногда ставят на рыболовные приманки и называют «ведьмами» или «дьяволами», привязать их к крупным гайкам и с их помощью прочесать место падения колена.
     Вдохновленный этой идеей, я снова отправился на Оку. Дважды я тралил злополучное место с помощью «нечистой силы», но кроме мелких палочек, старых, полусгнивших от воды сучьев, ракушек и чужих рыболовных  приманок больше ничего не достал. В месте падения колена лежит затопленное дерево и сильно осложняет поиск «мёртвыми» зацепами за сучья, а колено, вероятно, «нырнуло» под сучки этого дерева. Здесь уместнее всего было бы снаряжение аквалангиста, но где его возьмешь? 
     Возможно, кто-нибудь из читателей скажет, что любой рыбак сам повинен в разных неприятностях, происходящих на рыбалке. Где-то не предусмотрел, что-то не доделал – вот и получился отрицательный результат, а вместо удовольствия – расстройство. Частично с подобным утверждением можно согласиться, но чтобы множество случайностей совпало в один день и именно 13 числа, такое бывает не всегда в рыболовной практике. Кстати, 13 октября на Северном Кавказе произошёл очередной террористический акт. Случайное ли это совпадение?   

                Рекомендации, извлеченные из горького опыта:

1. во время рыбалки не забывайте следить за вторым коленом и чаще осаживайте его назад на прежнее место
2. через два-три года эксплуатации делайте профилактический ремонт соединения колен, желательно в фирменных мастерских у специалистов.
3. при возможности чаще меняйте спиннинги, поскольку вечного нет ничего!!!


2005-10-14.