С праздником Песах.
Первый день ПЕСАХА приходится на 15 нисана по еврейскому календарю. В этом (2024) году он начинается с первой звездой 22 апреля.
ПЕСАХ в Израиле
Торжественно встречают праздник Песах
Евреи Брайтона, Торонто и Одессы!
Кругом сплошная кутерьма:
от хлеба очищаются дома!
Поспешным из Египта был Исход,
В пустыне лишь мацою жил народ!
Евреи! Чтобы не терять лица,
Семь дней должна главенствовать МАЦА!
Прочувствуйте, как предки шли в пустыне, -
Унынья и тоски не станет и в помине!
И праздник Песах пусть напоминает,
Что Тору получили вы в Синае!
Не грех четырежды поднять бокал вина,
Есть, с Божьей помощью, у вас теперь страна,
Пусть Песах празднуем вдали мы,
Но! «В следующем году – в Иерусалиме!»
О празднике Песах. Пособие для любопытных.
Великая суета в еврейском « королевстве»!! Близится, грядет большой праздник Песах, праздник Свободы!
! Из всех, непохожих друг на друга праздников, самый непохожий! А в жизни народа, – самый значительный!
Хозяйки начинают к нему готовиться загодя. За месяц, то и раньше начинается генеральная уборка дома. Законом Торы, скрупулезно исполняемым с давних времен, на все, что связано с хлебом и всем квасным, на семь дней накладывается полный запрет! ХАМЕЦ, то есть кислое тесто и все изделия из него, подлежит запрету: ни иметь, ни видеть, ни, – тем более, - есть хамец правоверному еврею категорически
нельзя! Отсюда, стратегическая задача – вычистить все углы, до основания!. Все закоулки, полки, шкафы, антресоли, все места, где могла ненароком скрыться от бдительного глаза хоть одна хлебная крошка !
Вот и стараются хозяюшки вычищать квартиры, выгребают весь накопившийся хлам, залежавшуюся одежду, а за одно, надоевшую мебель, (чего ее зря пылесосить?!)
Все, - на мусорник, деликатно называемый вновь прибывшими в Израиль репатриантами «ВЫСТАВКА»! Клондайк для вновь прибывших!
( Как спасала «новых олим» эта ВЫСТАВКА в первые месяцы абсорбции в Израиле!!! Обставлялись взятые на съем пустые помещения, одевались дети, собиралась электро- и радиоаппаратура! То там, то тут слышалось:
- Слушай, шикарный диван! Откуда?
- С выставки!
- Приволок вчера с выставки компьютер - прекрасно работает!
- Ты плакал за своей библиотекой! Ты посмотри, какие книги выставлены, ты за ними всю жизнь гонялся!!!).
Чем ближе праздник, тем выше ажиотаж! Коммунальные службы едва спасаются от цунами мусора!
В двойную нагрузку работают хлебопекарни: светский народ набивает холодильники буханками, запасаясь впрок хлебом на неделю… Хозяйки кашируют кухонную утварь, надраивая до блеска металлическую посуду, ножи, вилки, кто посостоятельнее, покупает все новое в огромных количествах: на первый пасхальный вечер соберется вся огромная семья, от бабушек до правнуков, а то и праправнуков!
- Соня, дочка, так мы вас ждем на СЕДЕР! Всей семьей!
- Ой, мама, нас не будет, ты извини!
- А шо такое будет, что вас не будет!
- Мы едем в Америку!
- Шо вы там забыли в той Америке? Абаму?
- Нас пригласил Боря, Семин друг!
- Это тот Боря, с которым мы ехали с Одессы? Он же жил в Хайфе!
- Жил! А сейчас в Бостоне!
- Он еврей, или он не еврей? Он на Песах должен быть в Израиле! И у нас за столом!
- Мама, он был еврей, сейчас американец!
- Не морочь мне голову, еврей и в Африке еврей! И должен подняться в Песах в Иерушалаим!
Пусть берет самолет, и летит сюда, скажи - я сказала!
И летят, летят правоверные евреи со всех концов света на ПЕСАХ в Израиль. Стена Плача (Восточная стена у разрушенного Храма для правоверного еврея, – как Мекка для мусульманина), хоть раз в год, но посетить надо! А в Песах – особая честь!
Вот и гудит аэропорт Бен Гурион, как шмелиный рой! Роль шмелей исполняют ортодоксы, с каждым рейсом заполняющие залы… В традиционной черной униформе: высокие шляпы, длиннополые сюртуки, американцы – в бриджах и черных чулках, рослые молодые парни с спиралью закрученными пейсами вышагивают журавлиным шагом, высматривая поверх голов встречающих их родственников…
А из Израиля, накопив отгулы и часть отпусков, и присовокупив их к праздничным дням, как брызги во все стороны летит в Европу, в СНГ, в Америку светский люд: ПЕСАХ, большие каникулы!
Но вот обследованы все углы дома со свечей в руках, вынесены во двор и торжественно сожжены последние десять кусочков хлеба, и громко, в слух, заявлено, что от прав на хомец, который не дай Б-г, не обнаружен, владелец отказывается публично!! Даже подписан главным раввином Израиля символический договор о продаже знатному арабу всего, что связано в стране с хомецом: нет его в собственности Израиля!
Наступает вечер СЕДЕРА.
СЕДЕР – в переводе, «порядок». Порядок проведения пасхального вечера расписан по пунктам «от и до», как воинский устав!
Раздвинуты на всю длину столы в домах, в виллах, в залах Торжеств, в клубах и палатках для малоимущих. В центре стола - большое блюдо, КЕАРА, разделенное на шесть секций… На каждой – свой символ (и каждому есть объяснение!): яйцо, крыло от курицы, кусочки хрена, овощи, тертый хрен, и особая смесь (тертые яблоки, орехи, корица, пряности) под названием ХАРОСЕТ. Последний знаменует «глину», из которой евреи лепили кирпичи для строек фараона, будучи в рабстве…
Но рядом с КЕАРОЙ - главный символ всего праздника ПЕСАХ – МАЦА! Она скрыта под салфетками, три пластинки – священники, левиты, евреи, все вместе – народ!
Маца; (в русской традиции — опре;сноки) — лепёшки из теста, не прошедшего ферментацию (в отличие от «квасного», хамец); единственный вид хлеба, разрешённый к употреблению в течение еврейского праздника Песах. Как гласит традиция, в спешке собираясь бежать из древнего Египта, еврейские семьи не успели заквасить тесто, и пекли на солнце пресные ломкие лепешки, напоминающие сегодня дела давно минувших дней!
Об этих делах и повествует АГОДА, ( повествование, сказ), которую держит в руках старейшина застолья… Звучат благословления Всевышнему, выведшему предков из Египта, и вопросы, адресованные детям, да и всем присутствующим:
«Чем эта ночь отличается от всех других ночей года?
В другие мы едим квасной хлеб и мацу, в эту – только мацу.
В другие едим всякую зелень, в эту – только горькую!
Только в эту ночь мы макаем зелень в соленую воду ! (В наши слезы)
В эту ночь едим, только облокотившись! (« Развалившись» как свободные люди!)»
Долгий рассказ идет о днях рабства в плену у фараона, о подвиге предводителя Моше (Моисея), требовавшего у того «отпустить народ», о десяти знамениях - наказаниях фараону («десяти казнях египетских») от Всевышнего, за отказ дать евреям свободу… Лишь самое страшное, гибель первенцев, заставило фараона отступить ( помеченные дома евреев Всевышний ПАСАХ, в переводе - «пропустил», откуда и имя праздника)… Тут и начался Исход, вершиной которого было получение Торы, заповедей у горы Синай.
Гости едят горькие травы, чтобы почувствовать горечь рабства, а значит,и сладость свободы.
Выпивают четыре бокала вина, за освобождение, которое было даровано евреям, и за освобождение, которое еще произойдет в дни МАШИАХА (Мессии).
Сказание об Исходе из Египта сопровождают хвалебные песни Всевышнему, а завершается Пасхальный Седер словами «В будущем году в отстроенном Иерусалиме», - словами многовековой надежды: настанет тот долгожданный год, когда воссоздастся Храм, разрушенный римлянами в 70м году.
Будьте здоровы и свободны, друзья, а всех, кто празднует, - с наступающим!
* * *