Грешник - рисунок Уильяма Блейка

Игорь Соколов 2
У великого английского поэта, философа и художника  Уильяма Блейка было очень много картин и рисунков на мистические и божественные - библейские темы, но моё внимание привлек, как мне показалось один очень интересный рисунок - его иллюстрация к "Божественной комедии" Данте "Симония Папы" 1827 год. Рисунок отражал один из фрагментов Божественной комедии, в которой Данте высмеивал Римского папу Николаса III,который не взирая на сильный свой характер, страдал кумовством и назначал на высокие должности своих родственников. На рисунке был изображен дьявол, который отпускал папу Николаса III, как грешника за ногу в чан с кипящей смолой. Я долго приглядывался к рисунку, мне почему-то показалось, что в рисунке что-то не так, что что-то изображено совершенно не по христианскому канону, то есть в этом грешнике - в римском папе Николасе III было что-то не так, что вызывало какое-то странное чувство и даже недоумение. Неожиданно мне захотелось поближе разглядеть лицо этого грешника и понять его эмоции на рисунке, поскольку сама фигура была как-то странно изогнута, или мне так показалось.. Для этого я значительно увеличил изображение, исказил его под случайным углом, оставив одного грешника, а потом всё же догадался его перевернуть. И вот, когда я перевернул его, и он оказался головой кверху... Я наконец понял, что меня в нём заинтересовало, а затем уже потрясло... Я вдруг увидел, что этот грешник, этот папа Николас III совсем не боится ни кипящей смолы, ни ада, что он, такой весь несчастный и страшно грешный с виду житель Земли, схваченный за ногу дьяволом и опускаемый в кипящий - горящий котёл, радостно танцует, изгибаясь всем телом, и даже видно, что он впал в какой-то безумный сладостный экстаз... Точно огонь страсти охватил всё его тело и разум, точно чувствуя свою Смерть, он бесстыже веселится, растопырив пальцы и лицо его при этом имеет чрезвычайно лукавое и хитрое выражение. При этом его взгляд обращен на языки пламени в чане из под которых выглядывает обнаженная женское тело - грудь, то есть волны пламени под чаном принимают форму женских грудей, точно это его и заставляет веселиться и радоваться Смерти, ибо он явно увидел в ней связанность со своей любовью и единение с ней... с любимой женщиной, любимой им прежде на земле, со всеми своими любимыми и родными, а поэтому охватившими его сладким и дурманящим весь его разум воспоминанием, и воспоминанием настолько живым, что даже опускаемый дьяволом в кипящий чан со смолой, он впал в бешеный экстаз...  Таким образом, Уильям Блейк, как я почувствовал, захотел подчеркнуть спасительную силу Любви, лишающую всех страха смерти и грядущего ада... А ещё Уильям Блейк по видимому хотел подчеркнуть некую таинственную неопределенность нашего существования на земле, имеющую в себе какую-то тайную цель, которая как возможное указание на наше бессмертие таится ещё в нашем туманном грядущем... И ещё этот грешник являет собой невероятное ощущения бессмертия, которое лишает смысла всего, что было на земле...
Может поэтому, я очень благодарен великому английскому поэту и художнику- мистику - Уильяму Блейку, что он одним своим рисунком грешника "Симония Папы" дал  мне весьма интересное осмысление вещей, неподвластных никакому разумению и выходящих далеко за рамки нашего земного существования...

 Авторская фотоинсталляция рисунка Уильяма Блейка "Симония Папы"