http://www.stihi.ru/avtor/vpgavrilin
"И только позже, к зимнему Николе,
улёгся дым, и сине-белым днём
взыграло солнце на слепящей воле,
весь мир морозным опалив огнём."
В. Гаврилин
Хотелось бы остановиться и на стихах Виктора Гаврилина, посвящённых зиме. Их немного, но они тоже достаточно яркие. В них зима не предстаёт чародейкой, и зимние картины, созданные Поэтом, не завораживают нас ни роскошным описанием мороза и солнца, ни днём чудесным, ни великолепными коврами снегов, блестящих на солнце, как у Пушкина. Нет, зима у Виктора Гаврилина гораздо скромнее и, может быть, более реалистична. Хотя и яркое солнце присутствует, и снег ослепительно белый, но это больше воспринимается, как отсвет в душе чистоты снега. Да и пейзажность у него в стихах всегда опосредована.
В ярком и красочно-правдивом стихотворении" А В ДЕКАБРЕ, НЕ МЕШКАЯ, ПРИСПЕЛИ" — ощущается почерк Мастера при описании природы. Как всегда, развитие идёт "по нарастающей": сначала подаётся то, что видимо глазом:
...А в декабре, не мешкая, приспели
дни света позднего и ранней тьмы.
И задымились первые метели,
и парк чадил, клубясь в костре зимы.
А потом действие как бы"закручивается", и ты вовлечён в это действо природы, в которой человек — маленькая песчинка.
Дерев курился вертикальный хворост.
И на дорогах черноты прогал -
глубь колеи и беспорядок бОрозд -
позёмки белый пепел засыпал.
Физически возникает ощущение мороза на лице:
Всей ширью с севера тянуло яро,
метели раскаляя порошок.
И дымный воздух белого пожара
сбивал на слёзы и лицо мне жёг.
Очень красив финал стихотворения, который воспринимается, каа апофеоз:
И только позже, к зимнему Николе,
улёгся дым, и сине-белым днём
взыграло солнце на слепящей воле,
весь мир морозным опалив огнём.
В проникновенном и глубоком стихотворении "ТЫ УХОДИШЬ В ЗИМНИЕ ДЕРЕВЬЯ", бесконечно грустном и щемящем, автором "удивительно метко переданы сочетание черного и белого в конкретном явлении нашей жизни, многоликость их восприятия", как написано в одной их рецензий. Как будто вдохновенной кистью живописца выписаны все детали этого прекрасного зимнего пейзажа, настолько они ярки.
Ты уходишь в зимние деревья,
в белый парк, восставший на дыбы,
где дворцы, над головою рея,
покосили чёрные столбы.
Мне очень понравилась характеристика следующих строк, данная одним из рецензентов:"Совершенно классическое получилось, без блеска и мишуры и завораживающее как старинное серебро, к которому прикасались руки тех, кого давно нет на этом свете."
То стволы деревьев или сваи
подпирают веток мишуру?
Посмотри: то живопись живая
иль какая чернь по серебру?
Яркие, сочные эпитеты — день" с окраской волчьей шкуры", детство или старина" с прописью гравюры". Это надо было увидеть каким-то особым зрением художника.
И пейзаж получился всё-таки очень реальный:
Там стоят за парковой оградой
белых крон безмолвные холмы,
там в щемящий вымысел зимы
ты уходишь, становясь неправдой.
В стихотворении, пронизанном светом ослепительного февральского дня"КАК СВЕТЕЛ НЫНЕШНИЙ ФЕВРАЛЬ!", слова неописуемой красоты будто вычеканены рукой Мастера:
Как светел нынешний февраль!
Чисты снега до окоёма.
И ослепительная даль
проникла в дальний угол дома.
Прекрасные эти строки так наглядны и ярки, что видишь и "горизонта серебро", и "тень кривую тополя" на глади стен:
И горизонта серебро
прольётся, в комнаты втекая.
Проляжет тополя ребро
по глади стен, как тень кривая.
И эта "ослепительная даль" освещает не только всю квартиру, но и каждого, кто читает это чудесное стихотворение.
И мне не будет так мала
квартира на манер пенала,
когда повсюду зеркала
полуда полдня разметала.
В проникновенном и светлом стихотворении"КАКАЯ СНЕЖНАЯ ЗИМА!" (его нет на авторской странице, оно из книги"Необратимость") — Виктор Гаврилин говорит о красоте земли, покоящейся в белом снеге:
И тихо сверху порошит,
снегам пречистость добавляя.
И светлая земля лежит,
лежит помазанницей рая.
Снег настолько прибавляет света душе, что Поэт восклицает:
Так царствуй, царствуй, белый свет,-
с тобой всё будет нам на милость.
При нас душа, и смерти нет,
и небо к нам само спустилось!
В маленькой изящной миниатюре"ГОРЯТ СНЕГА. В ЗЕНИТЕ СОЛНЦЕ"( оно тоже из книги"Необратимость") — очень красиво и красочно сказано о зимнем дне:
Горят снега. В зените солнце.
Раскалены стволы берёз.
Теней темнеют волоконца
по всхолмьям, искристым до слёз.
В нескольких словах нарисована картина, в которой сквозь стекло, покрытое морозом, видно красногрудого снегиря:
Узор стекла по краю розов.
Сквозь иней видно снегиря,
чья грудь раскалена морозом.
И тлеет вечером заря.
В пронзительном и печальном стихотворении"СТОИТ СИРОТСКАЯ ЗИМА"( из книги"Дол") автор рисует грустный пейзаж зимы:
Опять сиротская зима
стоит у окон пустоглазых,
и как оборвыши, дома
птиц отпускают из запазух.
И замечает с горечью:
И перед прошлою тщетой
придумать надо в оправданье,
что радость может быть пустой -
она, но только не страданье,
и что сиротская зима -
для тех дарение от Бога,
кому от Бога и сума,
и окаянная дорога.
Стихотворение"ОБДЕЛЁННЫЙ ФЕВРАЛЬ И НЕ ВЗДУМАЕТ ПЛАКАТЬ" — невесёлое по своей сути, это — храктеристика уходящего февраля и приходящего ему не смену марта. Эти месяцы в стихотворении, как живые, их образность заставляет задуматься о многом.
Обделённый февраль и не вздумает плакать.
Вздует меркнущий свет выдыханием вьюг,
и сугробов поднимется пышная мякоть,
чтобы мягче прилёг предвесенний недуг. — замечательная характеристика февраля!
Если"обделённый февраль и не вздумает плакать"(и, действительно, он вьюжный и только несколько дней бывает, когда начинает таять снег и оттепели предвещают весну), то март "пусть обмякнет себе до обильного пота"(всё растает) и замечательно сказано, очень неожиданно -"хлюпик март, женолюб, лежебоке под стать".
Пусть обмякнет себе до обильного пота
хлюпик-март, женолюб, лежебоке под стать.
Пусть мечтает себе, и ему есть работа -
тайно соки копить и нутром набухать.
Даже подчёркнута его мечтательность (а почему бы и нет)и то, что у него будет много работы(копить соки, чтобы ожила природа). Неожиданно и сравнение ветра с рабочим конягой, удел которого очень грустен, дабы масленица была полна радости.
Запряжён вьюговей, как рабочий коняга.
Сколько нужно намётов ещё завезти!
За пределы свои не ступив и полшага,
надорвись для того, кто ещё впереди.
Финал неожиданный, после него остаётся какая-то тоска в душе.
Чтоб на Масляной было побольше бы плясок,
чтобы брага подольше не сбила бы с ног,
уведут тебя, сивый, тихонько на мясо
по ложбинам тобой занесённых дорог.
В целом, стихотворение интересно по своему подходу к теме и поэтическому нестандартному решению.
Великое чудо слова ощущается в дивно-прекрасном, несказанной красоты стихотворении"КОГДА ЗИМА ПУРЖИТЬ УСТАЛА" — видишь это белое царство, весь этот зимний Эдем, закутанный в метельную пелену снега. Безусловно, оно сравнимо с музыкальным произведением именно русского композитора. Мне слышится здесь Рахманинов с его певучей мелодикой и светлой, бесконечной ширью русского пейзажа. Читая это живописно-музыкальное стихотворение, задумываешься о многом: и о любви к нашей русской природе, которая кажется раем, и о шири, безлюдности пейзажа, которую оживляют лишь птицы.
Когда зима пуржить устала,
открылся свод над головой.
Деревьев белые кораллы
так разрослись под синевой,
что парк наш стал неузнаваем,
и лёгкость вспененных чащоб
казалась принесённым раем,
где бренных не осталось троп.
И вот после прекрасного зимнего пейзажа, убеляющего душу, несколько статичного, автор, вносит философскую мысль о схожести тишины в природе с русским бессмертьем, стоящим под синевой:
И после лютой круговерти,
когда совсем настанет тишь,
не так ли, русское бессмертье,
и ты под синевой стоишь?
Она кажется настолько органичной в общем контексте и придаёт стихотворению глубокий смысл. По словам одного из читателей, "последняя строфа глубоко вскрывает русскую суть". А слова о рае словно ставят смысловую точку всего стихотворения.
Поэтическая палитра и в стихах о зиме у Виктора Гаврилина — волшебна. В них можно воочию ощутить красоту русской зимы, морозы, завывание вьюг и метелей, графику, присущую только зимнему пейзажу. Мастерски написанные, эти прекрасные стихотворения сочетают в себе поэтичность пейзажа и глубокие философские раздумья.
4 апреля 2012