Зодчие

Левдо
                  ######## 
                  ЗОДЧИЕ 
                  ######## 
                       1985-86 г
 

          2. БАРТОЛОМЕО РАСТРЕЛЛИ 

          Вдохновенье кипело в нем! Так в Петергофе 
                  Водометы взлетают и бьют. 
          И с тех пор, как условился с ним Мефистофель, 
                  Грезы райские спать не дают. 
 
          И хохочут, и мчатся лукавые путто, 
                  И глаза им слепит этот блеск, 
          Когда кружатся в танце безумном, как будто 
                  Вплетены в золотой арабеск. 
 
          Не полет ли ракеты, взмывающей круто, 
                  Когда бьет в небеса фейрверк,- 
          Эта пышная, эта тугая волюта, 
                  Точно так же летящая вверх? 
 
          Или клУбы с грозою несущейся тучи, 
                  Или вьющийся яркий цветок 
          Подсказали ему этот абрис летучий,- 
                  Иль балтийской волны завиток? 
 
          Так в ночах петербургских прозрачных, безлунных 
                  Им творилось сие волшебство. 
          Это было разыграно только на струнных: 
                  Медь трубы не умеет того. 
 
          Это - форму давая фантазии стройной, 
                  Полновластный ее господин, 
          Торжествует Растреллий - Авзонии знойной 
                  И метельного Севера сын. 
 
          Это пиршество архитектурных феерий, 
                  Небывалых гармоний полет 
          Из камней, точно Из невесомых материй, 
                  Не скудея, мечта создает. 
 


          6.ВИНЧЕНЦО БРЕННА И ЧАРЛЗ КАМЕРОН

          Где, сын Италии прекрасной,
          Ты почерпнул сии черты
          Велеречивой, самовластной,
          Монументальной красоты?!

          Вне схем сухих, вне тесных рамок,
          Свободный в замыслах творец,-
          Ты возводил дворец, как замок,
          И замок строил, как дворец.

          У трона шла возня и травля,
          Наследник, отлучен от дел,
          Дурил...
                   но ты метанья Павла
          Понять и оценить умел:

          Лишь стен несокрушимых твердость
          (Гранит, а не папье-маше!)
          Могла внушить покой и гордость
          Его подавленной душе.

          А где-то рядом жизнь блистала,
          Не зная, что такое страх,
          Шумела вихрем карнавала
          И наслаждалась на пирах.

          Там полуварварской короны
          Вплетаясь в золотой венец,
          Сверкала слава Камерона...
          О гармонический творец,

          Дитя Шотландии скалистой!
          Где приобресть ты мог черты
          Пленительной, изящной, чистой
          И безупречной красоты?!

          Ты посвятил, маэстро-зодчий,
          Питомец вдохновенных муз,
          Семирамиде полунОчи
          Свой совершенный дар и вкус.

          И этот взлет, и эту легкость,
          Где торжествует дух, не плоть,-
          Ни грубость века, ни жестокость
          Не знали, как перемолоть.

          Чарлз Камерон - Винченцо Бренна:
          Тут шел негласный спор творцов.
          Но красота живет нетленно,
          И спора нет в конце концов!


          7.НИКОЛАЙ ЛЬВОВ

          Нравом бодр, остер умом,
          Сердцем пылок, духом весел,
          Он семью кормил трудом,
          И без счету знал ремЕсел.

          В гуще замыслов и дел,
          Чужд тщеславья и амбиций,
          Он о славе не радел,
          И ничуть не льнул к столице:

          Где-нибудь в глуши тверской
          На земле чужих имений
          Он являл свой мастерской
          Остроумный, точный гений.

          Твердо веруя в себя,
          Был он истинный  с о з д а т е л ь,
          И, Палладия любя,
          Строил нЕ как подражатель,

          Сочетав, вне всяких норм,
          Колоннад античных рондо,
          Мощь пирамидальных форм
          И классическое тондо.

          Он нисколько не чудил:
          П о л ь з а - было камнем пробным,-
          И творил, как находил
          Нужным, правильным, удобным.

          Польза, прочность, красота,-
          Вот что им руководило
          И с чертежного листа
          В божий мир переходило.

                    *

          - Но в России, посреди
          Деревенек тощих, нищих,
          Где, куда ни погляди,
          Темнота да глад в жилищах,

          Здесь, в медвежьем сем углу,
          Где нужда, да грязь, да стоны,
          Может, правда, "ни к селу"
          Колоннады да фронтоны? -

          Так порою думал он
          В час ночной, когда, бывало,
          Все не шел желанный сон,
          Иль хандра одолевала...



          10. ИВАН СТАРОВ

          Столичных вкусов блеск ампирный,
          Размах парадный, стилей смесь,-
          О нет, они не нУжны здесь,
          На лоне сладком жизни мирной.

          Дорожки, пестрых ряд куртин,
          Прогалы липовой аллеи -
          Что привлекательней, милее
          Сих идиллических картин?

          Так, без насилья над природой,
          Но с ней в согласии,- творить,
          ЯзЫком сердца говорить,
          Не гнаться, суетясь, за модой.

          Обычный вид: поля, овраг,
          Река... - но как завлечь умеет!
          А на холме вдали белеет
          Поместье, скромный особняк

          (Обитель сельского семейства),
          Им строеный.
                       И видит Бог:
          Он своего Адмиралтейства
          Создать, наверное б, не мог,-

          Но в образ русского пейзажа
          Войдут отныне на века
          Два гармонических этАжа
          СтарОвского особняка.



          11.ТОМА ДЕ ТОМОН

          Здесь он мечтал обресть и труд, и кров;
          Художник славный, зодчий-декламатор,-
          Подозревал он, что сей град Петров -
          Классический архитектурный театр.

          Высокий стиль. Гармония начал.
          Он сочинял проект, как пишут мессу,
          И возноситься зданья приучал,
          На Стрелке, как на сцене, ставя пьесу.

          В ней добивался триединства он:
          Слиянья действий, времени и места,
          И к небу подымал стволы колонн
          Всем пафосом торжественного жеста.

          Нева, бурля, плескала как раек...
          Вдруг... - легкий занавес тумана взвился,
          И дивный храм, как голубой цветок,
          На лоне волн пленительно раскрылся.

          Все близ него бело от парусов,
          И вечерами, при закате Феба,
          Пылает жаром пламя маяков,
          Написанное на плафоне неба.

          Так, украшая новый парадиз,
          Творил предерзко - и не ждал оваций,
          И разом выдвигал из-за кулис
          Холсты великолепных декораций.

          Казалось: там - волшебная страна,
          Где бытием мечта не тяготится,
          Казалось: греза осуществлена,
          Или вот-вот она осуществится...




          16. АНДРЕЙ ШТАКЕНШНЕЙДЕР 
 
          От строгой отйдя системы, 
          Яснее многих понял он: 
          Мертвы классические схемы 
          Фронтонов, куполов, колонн. 

          Кваренги, Львов, Захаров, Росси,- 
          Он подражать не станет им, 
          Их ограниченность отбросив 
          И увлекаемый иным. 
 
          Он уважал их смелый гений, 
          Их дерзких мыслей высоту, 
          Но в вечном споре поколений 
          С в о ю  он ведал правоту; 
 
          И осознав в душе готовность 
          Вступить как равный в их союз, 
          Он полагал, что стиль - условность, 
          И что важней, скорее, вкус. 
 
          Служили замыслу и цели 
          Разыгранные им с листа 
          Великолепие Растрелли 
          И Камерона простота. 
 
          Есть в  с о ч е т а н ь я х  пряность, сочность, 
          Есть пища духу и уму. 
          Но "польза, красота и прочность" 
          Уж недостаточны ему: 
 
          Не из расчета иль холопства 
          (Как, может, сделал бы иной),- 
          Добавит новый член: "у д о б с т в о" 
          Он к этой формуле тройной. 
 
          И классицизм пускай не взыщет 
          Когда,- себе, брат, на уме,- 
          Он рифму свежую отыщет 
          В архитектурном буриме.