Поэзомания

Александр Веснаков
                ПОЭЗОМАНИЯ, или разговор с начинающими поэтами в литобъединении по поводу издания книг в Году русского языка
                эссе
                «Что написано пером, не вырубить топором» (пословица).               

    Манит, манит всех и каждого поэзии стезя… Видимо, скоро станет русской народной забавой сочинительство собственных рифмованных произведений, которые с большой натяжкой можно назвать стихами. Но, как говорится, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. И это было б, в общем, здорово, и было б хорошо, если бы … авторы подобного творчества не считали для себя обязательным быть изданными (в альманахах, коллективных сборниках, а ещё лучше – отдельной книжкой!) и не присваивали бы себе титул (как сейчас это модно – графа, барона, князя) «поэт».
    Товарищи Пушкины, Лермонтовы и Есенины! Пощадите глаза и уши читателей и не стремитесь во что бы то ни стало попасть в Союз писателей, тем более, что толку от званий и регалий вам будет ни на грош. Высокий титул поэта не присваивается, а зарабатывается кропотливым трудом. Настоящих талантов в поэзии так мало, что их можно пересчитать по пальцам!
    Если же ваше честолюбие настолько сильно, что заглушает голос совести, значит, вы – не настоящий поэт. А кто вы на самом деле, предлагаю определить из нижеследующего исследования

                1. «Плотники»

    Есть авторы, грубо «вырубающие» свои стихи, ни мало не заботясь об их совершенстве. Если и просматривается их вина в том, то она, прежде всего, состоит в недостатке, а порой и в отсутствии знаний. Они своим творчеством удобряют почву на подступах к Парнасу, даже не ведая основных законов поэтического ремесла. Ремесла ли? Здесь можно и поспорить, но это другая тема, выходящая за рамки данной статьи. Лично я считаю, что поэзия – это и ремесло, и искусство. Поэтому мне видится оправданным название разделов данной статьи, хотя и это – вопрос спорный. Но не будем отвлекаться, а остановимся на главном. Мне могут привести в пример широко известных, признанных поэтов, пишущих гениально просто, доходчиво для любой категории читателей, и многие считают, что надо писать как можно проще. Писать «просто» – очень даже не просто… Потому они и гении, что пишут ясно, образно и точно – так, как никто другой не может. Начинающему поэту это не дано, и вы потом поймёте, почему.
    Многие, уверовав, что и они так же талантливы, начинают писать в надежде на то, что и
они когда-нибудь будут признаны, не имея при этом за душой ни души, ни таланта, ни интеллекта, ни владения русским языком, ни просто понимания того, что есть такое поэтическое творчество.
    Казалось бы, чего проще – взять и зарифмовать десяток-другой строчек. Но можно ли это назвать поэзией? Конечно, нет. Искусство (а поэзия – это искусство!) предполагает, прежде всего, наличие таланта, т. е. интуитивного понимания того, как надо делать, и что надо делать. А что современные авторы? Рифмуют глагольные окончания строк, и, чаще всего, пишут предложения в две строки. Но, позвольте, искушённый читатель сразу определит по такому «стихотворению» в лучшем случае новичка, а в худшем – дилетанта без признаков большого ума со всеми вытекающими из этого последствиями. Пресно, неинтересно, не хочется и читать… Ну что ж, время наше такое – подвигает их к этому.
    Каждый читатель, открывая журнал или альманах, надеется открыть для себя что-то новое, может быть, новое имя, того автора, которого ему интересно было бы читать и в следующих номерах. Но … увы! Зачастую журнал или альманах его обманывает в своих самых радужных надеждах. Тогда… читатель берёт другой журнал. Для сравнения. Вот так! И уже не возвращается к прежнему. И, по-моему, не совсем прав известный и уважаемый мною поэт, говоривший, что печататься надо всем без исключения – чтобы был выбор. Лично я разочаровываюсь, если не нахожу для себя то, в чём созвучно творение автора моим мыслям, моей душе, в конце концов, то,
что является, на мой взгляд, самобытностью и самодостаточностью, что можно понять и принять без скидок на время. А время, опять же повторюсь, коммерческое ныне. И тем не менее, и тем не менее… Творите, авторы, творите, и не полено, а Буратино! Пусть ваши произведения заживут своей жизнью, такой же яркой, как огонь, но только не нарисованный, а живой, греющий душу и воспламеняющий ответные чувства, и только тогда представляйте свои произведения на суд читателей!

                2. «Столяры»

    Далее речь пойдёт не о «плотниках», которые грубо отображают в языке одну единственную форму бытия, а о более продвинутых «столярах» – тех, кто уже владеет навыками «ремесла», если это можно применить к поэзии, тех, кто и понимает в этом толк, и кто может сделать если не штучный товар, то хотя бы на уровне китайского ширпотреба. Такие поэты уже знают основные размеры и законы стихосложения, но здесь-то как раз и поджидают «столяров» разные «сучкИ», на которые может натолкнуться их не знающая покоя стамеска. Во-первых, это, конечно же, уровень интеллекта. Поэт должен понимать, что же он хочет сказать читателям своим творчеством, какими знаниями об окружающем мире, об отношениях между людьми, между человеком и Богом – а это суть до конца непознанное – он хотел бы поделиться. Иногда получается так: сказать, в общем-то, и нечего, и знаний особых нет, а написать что-нибудь очень уж хочется. И выходит из под пера этакое банальное и примитивное (если взять от слова «примат», то я назвал бы это «примативное») произведение.
    В некотором смысле поэт, пользуясь талантом, данным ему Богом, должен на своём опыте ещё и выступать в роли учителя. А если ему ещё и дано владение словом, то нет такому поэту цены. Каждый наш жизненный опыт по-своему бесценен, т. к. каждый его переживает однажды.
    Поэтому, если я нахожу интересные в литературном плане поэтические творения, и вижу, что они соответствуют моему эмоциональному настрою, вижу, что всё творчество поэта направлено на поиск и достижение совершенства, то такого поэта я принимаю безоговорочно. И грош тому автору цена, кто не достучится до души своего читателя. Тут уж не будет оправдания ни мастерству, ни благим намерениям.
    Кое-кто (а таких большинство в начинающих поэтах) могут мне возразить: мол, я же пользуюсь успехом среди родных и знакомых! Но одно дело – пользоваться успехом там, где к вам заранее настроены благожелательно и не хотят вас обидеть, и где «на безрыбье – и рак  рыба», и другое – среди таких же, как и вы, авторов, которые, как известно, «видят и соринку в чужом глазу», а также – среди критиков. Определитесь, для кого вы будете писать – для критиков, которые и сами-то порой писать не умеют, но – судят! (по мере своего развития), или же для народа (то бишь для знакомых) просто и понятно, без особых претензий на то, чтобы называть своё творчество поэзией. В последнем случае упаси вас Бог показывать свои стихи критикам или же профессиональным поэтам! Для них вы будете как красная тряпка для быка!
    Большинство начинающих поэтов с большим трудом воспринимают критику (а идёт это как раз от недостатка знаний), и не хотят учиться на своих ошибках. Одни обижаются и замыкаются в себе, другие до хрипоты отстаивают своё мнение: «Я талантлив, как же вы не видите! Я прав, я непогрешим!» Но прав может быть только Бог... Ещё раз повторюсь: это свойственно только начинающим, и тем, кто не хочет учиться.
    Во-вторых, «столяры» могут напороться и на такой «сучОк», как так называемое «горе от ума». Простое и сложное… Как определить, где граница? Чтобы написать просто и доходчиво, врезываясь в память читающего, нужен, как минимум, талант. Иногда талант расходуется на написание архисложных, «заумных» стихотворений, претендуя на гениальность, иногда – на написание агрессивных, злословных, порочащих людей, ядовитых произведений, написанных иногда, прямо скажем, очень здорово. Но кому это надо? Это поиск своего пути, не более, или, вернее, путь от сложного к гениально простому (как известно, всё гениальное – просто). Получив зарубежную Нобелевскую премию за свои стихотворения, понятные только самому себе и, ещё, может быть, маленькой кучке высоколобых элитных интеллектуалов, которые хотят «примазаться» к чужой славе, делая вид, что понимают вас, вы с удивлением обнаружите, что читатель не помнит из ваших сочинений ни одной строфы…Обратитесь к Пушкину – гениальному русскому поэту, и вы поймёте, где «вершки» и где «корешки»…

                3. «Краснодеревщики»

    Вообще говоря, как вы уже заметили, я разделил поэтов на три категории:
1). Те, кто только начинает пробовать себя в поэзии, не зная основ и законов жанра, основываясь только на собственной интуиции, – у таких глаза закрыты. Это так называемые «плотники».
2). Те, кто уже познал, в минимальном объёме основные правила, но ещё не нашёл свой путь, свою дорогу, делая вроде бы всё и правильно, но не получая того результата, который их мог бы удовлетворить (а заодно и читателя), – у таких глаза полуоткрыты. Их я бы назвал «столярами».
3). Те, кто может вдохнуть в свои произведения душу, сделать из полена живого человечка – Буратино, а это значит, что их стихотворениям уготована долгая жизнь, и, может быть, даже на столетия. Глаза у таких поэтов широко открыты и смотрят на мир с полным пониманием своей ответственности и своей миссии на нашей Земле. Таких поэтов я называю уважительно – «краснодеревщики».
    Что бы я хотел сказать о последних? Большинство из них учились всему тому, о чём я говорил выше. Но поэзию, как и счастье, каждый понимает по-своему. Научить сочинять стихи можно, научить поэзии – нельзя. Здесь уже никак не обойтись без одного «ма-а-а-аленького» обстоятельства – таланта.
    У поэтов третьей категории мы видим и владение словом – мастерски, виртуозно, и способность заинтересовать читателя своим произведением – сюжетом, неожиданным поворотом мысли, («ай да Пушкин, ай да сукин сын!»), и СВОИМ видением мира, и актуальную гражданскую позицию, и приглашение к разговору, размышлению, и ненавязчивую пропаганду норм этики и эстетики (а в году русского языка – и искоренение всякого словесного мусора, в особенности мата, а также засилия иностранных слов! В связи с этим хочу обратиться к господам поэтам: уважайте также и знаки препинания! Ведь от их расстановки порой меняется смысл целой фразы. В году русского языка это приобретает особенно актуальное значение). Во времена коммерческой литературы для поэтов ОБЯЗАТЕЛЬНО повышенное внимание к читателю, надо писать так, чтобы строчки впечатывались в его сознание, как печать в расплавленный сургуч, чтобы читатель или слушатель ни за что не остался бы равнодушным к тому, что вы сотворили своей душой.
    Остановлюсь коротенько на гениях. Что, на мой взгляд, отличает гения в поэзии от остальных? Это, во-первых, раннее пробуждение таланта (где-то в 13-15 лет), масштабность, я бы даже сказал, эпичность создаваемых произведений, что, конечно же, обусловлено большой широтой кругозора, а, следовательно, и наличием знаний, и, во-вторых, огромной работоспособностью, когда гений за год успевает сделать то, на что у других уходит много лет. Гению подвластны все жанры, в которых он работает. У просто талантливого поэта все эти критерии не так выражены. Здесь уже скорее надо говорить о качестве, количество как таковое роли не играет. Посмотрите внимательно, если вы поэт уже состоявшийся, подходите ли вы под одно из этих определений…
    Искусство, само по себе, ничего не значит, если оно не служит народу, не направлено на тех, кто питает его. Поэтому, если вы – личность, человек, переживающий за всё и всех, не бойтесь донести до тех, кто рядом с вами, своё искусство стихосложения. Очень важно и желательно, чтобы вы также освоили искусство живого, эмоционального чтения стихов, которое (вот вам пример: неужели нет в русском языке аналога!?) называется английским словом «слэм». Но русская душа не сравнится ни с английской, ни с немецкой! Вот здесь мы подошли к тому, что называется духовностью. Она обязательно должна присутствовать в поэзии, и чем дальше, тем больше будет востребована. Не будет её – и нечего будет вдохнуть в ваши стихи, не тронут они читателя (разве что бездушного), не срезонируют с его душой, не получится обратной положительной связи для развития вашего творчества. Поймите это, примите это, и – с Богом!

                Александр Веснаков,
                член союза читателей
                2007г.