Готическая литература 10 жемчужин

Мария Руна
Жемчуг драгоценен, как и эти 10 произведений русской и зарубежной литературы. Поклоннику жанра невозможно обойти их вниманием. Это не рейтинг, у каждой из этих книг особое место в сердце читателя.
1. В. Брюсов "Огненный ангел". Книга,с первой страницы погружающая в атмосферу Средневековья. После прочтения  оторваться от созданной Брюсовым загадочно-мрачной реальности еще долгое время сложно. В первую очередь "Огненный ангел"-роман, завораживающий, но несчастный.Чувства главных героев замешаны на страсти и мистицизме. Такая роковая любовь неизбежно приводит к смерти. О ней хочется сказать "любовь на всю жизнь", но именно это и невозможно. Подробные описания магических обрядов и ритуалов добавляют мрачности, загадки, тайны. Но главное в этой книге - Красота. Слога, мысли, сюжета. Недаром по ее мотивам С. Прокофьевым была написана опера.               
2. У. Голдинг "Шпиль". Необыкновенная книга о необыкновенном человеке. Автор, кстати, является  лауреатом Нобелевской премии. Само название говорит о сюжете. Скромный священник сделал смыслом своей жизни мечту - построить необычайно высокий собор со шпилем наверху, архитектурную молитву Богу. Но по мере воплощения мечты в реальность желание добиться цели начинает граничить с фанатизмом, что рождает гордыню, жестокость, смерть. Смерть забирает и самого главного героя, не выдержавшего тяжесть препятствий, подобно не выдерживающей тяжесть конструкции собора.
3. S. Coleridge. Christabel. Средневековые пейзажи, природа зла,  вечное противостояние темных и светлых сил, магия и мистика, - все сплелось в поэме Колриджа. Написанное высоким слогом это стихотворное произведение перемещает нас в эпоху, когда "меч звенел в бою и на турнире, пусть жизнь была сплошной борьбой врагов, ...и мысль качала мировые гири"(цит. из В. Брюсова). Здесь мы сможем наблюдать, как наивность молодости может быть искушаема злом и пороком на фоне лесных ландшафтов, усеянных феодальными замками.
4. Ф. Андахази. Анатом. Эта книга, несмотря на элемент скандальности, насквозь пропитана духом Готики. И дело даже не в том, что действие происходит в Средние века. Готика всегда предполагает нечто тайное, читаемое между строк в двусмысленных образах и скрытое от человеческого глаза, зачастую запретное. Автор решает рассмотреть с этой точки зрения природу женского тела, а главным героем делает церковного служителя. На таком контрасте и строится интрига, но и Желание, и Страсть так же, как и все в этом мире подвластны времени...
5. Р. Стивенсон. Джекил и Хайд. Казалось бы Новое время не способствует созданию в воображении  писателей готических сюжетов. Но в границах любой эпохи "есть мир в укромном мозга уголке, куда действительность лишь редко забредает, и где мечтам сбываться суждено". И если философский камень, обращающий свинец в золото и эликсир молодости средневековым алхимикам срздать не удалось, то  эликсир, обращающий одного человека в другого главному герою все же суждено изобрести. Но каковы последствия такого вмешательства в Божий промысел? И кто является обратным отражением нашей сущности? Возможно, как раз об этом следует задуматься. Автор предоставляет нам возможность посмотреть на самих себя "с изнанки".
6. Г. Джеймс. Поворот винта. Книга, увлекающая в глубины сознания, туда, где грань между действительностью и вымыслом невообразимо тонка. Здесь мы увидим и духовные переживания, и мистику и то,как раскроется вся непредсказуемось, даже истеричность женской натуры при столкновении с непреклонной, темной природой зла. Повествование ведется от лица молодой гувернантки, присматривающей за детьми владельца старинного поместья. Вскоре ей предстоит узнать, что именно ее так настораживает и пугает в поведении детей и почему слуги, жившие здесь до нее, внезапно умирали. А может быть, они живы, пока есть те, кому дорога память о них, кто хочет быть рядом с ними. А может быть, ей все только кажется... По мотивам произведения снят фильм-номинант Международного кинофестиваля в Каталонии.
7. Э. А. По. Падение дома Ашеров. Готический рассказ в лучших традициях жанра. Родовое проклятье, фамильные склепы, каталепсия и нервные припадки на фоне вспыхнувших чувств. Столкновение сил смерти и любви. Лично для меня эта книга притягательна тем, что в ней сочетаются элементы, использованные автором в "Беренике" и "Лигейе", и таким образом, это произведение - своеобразная квинтэссенция лучших авторских приемов  и идей. Нагнетаемая обстановка обреченности и все нарастающего страха в конце концов опутывает своими сетями и читателя, но это и есть характерное свойство Готики.
8. Э. Блэквуд. Тайное поклонение. Готичесский рассказ, по прочтении оставляющий глубокое впечатление. Вновь действие разворачивается на грани реальности и сверхъестественного, на грани сна. Но этот сон оказывается настолько ужасающим, что грозит воплотиться в действительность. Главный герой попадает под влияние темных сил и обречен стать жертвой дьяволу на черной мессе. Более всего его приводит в ужас то, что участники жертвоприношения - его бывшие школьные друзья  и учителя, которых он так стремился увидеть...
9. Д. Ле Фаню. Кармилла. Это произведение вдохновило Брэма Стокера н создание "Дракулы" и одновременно оно пересекается в сюжетной линии с "Christabel" Колриджа. Конечно, вампирская тематика-неотъемлемая часть готической литературы, но здесь она развита несколько иначе, чем в "Дракуле". В качестве вампира здесь выступает женщина, которая ищет все новых и новых жертв. Завоевывая доверие юных девушек, она через некоторое время их убивает. Но однажды случай превращает ее планы в прах,  люди решают избавиться от вампира.
10. М. Льюис. Монах. Конечно же, я не могла обойти стороной эту книгу. Искушение дьяволом, несомненно, основной мотив, непреложный элемент готической литературы. И в данном творении мы можем наблюдать за судьбой человека, все сильнее поддающегося искусному обману, опутывающим чарам зла. Перед нами предстанет венец деяний дьявольских сил, человек, ставший подвластным всем порокам и страстям. Впоследствви он и сам продаст душу Сатане, но до этого успеет познать все грехи человечества. Насыщенный описаниями чернокнижных ритуалов и весьма вольный, даже излишне откровенный по сюжету, этот роман , написанный четыре века назад, до сих пор привлекает интерес. В 2010 г. он в очередной раз был экранизирован.