Чёрный Георг and all that jazz

Вселенная Чёрного Георга
____________________ содержание ___________________
1.   Неизглаголанное
2.   буль-буль-буль бутылочка зелёного вина
3.   sforzando
4.   весеннее эпистолярное
5.   World News
6.   hоmo compassionatus
7.   весьма на пороге
8.   вспоминая о
9.   софистика мракобесия
10. For what it’s worth
11. stenoкардия
12. cartesian
13. Лиза (антилолитное)
14. тик-так
15. space monkey approaching the final frontier, and all that jazz
16. сопротивляясь гидратации
17. не называя имён
18. сонным детям
19. Военно-половой роман
20. сокращая размерность
21. инвариантность небытия
22. Рождённый Ползать
23. Проперсик
24. the piоus debauchee
25. ultima Thule
_________________________________________________
/подборка стихотворений самого конца 2011 - начала 2012 гг/




_________ Неизглаголанное _________

Когда сидишь под незажжёнными лампадами
в преддверье вечера, случается, заметишь щель,
и сквозь неё – летят, проскальзывают, падают...

Я посидел, да и пошёл гулять – на кладбище,
где тишина была настолько абсолютной,
что насекомые, казалось, режут сад пилой,
и все кресты звенят – свирелями и лютнями...

Я шёл и шёл, и вдруг увидел стаю ангелов.

Они висели на ветвях – хамелеонами,
неотличимые от сумеречных, розовых
оттенков неба, подтверждая небиблейский миф –
о странной склонности бессмертных сил к берёзам.
Меня мороз – от взглядов их, нечеловеческих, –
пробрал, и в лёгких стало мало кислорода...
Не приведи Господь – такое видеть вечером!.. –
шептал я, быстро удаляясь огородами.
Домой не помню как дошёл, сверкая пятками,
всё видел бездны в их глазах нечеловеческих...

И было утро.
И была Страстная Пятница.
И я купил просфору и поставил свечечку.




____ буль-буль-буль бутылочка зелёного вина ____

бывает, что теряются и головы в коронах...

от собственной ничтожности нельзя впадать в отчаянье.
вот космос, что бессмысленно,  ч у д о в и щ н о   огромен,
но факт его размеров –  н и ч е г о   не означает.

предмет   с у щ е с т в о в а н и я   нельзя признать печальным.
вот жизнь, что орошается шабли и арманьяком,
но в сущности – не может ни исчезнуть, ни начаться...

и глаз твоих, смеющихся, танцующие ягоды.




________ sfоrzandо ________

какой-то листик в небо бросился
видать бедняга осерчал
весна ведь милый это осенью
бросаться в небо при'дет час

весна грустят дрова каминные
огонь на вещность променяв
представь нас спящих под жасминами
четыре долгих летних дня

свернись любовь моя калачиком
дождь спор но не жестокосерд
и чубчики у одуванчиков
ещё не белые совсем




________ весеннее эпистолярное ________

и в феврале, и в марте – те же сны, что в январе.
(нет приза – догадавшимся, что будет сниться в мае.)
сперва заходишь медленно; чем дальше, тем быстрей;
в конце – почти бежишь и всё равно не понимаешь...

отфильтровав, в укромном, сокровенные черты,
черты давно забытые, – к ним прикипаешь взглядом:
стеклянная бутылка. терракотовый кирпич.
расцветший одуванчик, упреждающий порядок...

прохожие приветливы. вечерний воздух густ.
быть может, это Африка. (а почему не Киев?..)
и травы на коричневом истоптанном лугу
такие невозможные.
                зелёные такие...




_________ World News _________

сегодня столько важного случилось,
что просто невозможно передать!

забастовали Moulinex и Siemens.
в соседнем доме кончилась вода.
мальчишка сжёг – себя и летний лагерь;
не то непалец он, не то поляк...
в Варшаве с Лхасой приспустили флаги.
в Швейцарии поднялся курс рубля.
нам пишут астрономы из Канзаса:
Европа не мертва, на ней есть жизнь! –
и обвиняют руководство NASA
в очередной авторитетной лжи.
колонны гологрудых активисток
принудили правительство принять
решение о вкладах – олимпийских
и в генофонд троянского коня.
в Исландии погибли три испанца,
случайно заблудившихся во льдах...

...а ты мне провела по шее пальцем.
подумаешь, какая ерунда.




_________ hоmо cоmpаssionаtus _________

вообще, мы люди добрые, поможем завсегда.
но – что у нас ни спросишь, то мы можем и не дать.
вот, давеча пришли соседи – колышек просить.
представьте себе: колышек! да где же на Руси
то слыхано – чтоб колышек просили у людей?!
сидим, вот, и кумекаем, уже четвёртый день.
давать соседям колышек, – а может, не давать?..
а по дворам ползёт, ползёт недобрая молва:
зачем соседям колышек? а ежели они
худое что замыслили? – такие нынче дни,
что верить не приходится – ни людям, ни себе.
ах, как бы этот колышек нам не наделал бед...
чтоб не пришлось потом хитрить и отводить глаза.
мы люди хлебосольные, но лучше – отказать.
гуляйте, люди добрые, водите хоровод...
нет, нам не нужен колышек,   н о   и м - т о  –  д л я   ч е г о ? ?




______ весьма на пороге ______
                2u

не мёртвая, но всё же – не живая,
лежит в блаженном вековечном сне
безбрежная страна.
идут трамваи –
сомнамбулами.
в парках тает снег.
вползают в окна, нехотя, рассветы –
к тем, кто влюблён
и вовсе не влюблён.
вдоль снулых площадей гуляет ветер.
над погребами проседает лёд.
под утро кровли опушает иней...

и снова смотрит бесковчегий ной,
как над благоустроенной пустыней
горит твоё всенощное окно.




_____________ вспоминая о _____________

...и вдруг понимаешь, что лето – нисколько не лето.
и дача – не дача. и этот смешной человек
в зелёных штанах – существо с неизвестной планеты,
где климат иной, и состав атмосферы, и вес...

а паллиативные знаки, которых в природе
так много, и те, что выводит на сердце рука, –
слова эпитафий для чьих-то незримых надгробий.

и свет замерзает.
и в небе звенят облака...




___________ софистика мракобесия ___________

когда познаёшь, – прогрессивно становишься меньше:
ведь поле тобой обозримых явлений растёт,
а ты остаёшься почти неизменным, – как Мекка, –
сжимаясь до уровня точки (в английском – "full stop").

введя математику частных преобразований,
получим модель, где всегда   о т р и ц а т е л ь н ы й   знак
несёт информация, клубни которой ты варишь –
в надежде узнать то, чего   н е   п о л о ж е н о   знать.




_______ For what it’s worth _______

“Меняю три своих желания
          на две бутылки каберне!” –
о третьем часе клёва раннего
такое выдалось послание,
          своеобычное вполне.

Воспользовавшись тем, что ночь тиха,
          уже набрасываешь скетч:
форель, помахивая хвостиком,
себя швыряет в омут воздуха,
          повиснув на твоём крючке...

Простая, в целом, эзотерика:
          вода, касания коры...
А через день – торчишь, потерянный
в шестнадцатиэтажном тереме,
          где не предвидится корыт.

В окне кипит закатная уха...
          И, как соседский дурачок
достать пытаясь: вот же, вот она! –
себя швыряешь в омут воздуха,
          поймав невидимый крючок.




__________ stenoкардия __________

мир замыкается обыденными стенами,
в которых было неуютно жить богам.
и вот: они ушли, – не сразу, постепенно...
но полдень – так же бесконечен и богат,
и облаков формирование – по-прежнему
страхует самые высокие умы
от зависаний в сферах ясности безбрежной,
где не живёт сформировавшаяся мысль.

а люди ждут – живя в покорности, в строптивости,
приняв дары преображающих одёж.
ждут в ванных комнатах, в столовых и гостиных,
ждут даже в спальнях... ждут – и этот час придёт,
когда в стена'х – невероятных, но обыденных –
родится Бог – и скажет: стены не нужны
перешагнувшим кРай – кирпичных, глинобитных, –
где человек – извечный раб   о д н о й   стены.




__________ cаrtеsiаn __________

человек, производящий   с т о л ь к о   шума,
уподобил сам себя землетрясению...
шутят физики, а химики – не шутят, –
думал я, идя по хрусткому осеннему,
с каждым шагом проседающему, насту,
наблюдая за прозрачными и долгими
облаками, вместе с инея иголками,
образующими – неизвестной масти –
то ли схемы, то ли контурные карты,
не понятные – ни химикам, ни физикам,
в недоступных для любви координатах,
испещрённых облетевшими осинами,
облаками, облачившимися в шубы...
не похожих – ни на звёзды, ни на тернии,
где шагает, невесомый и потерянный,
человек, производящий   с т о л ь к о   шума.




______________ Лиза ______________
                /антилолитное/

Лиза глядит, улыбаясь, на чёрную кошечку.
Кошечка тоже глядит, только не улыбается.

Дом представляется им то забавным и крошечным,
То непомерно огромным, похожим на зайца.
Я поднимаюсь из кресла, беру Лизу на' руки.
Кошечка предупредительно прыгает на' пол.
Скоро двойной гардероб, как в какой-нибудь Нарнии,
Дверь широко распахнёт, чтобы Лиза не плакала –
Не потому, что её беспричинно отшлёпали,
И не затем, что не хочет в Воскресную школу...
Ей надоели – от детских фантазий далёкие –
Переливания, капельницы и уколы.

Сны под наркозом, – увы, – развивают не слишком.
Лиза считает – её незаслуженно бросили
– С куклами, кошками и непрочтёнными книжками –
В неувлекательный мир непонятливых взрослых.

Я прижимаю к себе её буйную голову,
– Светлая грива щекочет мне ухо кудряшками, –
И ощущаю себя очень старым и голым, –
Ладно, не голым, – но глупым, чудны'м и неряшливым.
Я не могу объяснить ей, что жизнь – это   в и д и м о с т ь.
Кто его знает, зачем Бог даёт испытания...
Снова пытаюсь от страшных вопросов увиливать –
Чтобы увидеть, как льдинки в глазах её тают.
Лиза не знает, вернётся ли в Лондон до осени.
Не представляет – ни сильной себя, ни отважной...

Время – пить чай, уклоняться от новых вопросов

И обниматься.
Вот, собственно, самое важное.




_______ тик-так _______

будет "так":
день придёт – и окликнут.
обернёшься, –
зовущего нет...
день сквозной.
и сквозная калитка.
и бесцветный узор на стене.

и потом,
проходя сквозь калитку,
остановишься взглядом
на тех,
кто проследовал – тихо, с улыбкой,
растворившись
в сквозной высоте.

их умерила боль расставаний:
всё, что собрано,
взять – и отдать...
потому что "не так" не бывает
в этом мире
ни с кем,
никогда.




_ space monkey approaching the final frontier, and all that jazz _

возможно, ты успел пройти – не с краю,
а через центр, где расположен войд?..

бывает, что ребёнок умирает.
бывает, что тебя умчит с собой
поток, в котором только боль и тяжесть,
и в нём – немыслимо существовать...
и катится, бездарным репортажем,
ненужная – на букву Ж, – где масть
сердечная исчезла из колоды.
и мир, тебя считающий рабом,
становится – бессмысленным, холодным,
таким, что не проверит даже Бог –
куда ведёт баланса коромысло
в минуту расхождения планет...

но вспомни: если ты не видишь смысла,
ещё не значит, что его там нет.




___ сопротивляясь гидратации ___

а вода – тот же, в сущности, лёд.

агрегатных своих состояний
оставаясь заложником, – разве поймёшь:
Бог – и тело, и дух, – постоянно?..

для воды мы – такая же сельдь.

чёрт!.. – купаясь, опять не спросили:
почему-то по тонкому льду ходят  в с е,
а по ней – только Бог и Мессия...




______________ не называя имён ______________

при взгляде вовнутрь, геометрия оказывается порочной;
все известные шкалы отсчёта становятся слишком ме'лки.
вес оттенков понятий, явь во сне, совмещение дня и ночи,
"верхний низ", борт пиджака, чуть задетого цветной побелкой, –

не исчезают, но теряют привычность смысла,
превращаясь в части избыточных определений...
неделимое тождество – необходимого раньше – "мы с ней"
изменяет знак, освобождает тебя от плена.

мир – как вывернутый рукав населённой шубы:
ты заглядываешь в него, ухватившись за край руками.
а вокруг тебя – губы, губы... бесчисленные губы,
но они не целуют, не спрашивают, даже не отвлекают.

и вот, исподволь, возникают всепоглощающие крупицы,
а следом за ними – идёт опрокидывающее чувство:
они существуют в тебе; в твоих недрах смогли зародиться
и – ни случайных процессов, ни изменения сред – уже не допустят...

расстояния в обособившейся глубине – какие? ландшафты – какие?
если выпустить пулю внутри, как узнать – где она заночует?
или, если ты назовёшь там какое-нибудь имя,
то – захочу ли спросить, чьё оно?
даже если моё, – захочу ли?..




__________ сонным детям __________

год окончен – и сказать, как будто, нечего.
значит, просто так и скажем: год окончен.
чем сидеть, вращая рюмку, с ломтем ветчины,
лучше сыра съешь – кафильского – кусочек.

эти земли населялись раньше эльфами,
а теперь на них остались только люди,
что таскаются – то с правыми, то с левыми,
или ждут, пока Господь нас всех полюбит.
но Всевышнему – о нас ли беспокоиться,
разделённых часовыми поясами?..
где-то празднуют Крещение и Троицу,
где-то – День Благодарения и Samhain...
Бог отсутствует, – так почему б не праздновать?
всё разумней, чем политика и войны.
кто-то занят предприятиями разными,
кто-то ходит постоянно недовольным...

так сидишь, с кусочком сыра. время – зА полночь...
мир уставился на твой курьерский поезд
и сигналит семафорами внезапными:
жизнь проходит, но жалеть о ней – не стоит.




__________ Военно-половой роман __________

Это просто случилось – и всё. Это просто случилось,
и поэтому нет ни малейшей причины – мусолить,
был ли пентюх Пафнутий, по совести, супермужчиной,
или то, что напрасно связался с бессовестной Соней.
...Дело было весной, когда снег, ноздреватый и рыхлый,
обнажает оазисы свежей, лоснящейся грязи.
Двор больницы казался большим, но изрядно изрытым;
в нём курил персонал – перед тем, как отбыть восвояси.
Посетители в этих краях ошивались так редко,
что Пафнутий, увидевший Соню, подумал: сиделка.
Ржавый люк, облупившийся вентиль и столик с беседкой,
а за ними четыре сосны с вечно-занятой белкой
были им досконально изучены, – так же, как люди,
успевавшие выдохнуть облачко сладкого дыма –
исчезающее, лепестками из "любит – не любит",
или плотное – в виде фигуры, округлой, как дыня.

Сонин дым был иным, образуя смешные сердечки.
И глаза её были иными, – иначе не скажешь.
И смеялась она по-другому, – немного по-детски...
И Пафнутий сказал, неожиданно: “Здравствуй, пропажа!”
А потом он её целовал – в осторожные губы
и в холодные щёки, и в отяжелевшие веки...
И его голова наполнялась божественным гулом,
или звоном небесным, – куда уж понять человеку.
...А у Сони отец-алкоголик и дочь-малолетка.
У Пафнутия – гипертония и взрослые дети.
Но, споткнувшись о тумбочку, Соня разбила коленку
и Пафнутий, её утешая, забыл всё на свете...
Вот тогда и озвучил Пафнутий фривольные мысли,
на которые – ранее думал, что – был неспособен,
проявив неприличный запас неподдельной харизмы –
к удовольствию ошеломлённой бессовестной Сони.

Почему-то мужчины, являясь душистыми пнями,
не всегда разумеют, что в сущности – быть пентюшистым –
означает не качество – пушкинской клюквенной няни,
а концепцию, – вроде подземного парашютиста...
А журналы на тумбочке – в стиле модерн или ретро –
то советуют юбку клешить, то пиджак однобортить,
то лечить, верховыми прогулками, комплекс Электры,
то простуду – пристрастием к велосипедному спорту...
Если этим советам последовать, станешь джазменом –
или так и останешься бескомпромиссным горнистом?..
Сможет Соня держаться на людях не столь современно?
А Пафнутий, когда-нибудь, выпишется из больницы?
...Но Пафнутий и Соня не слушают лиц посторонних.
И, наверное, лучше им печься о собственном счастье
и не знать – о количестве невоплощённых героев,
или сколько волшебных историй не могут начаться...




__ сокращая размерность __

ножницы бумага свечи
кусудама оригами
вышел плоский человечек
с очень тонкими ногами

плоским сложно жить в трёхмерном

мы прилежно наблюдаем
как уходит день и меркнем
под приливом смутных далей
не досталось нам каюты
волны темноты качают
нас безмолвных бесприютных
умножителей печали

плоским сложно жить в трёхмерном

чуть зевнёшь протянешь ноги
мы не люди мы примеры
неудачных топологий
так сроднились с ним под вечер
он привык не убегает
мой бумажный человечек
с очень тонкими ногами




________ инвариантность небытия ________

                "Если когда-нибудь моя история будет поведана, пусть скажут,
                что я ходил по земле вместе с исполинами. Люди вздымаются
                и опадают, как озимые злаки, но эти имена никогда не исчезнут.
                Пусть скажут тогда, что я жил во времена Гектора, укротителя
                коней. Пусть скажут, что я жил во времена Ахилла."
                (Улисс, заключительные ремарки из к/ф Троя, 2004, пер. ЧГ)

стоишь себе вечером, как саксаул,
засунув поглубже в карманы
ладоней тайм-капсулы; их развернул –
и видишь: знакомые страны
и тихую, тихую,  т и х у ю   даль,
в которой – поистине-странно –
утонут холмы и прибрежный сераль,
утонут нырки и бакланы,
утонет, – как если бы был из песка, –
метрополис, пней не оставив...
останутся только тунцовый закат
да рыб предрассветные стаи.
и вот, ты стоишь, словно древний герой,
держась за подводные стебли,
и слушаешь звуки, с которыми кровь
из нас возвращается в землю.




______ Рождённый Ползать ______

Рождённый Ползать прыгает с моста,
и ветра набегающие струи
его хватают и, перелистав,
бросают вниз, на рвущиеся струны
пифагорейских связанных небес,
и дальше, сквозь ветвящиеся пальцы
трёх паутинно-парковых невест,
в июльский индивидуальный карцер.

там, в домике с сердечком на двери
засев под вечер, со свечой и книжкой,
Рождённый Ползать зреет, словно гриб,
а бражники, мохнатые, как мишки,
влетают сквозь окошко и гудят,
и снова вылетают, сквозь окошко,
а запахи недавнего дождя,
смешавшись с ароматами роскошных

пионных и жасминовых кустов,
несут щепоть смородины и вишни,
вплетают в нескончаемый поток,
струящийся от мест – нездешних, вышних, –
щемящие гудки товарняков.
Рождённый Ползать сбрасывает кожу
и улетает – быстро, далеко...
поскольку не летать уже не может.




____________ Проперсик ____________

Лето, лето жаркое, травы спят под солнцем...
Вечерами – спят цветы под твоим оконцем.
Спят жуки, разнежились в сонной роще птицы.
Спят, мигая, светляки... Только мне не спится.
Балуюсь ремарками – в рифму и не в рифму.
Буль! – и три товарища в огороде дрыхнут.
Вон ещё один бредёт, шевелит лаптями...
Глянь, – его у озера мавка в воду тянет.
Только я один сижу, под твоим оконцем.
Чёрные плющи разлук, страсти колокольцы
Умножаются, растут, наливаясь мглою...
Скоро первый сон придёт – и глаза закроет.

И увижу Пер-Лашез: тёмные аллеи,
У надгробья девушка, стоя на коленях,
Что-то шепчет, а на ней платье цвета вишни
И ажурные чулки. Господи Всевышний,
Так похожа... На кого? – Хоть убей, не помню.
Из-за склепа выхожу босиком, в исподнем,
Руки нА плечи кладу и кусаю в шею –
В драматическом ключе Пёрси Биши Шелли.
...Утро выплеснет лучей золотистый росчерк.
Твой возлюбленный ушёл, он давно не ропщет.
Но невысказанное остаётся в силе,
Растворяясь в языке и в небесной сини...




_______________ the pious debauchее _______________

            Ну вот он, наконец, лежит. На смертном одре обращённый. Смиренный дебошир.
            Да мог ли я остановиться, наполовину станцевать успев?
            Вина мне дайте – я осушу всю бутыль, с осадком вместе, – и швырну её, пустой, в лицо миру.
            Покажите мне Господа нашего Иисуса в агонии – и, взгромоздившись на крест, я стащу
            Его гвозди для собственных ладоней.
            Вот он я, бредущий прочь от мира, чьи капельки слюны ещё свежи на библии.
            Глядя на булавочную головку, я вижу там ангелов танцующих.
            Ну что? Как нравлюсь я тебе теперь? Нравлюсь ли тебе теперь?
            Нравлюсь я тебе теперь? Теперь тебе нравлюсь?..
                ("Либертин", заключительные слова Джона Уилмота/Джонни Деппа, пер. ЧГ)

когда стоишь лицом к лицу, не увидать Лица.
что принесёшь с собой на Суд? ты верил в силу царств,
в упрёки мелочным богам, в молчание и труд...
сегодня ты здоров, богат; назавтра – хладный труп.
а люди – цепкие, как львы, и гибкие, как жесть.
и мы – такие же, как вы; и вы – такие же.
метём – и не жалеем мётл, и выполняем долг...
но приглядишься – и поймёшь, что это – лишь подол.

подол у Господа широк, велик Его покрой:
в нём уместится твой мирок и сто других миров.
теперь ты видишь всю тщету своих убогих дней:
не успеваешь снять картуз – и вот тебя и нет.
как безгранична красота для видящего сквозь!..
она приходит просто так – и каждый ржавый гвоздь
становится вместилищем невыраженных чувств.
а рядом кто-то варит щи, провозглашает чушь...

остановись, почувствуй сам, – легко, как раз-два-три:
уменье делать чудеса, надеяться, творить –
так отодвинулось, ушло, что даже не понять –
зачем ты верил в эту ложь и презирал меня.
чему, чему ты отдавал терпение и страсть?
крестился, доверял словам, превозмогал свой страх...
здесь безразлична даже боль, которой ты объят.

доволен ли теперь твой Бог?
узнал ли Он тебя?..




_______ ultima Thule _______

вот муравей, решивший заболеть.
вот человек, ползущий по наклонной.
вот дуб, растущий – много, много лет.
вот лес, что выдаёт себя за лес, –
осыпавшийся, зимний, монохромный.

но это только к лучшему: стволы
не заслоняют вздувшегося неба,
где чуден образ невесомых глыб,
где даль, в какую смертным не доплыть,
где свет лежит на дне, непоколеблен.

и начинаешь, медленно, дышать –
не воздухом, разреженным от стужи,
не ветром, шевелящимся в ушах,
а солнцем, превращающимся в шар,
сжимающийся, с каждым вдохом, туже.

всемирный сон, в котором ты   о д и н,  –
закончен, и клешни его распались...
ты с ним   е д и н;  – иди в него, войди –
в сады, где всходят гвоздики гвоздик
и где свой путь заканчивает память.




____________________________