Писать стихи, не нужно музы...

В.Евсеев
                «… Я ныне разминулась с музой,
                и лира где-то загуляла…
                Не пережить бы мне конфуза,
                да вот стихи Ваши читала…»
                Людмила Углова в отклике http://www.stihi.ru/2010/05/15/1720




Писать стихи, не нужно музы,
                хватает знанья языка,
а в текстах избегать конфузов
                хватало словника пока

да знаний метров и размеров,
                ещё понятий основных –
понятья икта, для примера,
      что ритм вплетает в каждый стих.

В стихах с двусложною стопою
             важней межиктный интервал –
в нём ударение простое
                ритм убивает наповал.

А вот в слогах на месте иктов
                уместен безударный слог,
не вызывающий сбой ритма –
            «пиррихием» назваться б мог.

Но есть иные нарушенья,
                их «переносами» зовут,
в них переносят ударенье
                в словах, не как они идут…

В трёхсложных стопах всё иначе –
                в них иктам дан приоритет –
ударный слог на икте, значит,
                а между ними – да иль нет:

ударный слог иль безударный
                меж иктами в такой стопе
неважно – здесь поэт бездарный
                поблажку может дать себе.

Запомнив правила простые,
           могу добавить в стих сарказм,
расставив верно запятые,
         не впасть чтоб нехотя в маразм…

Прошу простить меня за шутку,
                но поучительна она –
в стихах я к ритму очень чуток,
             мы чтить его должны сполна…

17.03.2012

Икты – ритмическое ударение в стихе, фиксирующее его структуру.

В двухсложных размерах (ямб, хорей) ударение на иктах – только тенденция, а безударность межиктовых интервалов – доминанта.
В трёхсложных размерах (дактиль, анапест, амфибрахий) ударность иктов – доминанта, а безударность межиктовых промежутков – тенденция.
Константой во всех размерах является ударение на последнем икте стиха.

Пиррихий – пропуск ударения в двусложных размерах на икте

Перенос ударения в слове – ритмическая ошибка в двусложных размерах, когда ударение в слове не совпадает с иктом