Размышления о свободе

Нестор Мохно
Когда я ложусь спать, то, от нечего делать, иногда экспериментирую с ощущениями. Например, закрываю глаза и представляю себе, что диван, на котором я лежу, изменил своё положение. И за головой у меня теперь не дверь, а окно, и телевизор  - не напротив, а где-нибудь сбоку, или мебели вообще нет и я лежу на полу, или комната моя не шестнадцать квадратных метров, а намного больше, и за одной из стеклянных стен плещется океан, а за другой - дремлет какой-нибудь горный массив… Если мне не спится, то рано или поздно возникает ощущение эфемерности, ненадёжности и иллюзорности окружающего мира, устойчивость которого возвращается обратно в тот момент, когда я вновь открываю глаза… Не буду лукавить, что я не делаю это с некоторой долей облегчения, потому что оказаться где-то, где я буду оторвана от привычных и милых сердцу вещей, для меня пока ещё как-то боязно… 

Иногда со мной случается, что я просыпаюсь, открываю глаза и не могу понять, где же я нахожусь. Через пару долгих секунд я, конечно, вспоминаю кто я и где я, но за эти секунды неведения мой организм успевает пережить все стадии вхождения в панику, начиная от недоумения и заканчивая жутким животным страхом.  Что же пугает меня больше всего в этот момент? Совершенно точно, что это – не одиночество. В эти мгновения я его не осознаю. Я думаю, что ужас на меня наводит ощущение полной оторванности от реальности. Может быть это и есть та самая абсолютная свобода – когда нет никаких привычек и привязанностей, никаких обязательств и планов, а есть только я и моя воля?

Допустим, что это так. Допустим также, что все люди стремятся стать свободными. Но почему же  тогда я испытываю перед абсолютной свободой такой неподдельный ужас? Получается, что абсолютная свобода мне не нужна. Получается, что она даже опасна для меня, так как панический страх нередко доводит человека до безумия за очень короткий срок. Но ведь таких, как я,  - подавляющее большинство… Когда люди говорят о свободе, что они имеют ввиду? Я часто задаю себе этот вопрос и не знаю точного ответа. Я вообще думаю, что мы все, априори, не свободны, так как живём в мире, в котором всё взаимосвязано. Поэтому любая попытка разорвать эту связь вызывает в человеке смертельный страх, если, конечно, человек не находится под действием каких-нибудь наркотических средств. Это всё равно, что если бы винтик в каком-нибудь механизме думал, что он совершенно свободен. Представьте, что  случилось бы с механизмом, если бы каждая его составляющая вплоть до самого маленького винтика была вольна делать всё, что ей хочется? Это механизм развалился бы на части тотчас же…

Обычный человек никогда не сможет быть абсолютно свободен, так как он всегда будет привязан к привычной интерпретации мира и огромному, непостижимому Организму под названием Человечество. И в этом заключается одновременно  его несвобода и самосохранение, так как вне этой привязанности он теряет привычные ориентиры, впадает в безумие и погибает. Следовательно, свобода, о которой мы все говорим, может быть только относительной. Относительно свободный человек, по своей сути, всё равно остаётся винтиком, но в отличие от других, несвободных винтиков,  он уже имеет право на осознанное действие -  право не только выбирать место и условия своего существования, но и влиять нужным для него образом на окружающую действительность, в каких-то моментах подчиняя её себе. Конечно же, это влияние чисто субъективно. Относительно свободный человек ничего не может коренным образом изменить ни в структуре, ни в функциональной деятельности всего Организма, частью которого он является, потому что часть никогда не подчинит себе целое.

Итак, условно говоря, всех обычных людей можно разделить на две группы: - первая группа – это априори несвободные люди, не имеющие права на осознанное действие; - вторая группа – это люди, которые обладают таким правом. Первую группу мы рассматривать не будем и остановимся более подробно на второй группе.

Существуют четыре типа людей, согласно которым вторую группу можно разбить на четыре подгруппы. Первый тип и первая подгруппа – это люди, обладающие властью. Второй тип и вторая подгруппа – это люди, у которых есть деньги. Третий тип и третья подгруппа – это люди, у которых нет ни власти, ни денег, но тем не менее, они всё равно обладают вышеупомянутым правом на действие. Четвёртый тип и четвёртая подгруппа – это люди, вобравшие в себя типовые особенности людей из остальных трёх подгрупп.

Путём несложного анализа довольно легко установить, что люди первой и второй подгрупп второй группы также несвободны, как и люди первой группы, потому что относительную свободу одним заменяет власть, а другим – деньги. Отними у этих людей и власть и деньги, и что они могут сделать со своей жизнью – ничего. Люди третьей подгруппы первой группы – это никто иные как так называемые Личности, достигшие определённого уровня духовного развития, на котором они становятся относительно свободными, то есть имеют право на осознанное действие, с помощью которого способны повлиять на свою жизнь.

Что же касается людей четвёртой подгруппы второй группы, то они в свою очередь тоже  делятся на четыре класса: первый класс – это люди, обладающие деньгами и властью; второй класс – это Личности обладающие властью; третий класс – это Личности, обладающие деньгами; четвёртый класс – это Личности, обладающие деньгами и властью. Так как люди первого класса состоят из несвободных людей первой и второй подгруппы второй группы, значит они также несвободны. Люди второго и третьего класса представляют из себя примерно одно и то же. Разница только в количестве власти и денег у таких людей. Но все они обладают относительной свободой. Люди четвёртого, самого малочисленного класса – это уникальные Личности мирового масштаба, такие как Пётр Великий или Чингисхан. Стоит ли говорить, что подобные люди обладают не только относительной свободой, но и в силу своих почти что безграничных возможностей способны повлиять не только на отдельные народы, но и на ход истории, что в свою очередь оказывает воздействие на вектор развития всего Человечества в целом.

А теперь вы , наверное, захотите задать мне резонный вопрос -  к какой группе людей лично я себя отношу? Скажу честно – не знаю. Поскольку у меня нет ни денег, ни власти, то первая, вторая и четвёртая подгруппы второй группы отменяются автоматически. Остаётся первая группа и третья подгруппа второй группы. Следовательно, правильный ответ на ваш предполагаемый вопрос зависит только от одного обстоятельства, а именно кем я на самом деле являюсь,  – обычным рабом или Личностью, способной на осознанные действия. А может быть я что-то среднее между тем и этим? Не знаю… Так сказать, весьма затрудняюсь ответить... Рано или поздно я найду ответ на этот вопрос. А сейчас, поскольку уже поздно и мне пора спать, ответственно заявляю, что  «я подумаю об этом - завтра».

25.12.2011