Памяти Зайцева Иллариона Фёдоровича

Сунцов Тимур Квадратим
Первое сентября 1987 года!!! Возле школы суета! Дети повзрослели ещё на один год. Девятый класс, это вам не «хухры-мухры»!!! Перед линейкой каждый кучкуется по старшинству, с диким воем радости принимая в свои ряды прибывающих одноклассников. Вот идёт Игорь Дружинин с мамой и сестрой. Увидев одноклассников, он пытается отвязаться от мамы, которая, волнуясь за него и поправляя костюм, спрашивает в который раз, мол, ничего не забыл? Игорёк направляется к нам, а его мама продолжает своё беспокойное шествие, теребя теперь свою дочку. Эмоции бьют через край.

Кто-то из толпы подкалывает: «Игорёк, а та девушка, с которой ты шёл, неужели Лариска? Ведь ещё совсем недавно эта «пацанка» путалась под ногами. Вот так время летит»! Игорь делает хитрое выражение лица и, хлопая говорящего по спине, философски замечает: «Ничего не поделаешь! Стареем брат! Стареем!!!»…

Всех интересует расписание уроков. Особенно - в какой день будет УПК. Ещё бы! В этот день можно не ходить в школу, а посещать Учебно-Производственный Комбинат в самом центре города! Быть чертёжниками наскучило. Особенно суетливые мальчишки в поисках «лафового» места, «блатуют» всех в слесари КИП и А: «Дураки, будете токарями - постоянно в грязи и масле, с шумными станками. А вот мы в белых халатиках собираем проводочки. Работа не пыльная. Сиди, в потолок плюй»!

Не смотря на все уговоры, почему-то решили пойти с Игорем в токари. Что его привлекло - не знаю. Я же в то время бредил автомобилями, а токарный станок чем-то напоминал его. Рычаги переключения передач, все эти шестерёнки и вращающиеся детали. Работать за таким агрегатом, да ещё самостоятельно - просто мечта!

И вот первое впечатление: спускаемся вниз, как в подземелье, нам навстречу здоровый такой дядька в чёрном халате, да ещё кричит: «Шагом марш все вниз! Сейчас знакомиться будем!» Стало совсем невесело, но, спустившись в зал, оказались не в подземелье, а на так называемом «нулевом» этаже. В рабочем цеху оказалось очень светло, а самое главное - станков было много! И дядька в чёрном халате оказался не таким уж грозным. Глаза у него сильно косили. Когда он что-то объяснял, хитро прищуривался и одновременно наблюдал за несколькими сразу. От такого не спрячешься! Всё заметит!

Имя у нашего мастера было тоже необычное, Илларион Фёдорович! Запоминается с трудом, а выговаривается ещё тяжелее. Когда в цеху стало шумно, а Игорю что-то срочно нужно было спросить, то он не растерялся: «Тын-дырын-дын ФЁДОРОВИЧ!!! Можно узнать?» Игорёк особое ударение сделал на отчестве мастера, так что он воспринял всё как надо.

Шло время. Мы становились асами. За летнюю практику даже заработали деньги. Илларион Фёдорович был очень доволен нами. По выпуску, получив удостоверения токарей, мы разлетелись кто - куда для поступления в высшие учебные заведения. Годы новой учёбы захватывали с головой. Во время отпуска родной УПК посещался всё реже и реже. Казалось, что уже ничего не связывает меня с моим строгим и добрым мастером.

Судьба решила иначе. После выпуска из училища на моём пути возник... Илларион Фёдорович. Всё, также хитро прищуриваясь, он сказал с улыбкой: «Ты знаешь, у меня есть внучка, Оля. Она учиться в Новосибирске. Сейчас находится на каникулах. Хочешь познакомиться? Вот телефон, запомнишь»?

Всё это воспринялось за шутку, но наша жизнь состоит из мелочей и случайностей. Мог забыть хотя бы одну цифру из номера (с детства не любил запоминать цифры)! Не забыл. С самого начала хотел схохмить, опять - таки с Игорем Дружининым: «Игорёк, надевай морскую форму, а я - свою парадную лейтенантскую, берём букет цветов, бутылку шампанского, - и идём знакомиться с внучкой Иллариона Фёдоровича»!

Как-то позже спросил свою жену, что было бы, если мы пришли вот так знакомиться. Получил очень лаконичный ответ: «Спустила бы вас вниз по лестнице»! Но как бы там ни было, Илларион Фёдорович сыграл очень важную роль в моей судьбе. Когда родился Никита, он стал для меня просто - деда Лара. Дедулечка очень гордился своим правнуком, а когда у Олиной сестры, Натальи, появился маленький Тимофей, его радости не было предела. В нашем последнем отпуске он приговаривал: «Сейчас мальчики идут. Ничего, потом обязательно пойдут девочки»!

Жизнь продолжается. Жизнь преподносит свои сюрпризы. Первое сентября 2004 года в Беслане начиналось как во всех школах, как во все времена, как в далёком восемьдесят седьмом... Трагедия унесла много детских жизней, но потихоньку суета начала утихать. Охраны стало больше, участились проверки на дорогах. Поздно вечером возвращались домой, и Никита вдруг всхлипнул: - Ты чего, малыш?
- Скучаю по Тимошке, Натульке и всем, всем...
- Ладно, не плачь! Вытри слёзы!!!

Кто знал, что следующим утром слёзы пришлось вытирать маме с папой. Любимый дедулечка Лара покинул этот свет... В очередной раз кричишь в пустоту: «Как это осмыслить? Как понять неизбежное»? Ум осознаёт произошедшее, а вот сердце, увы, нет! Господи, как же обидно и тяжело попрощаться с живым человеком и больше никогда его не увидеть. Так было с моей мамой. Так получилось и с дедулей. Банальный земной вопрос - отсутствие денег после отпуска - похоронил мечты проводить человека в последний путь.

Когда внезапно обрушивается горе, то вспоминаются самые яркие моменты. Вот уже несколько дней меня преследует выражение лица деда Лары: тот же хитрый прищур и ДОКАЗАТЕЛЬСТВО самому себе, что он ещё на что-то годен. Дело в том, что Оля, выслушав причитания бабули, стала тормошить деда: «Ты чего это совсем раскис? Бабуля тебе каждый палец массажирует. У тебя есть бусики. Перебирай их пальцами и считай. Ишь, совсем разленился! Давай считать вместе: раз, два, три...».

Когда мы уходили, копошась в прихожей, дед сам встал, подошёл к двери и... он смотрел на нас с диким восторгом маленького ребёнка!!! В руках его были бусы, он перебирал пальцем каждую из них, а его глаза КРИЧАЛИ: «Видите, как я умею! Я могу! Я ещё не то смогу»!!! Таким он мне и запомнился напоследок, на восемьдесят первом году своей жизни, пытающийся доказать окружающим, что ещё крепок!

Жизнь продолжается... Сегодня скончался дедулечка. Завтра - день Танкиста. Ты смотришь на нас с траурной фотографии… Фотографии, датированной 9 мая 1945 года!!! Молоденький, в форме младшего лейтенанта, выпускник нашего Ташкентского танкового училища!  Ты  не  доехал  до  фронта,  потому  что  кончилась  война!  Но ты принимал участие в ликвидации «бендеровщины» на Украине, видел самого Георгия Константиновича ЖУКОВА!  И  это - твой ПРАЗДНИК! С днём танкиста тебя, дедуля! С днём танкиста...

Завтра - день рождения у одного маленького человечка - Виктора Игоревича ДРУЖИНИНА! Ему исполнится два годика! Жизнь бьет ключом, и так должно быть!!! Как же сейчас не хватает рядом друга, который, положив руку на плечо, сказал бы: «Ничего не поделаешь! Стареем брат! Стареем!!!»… Александр Сергеевич Пушкин тоже любил пофилософствовать на эту тему: «Так наше ветреное племя: растёт, волнуется, кипит. И к гробу прадедов теснит. Придёт, придёт и наше время, и наши внуки в добрый час из мира вытеснят и нас»… Что же можно ещё добавить к вышесказанному? Всё и так понятно!

11.09.2004.