Часть 2. Наместничество

Рыжкова Евгения
Наместничество


Митрополит Феогност приблизил инока Алексия к
себе, велел ему пребывать при своем святительском доме,
сделал его, хотя и вопреки его желанию, своим наместни-
ком и поручил ему заведовать церковными судами.
Ставя его на эту степень, митрополит с Великим кня-
зем тайно уже намечали быть ему по кончине святителя
Феогноста преемником его кафедры. Таким образом, све-
тильник, скрывавшийся долгое время как бы под спудом,
в стенах монастыря и в смиренном положении простого
чернеца, выдвигался теперь на общецерковный свечник,
чтобы светить всем концам обширного Русского царства
светом внутренней своей добродетели, приобретенной им
долговременным пребыванием в безмолвии и мона-
стырском уединении. Как облеченный уже силою
свыше, он выводился теперь на служение человече-
ству и делался ловцом людей, согласно предназначению,
указанному ему еще в детстве.
11
Двенадцать лет и три месяца пробыл св. Алексий в зва-
нии наместника митрополита, тщательно и со страхом
Божьим исполняя свою обязанность, и повинуясь во всем
святителю Феогносту, как бы самому Христу. Заведова-
ние церковными судебными делами невольно знакомило
его с обстоятельствами церковного управления, и мало –
по – малу приготовляло его к будущему великому служе-
нию церкви. В это время он изучил основательно грече-
ский язык, как разговорный, так и письменный, чему
способствовало сближение его с митрополитом, который
был по происхождению грек. Изучив греческий язык,
инок Алексий позаботился сравнить славянский текст Но-
вого Завета с греческим подлинником. Он заметил мно-
гие отступления и неточности, и даже разночтения
славянских списков между собой. Это произошло от оши-
бок писцов, от самовольных исправлений древнейших пе-
реводов, и он сделал перевод Нового Завета. Этот труд,
собственноручно им переписанный, хранился в ризнице
Чудова монастыря, как великая святыня и заветный дар
великого Святителя и основателя этой обители. Там же
приложено и его собственноручное духовное завещание.
Митрополит Платон в конце XVIII столетия украсил пе-
реплет этой рукописи сплошь жемчугом с драгоценными
камнями, а митрополит Леонтий в 1982 году сделал с нее
фотографию и издал в нескольких экземплярах. Один
такой экземпляр принесен им в дар Св. Троице - Сергие-
вой Лавре, и в день памяти 500–летия со дня кончины пре-
подобного Сергия возложен на его раку в память
духовной дружбы Преподобного со Святителем. В Чудо-
вом монастыре это рукописное Евангелие в дни памяти
12
Святителя выносилось на Литургии. Таким образом, свя-
титель Алексий был первым исправителем славянского
текста Священного Писания в России, как бы благосло-
вил своим примером это благое дело, и позднейшие ис-
правители их в XVII в. свидетельствуют, что они
пользовались его переводом. Сама рукопись его, храня-
щаяся в то время в Чудове монастыре, носилась как свя-
тыня по домам, и в церкви при молебнах читалась над
больными. Многие по вере своей получали исцеления.
Этот благочестивый обычай, говорится в одном из пре-
жних жизнеописаний Святителя, хранился долгое время
[3].