Об одной литературной дискуссии

Александр Абрамов 1
Ниже приводится моя публикация в журнале "Знамя" и отклик на неё известного критика Андрея Немзера в газете "Время новостей"

Опубликовано в журнале:
«Знамя» 2003, №1
конференц-зал 
 
Александр Абрамов, Михаил Айзенберг, Марина Балина, Сергей Гандлевский, Игорь Клех, Ольгерт Либкин, Самуил Лурье, Николай Работнов, Александр Чудаков

Литература non fiction: вымыслы и реальность

В последнее время и в читательской среде, и в литературном сообществе заметно увеличился интерес к “литературе факта”, non fiction. Это побуждает нас как журнал актуальной современной литературы вносить коррективы в редакционную политику, о чем свидетельствует уже тот номер журнала, который вы держите в руках. Нам также хотелось бы знать, как сами писатели, критики, социологи, издатели и читатели осмысляют процессы, происходящие с литературой non fiction в стране и в мире. Мы попросили их ответить на следующие вопросы.

Согласны ли вы с тем, что литература, основанная на художественном вымысле, потеряла свое главенствующее место в читательском восприятии или даже окончательно девальвировалась, уступив место non fiction как новому типу прозы: эссе, документальным повествованиям, философско-эстетическим трактатам, мемуарам, эпатирующей исповеди и т.п.? Если да, то временное ли это явление и связано ли оно просто с отсутствием среди ныне пишущих прозу талантов уровня Булгакова, Кафки или Маркеса, либо можно говорить о кардинальном изменении в структуре самого понятия — литература (и чем это тогда обусловлено)? А может быть, дело просто в недостатке качественной остросюжетной прозы?

Можно ли говорить в данном случае о кардинальном различии в предпочтениях массового и элитарного читателя?

Александр Абрамов,
доктор физ.-мат. наук, профессор Московского государственного института электронной техники

Если отвечать кратко, то не согласен. Я провел среди своих студентов (первокурсников Московского государственного института электронной техники) анкетирование: сколько и какого содержания они прочли книг за последний год? Результаты следующие: в среднем один студент прочитал за год 17 книг, причем 35% прочитанного составляла классика (вероятно, необходимая для написания выпускного сочинения) и романы (novel, fiction); 17% — фантастика, 12% — детективы, 5% — исторические романы, 5% — мемуарно-биографические книги, остальные 26% составляли философия, спорт, шоу-бизнес и другие книги. Опросы, проведенные среди коллег — людей в основном пожилых, дали, естественно, более высокий процент non fiction, но тем не менее читается и художественная литература. Правда, эту категорию читателей следует, видимо, отнести к элитарной, для которой, по моему убеждению, качественная художественная литература никогда не потеряет своего значения. Я также считаю мнение, что сейчас в литературе отсутствуют гении, ошибочным. Во времена, когда творили Чехов, Толстой, Бунин, Блок и другие гиганты, критика, выражающая общее мнение, кричала об упадке и кризисе русской литературы. Советские времена, когда создавали свои произведения Шолохов, Булгаков, Платонов, Ахматова, Зощенко и другие, некоторые современные критики также называют безвременьем и упадком. Средний уровень того, что печатается сейчас в журналах (несмотря на их мизерный тираж), существенно выше, чем в советские времена. И если судить о литературе как о зиккурате, то чем выше отдельные его этажи, тем выше само строение. Пройдет несколько десятков лет — и некоторых современных нам писателей (которых сейчас большинство не знает, а кто знает, не считает великими) назовут гениями первой величины.

В то же время следует сказать, что причины, по которым люди сейчас читают меньше, чем раньше, связаны с изменением общих условий жизни:

1) Резкое увеличение свободного от работы и учебы времени, затрачиваемого на просмотр телевизионных программ и на общение с компьютером (получение информации по Интернету, у молодежи — компьютерные игры и поп-музыка). Достаточно послушать разговоры молодых людей в общественном транспорте — это почти на 100% обсуждение вопросов, связанных с компьютерами.

2) У большинства людей стало значительно больше времени уходить на зарабатывание денег (из-за общего трудного положения в стране и из-за увеличения возможностей купить что-то, предлагаемое современным обществом потребления).

3) Хорошие книги стали менее доступными: в библиотеки они почти не поступают, а стоят относительно дорого. Например, если раньше при зарплате 200 руб., книга ценой 1 рубль 50 копеек составляла 0,75% от зарплаты, то теперь при зарплате 3000 рублей книга ценой 150 рублей составляет 5%, что в семь раз больше.

  В газете "Время новостей" №14, 28 января 2003 г. Андрей Немзер, обсуждая современное состояние литературы, в статье "О вреде мазохизма" солидаризуется с некоторыми моими мыслями, которые были опубликованы в журнале "Знамя" №1, 2003 г. Я утверждал, что о кризисе русской литературы говорили в то время, когда жили Толстой, Достоевский, Чехов. Потом в советское время говорили о кризисе, когда творили Шолохов, Булгаков, Зощенко, Маяковский, Ахматова и др. Теперь тоже твердят о полном упадке русской литературы.Но пройдёт время и о некоторых ныне живущих писателях будут говорить как о гениях.

Андрей НЕМЗЕР:
"Да, нам есть от чего в отчаянье прийти. Но лучше повременим. Похоронщиков (тянущих одеяльце на себя либо боящихся отстать от комсомола) без нас хватит. А на песке строим мы дом (недавно прочел о себе такую мудрость) или на фундаменте великой традиции, покажет время. «Пройдет несколько десятков лет -- и некоторых современных писателей (которых большинство не знает, а кто знает, не считает великими) назовут гениями первой величины». Это не я («заинтересованное лицо») говорю -- это говорит в «знаменском» конференц-зале доктор физико-математических наук, профессор Александр Абрамов. И даже если наши оценки новейших писателей резко расходятся (что возможно -- вкусы профессора Абрамова мне неведомы), слова его дорогого стоят".

P.S. Сколько ядовитых стрел выпущено в эмигранской  да и в нашей периодике о смерти русской литературы. Мне представляется, что русская литература не умирала и не собирается умирать. Ясно, что такие прозаики, как Астафьев, Распутин, Казаков, Шукшин, Фёдор Абрамов, Довлатов, а также поэты Твардовский, Дудин, Орлов, Соколов, Рубцов, Жигулин, Прасолов, Вознесенский, Ахмадулина, Евтушенко, Бродский и некоторые другие уже заняли своё прочное место в арсенале классики русской литературы. Время покажет, кого ещё из наших современников можно будет занести в этот арсенал.