Уроки Поэзии. М. Ю. Лермонтов

Василий Дмитриевич Фёдоров
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ


     Если нашу культуру представить как поступательное движение интеллектуальной энергии и сравнить с линией тока высокого напряжения, то Лермонтов — одна из её могучих опор с глубоким гранитным основанием. Она не позволяет высоковольтной линии нашей национальной культуры провисать и заземляться. Для полноты образа нужно добавить, что эта опора обладает чудесным свойством вырабатывать и досылать в линию свои токи. Теперь становятся яснее две роли: этапная роль в смысле времени и места и непроходящая роль в смысле воздействия. Стоит подключиться к линии, как вздрогнет от неожиданности и засветится человеческое сердце.

     Для меня Лермонтов существует в двух крайностях. Как поэт он удивительно человечен и постижим, как орган, вырабатывающий творческую энергию, — фантастичен. Говорят, что в доисторические времена на земле существовали такие биологические виды, защитой которых был огонь. Во время борьбы они выбрасывали из своего чрева нечто похожее на шаровые молнии. У Лермонтова исходом подобной энергии были стихи. Возможно, что и глубина познания человеческой природы у него зависела именно от этого. И вообще, разве познание мира на любом этапе не зависело целиком от открытия новых, более высоких энергий. Температурный режим лермонтовской души для других — ну, например, для Алексиса Лопухина, брата Маши Лопухиной, — был бы совершенно гибельным. Поэт это сознавал, поэтому и заставил своего Арбенина сказать:

                Послушай, Нина... Я рождён
                С душой кипучею, как лава...

     Только после этого можно говорить о месте Лермонтова в нашей национальной культуре. Кипучая душа определила все характерные черты его творческой натуры. На Лермонтова пришёлся излом века. Разгром декабристов — первая и роковая трещина. И Пушкин и Лермонтов погибли на этом изломе. Хотя по времени они стоят рядом, но уже в разных эпохах: Пушкин — по ту сторону излома, Лермонтов — по эту. По ту сторону ещё были надежды, по эту — их уже не было. Пушкин ещё там, в мире надежд, несмотря ни на что. Его надежды были засыпаны пеплом, но он всё-таки знал, что они были. Лермонтов о них по существу и не ведал. Он слишком рано сказал:

                В душе моей, как в океане,
                Надежд разбитых груз лежит.

     На долю Лермонтова выпало сразу две задачи: преодолеть излом века, наложить на него нравственный шов и уже от Пушкина дать новое направление русской мысли, поискам русского сердца. И то и другое ему посчастливилось выполнить. Он развил и углубил пушкинское проникновение в душевный мир человека, в его психологию.
     Если Пушкин — солнечный свет, то Лермонтов — два-три наиболее ярких цвета из его спектра, притом трагических тональностей.

     Для великой задачи нужна была великая энергия. Но она не приходит от одного сознания её необходимости. Есть физический закон: если закрытый тонкостенный сосуд поставить в условия многократно повышенного атмосферного давления, сосуд будет раздавлен. В пору николаевской реакции силы внешнего давления на человека усилились. Многие и многие были нравственно раздавлены. И лишь единицы выработали в себе защитительную энергию, которая спасительно уравновешивала внешнее давление, а у некоторых и превосходила его.

     Вот почему душа Лермонтова, выражаясь современным языком, стала как бы биологической разновидностью атомного реактора.

     Но вернёмся к образу опоры высоковольтной линии нашей культуры. Не будь Лермонтова, она бы заземлилась на роковом изломе и растеряла бы свою энергию. Без него в нашей литературе, вероятней всего, мы не нашли бы многих прекрасных качеств, которые подняли её на вершину мировой культуры.

     Литературное наследие Лермонтова уже давно не является фактом только литературы. Значение его неизмеримо выше. Оно, как и наследие Пушкина, настолько вошло в духовную культуру народа, что приходит к нам множественными путями, прямыми и косвенными. Наш человек может не знать ни одной лермонтовской строчки, что, конечно, трудно допустить, и всё-таки в его духовной конституции мы обнаружим лермонтовскую структуру. Когда человек ещё не знал железа, оно уже было в нём.

     Гений Лермонтова дорог нам огромностью чувств, жаждой высшей справедливости, трагической неудовлетворенностью малым. Его гневная и саркастическая страсть — реакция на социальный гнёт, опустошивший души целого поколения, обрекший его на бесплодие.

                Толпой угрюмою и скоро позабытой
                Над миром мы пройдём без шума и следа,
                Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
                Ни гением начатого труда.

     Относительно поколения здесь всё справедливо. Оно действительно оставило после себя лишь военные мундиры. Но сам Лермонтов, как понявший его трагедию и открывший её социальную и нравственную подоплёку, ещё  и теперь обогащает нас своим проникновением в человеческую природу. Трагедия лермонтовского поколения, наиболее обобщающе выраженная в «Демоне», — это трагедия бесплодия.
     В Демоне всё бесплодно — и огонь в крови, и само бессмертие. Зачем они?

     Надежд не было, но вера была. Недаром Лермонтов часто как бы отсылал себя к потомкам, судил о своём поколении как бы с их позиции.

                И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
                Потомок оскорбит презрительным стихом,
                Насмешкой горькою обманутого сына
                Над промотавшимся отцом.

     Здесь он глядит на своё поколение вместе с нами, судит его вместе с нами. Неверующий не мог бы так мучиться, как мучился он, не мог бы так жестоко судить о своём времени, как судил он. Гейне, например, тоже апостол, но среди апостолов он — Фома неверующий. Природа его иронии от неверия, хотя по уму, и таланту, и темпераменту он оставался бойцом.

    Для нас, переживших величайшую социальную войну, наследие Лермонтова имеет особое значение. Оно помогает нам глубже понять и развязать трагические узлы, завязанные в минувшие десятилетия.

     Для того чтобы обострить трагедию своего земного героя, Лермонтов превратил его в Демона и поднял в надзвёздные миры. Высота и широта умственного охвата нынче нужна ещё больше, чем прежде. Отечественная война дала нам примеры, как на судьбе человека скрещиваются мировые силы. Само разделение мира на два лагеря уже чревато множеством драм и трагедий. Мы не прочитаем их в человеке, если не будем на него смотреть как на мировую величину. Для этого его нужно, если не вознести, как Лермонтов вознёс своего Демона, то приподнять, чтобы отчетливей проявилось скрещение мировых сил.

     Пророчества удаются поэтам. Наш советский человек взлетел в космос и увидел, что Земля, как у Лермонтова, действительно окружена голубым сиянием.

     Лермонтов вошёл в мою жизнь рано. В первых двух классах я знал лишь отдельные стихи, а в третьем за несколько дней проглотил большой и толстый однотомник, завезённый в деревню моими старшими братьями. Писать стихи я начал ещё до знакомства с ним, но сейчас помню одно из моих мальчишеских стихотворений, написанных под воздействием строк:

     «На севере диком стоит одиноко...»

     Моё начиналось так: «На дикой поляне росла одиноко берёза с кудрявой главой...» Дальше рассказывалось, какая печальная участь постигла эту берёзу, как стонала она под крестьянским топором.

     Года через три после этого Лермонтов познакомил меня с Байроном. Я уже целиком доверял ему, а стихи «Нет, я не Байрон, я другой...» прозвучали для меня рекомендацией к знакомству. При первой же поездке в город я купил и прочитал «Чайльд Гарольда». Стали понятней и родней лермонтовские строчки:

     «Как он, гонимый миром странник, но только с русскою душой».

     Видимо,  тогда у меня появилось желание написать нечто вроде послания другу, в котором я изображал его баловнем судьбы, а о себе говорил несбывшееся:

                А мне с котомкой за спиной
                Бродить от Марьевки до Рима,
                Ловить чудесных мыслей рой
                В тетрадь поэта-пилигрима.

     С той поры, то отходя, то приходя, Лермонтов до сих пор со мною. На разных отрезках жизни меня в его творчестве привлекали разные вещи. Где-то в районе первой любви моею душой овладел Печорин, пока по друзьям, подражавшим ему же, не понял, что подражать ему — значит походить на Грушницкого. Ведь Грушницкий — та же монета, только фальшивая. «Демон» начал волновать меня значительно поздней. Не знаю, как на других моих стихах и поэмах, но на поэме «Седьмое небо», вернее, на её главном герое, явно сказалось влияние «Демона», особенно в начальной главе «Первая высота», в четвёртой — «Земля и Вега» и отчасти, вернее, подспудно — в пятой — «Память века».
 
     Но главная роль Лермонтова в моём творчестве всё же не в этом. Влюблённый  курсант аэроклуба, конечно, не Демон, но он его хорошо знает.


ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВ