Продолжение Кругосветка 9 Тихий океан Советы Джима

Николай Мирошник
На выходе из Панамского канала   как и на входе, собрались  около сотни больших и малых  судов,  ожидающих проводки,  все  вроде переплелось, но в этом ожидании есть четкий ритм, порядок.  Нашли место  где можно комфортно причалить  , провести  основные регламентные работы.  Так  поступают  все   суда  что  продолжают,  бесконечно длинный путь через Тихий океан домой.  На этом этапе  зевать нельзя. Любая мелочь может быть решающей.   Наша двухмачтовая парусная яхта « Святая Мария»  как и все обросла моллюсками , водорослями , тиной,  и требовала  ухода.  Сделана ревизия  продовольствия,  докуплены свежие овощи,   заменена вся  пресная вода, которая за последний месяц стала  припахивать , вызывала некое отвращение.   Пополнены запасы Топки для  маршевого двигателя.  Небольшой ремонт В Санта – Марта , был выполнен неплохо,  прошел проверку при переходе до Колона.
  На очистку днища от ракушки, ушло четыре дня,  День на ревизию.  Снялись с якоря,  с сожалением, что не посетили Перу.  ALDORADO  DE L  INKA не услышали их изумительной музыки с участием бамбуковых инструментов, так тонко передающих самобытность  культуры  инков  этой страны.    Не услышали в оригинале песни     Кондора   -    Flying   Condor   Schulze   К вечеру шестого дня,       прощальный взор в бинокль, дожимал последние огни Панамского канала, светившиеся над горизонтом  солнцу подобно.  До   Острова Кокос – около триста двадцать миль..
   -  Второе название для кокосовых островов - Килинг.
Остров Кокос — самый крупный из необитаемых островов в Тихом океане, возраст которого оценивается в 2,5 миллиона лет. Этот вулканический остров с обрывистыми скалистыми берегами, многочисленными водопадами и буйным тропическим лесом сохранил и уникальную подводную экосистему. Здесь обитают несколько видов акул, дельфины, скаты, экзотические виды рыб. Фауна этого острова находится под охраной, а в 1997 году ЮНЕСКО занесла остров Кокос в список объектов Всемирного наследия. Является территорией Коста-Рики, расположен в 360 милях (600 км) от западного побережья страны. Ближайший архипелаг — Галапагосские острова в нескольких сотнях миль к юго-западу. Остров известен тем, что, согласно распространённым легендам, на нём спрятан крупнейший клад, который никем до сих пор не был обнаружен. Считается, что Роберт Льюис Стивенсон и Майкл Кричтон, авторы увлекательных произведений «Остров сокровищ» и «Парк Юрского Периода», описывали именно остров Кокос.
        -Ночью нас сопровождали наши друзья дельфины. С  этой компанией спокойно , весело. Их проворные  юркие тела искрились в темноте миллиардами маленьких искорок. Как сказочные фейерверки они ныряли под яхту, выскакивали с радостным пофыркиванием впереди,  резвились вовсю.  Океан постепенно втягивал нас в свою размеренную и такую отдельную от земли жизнь, полную своих тайн, открытий  , только ему ведомых ритмов. Прошли около 400 миль от Панамы. По прямой получилось- 320.  Не всегда   прямой путь  самый короткий. Яхтенные справочники рекомендуют идти большой дугой, как бы повторяющей очертания берега, и уже затем, от малюсенького островка Мальпело, затерянного в просторах океана, поворачивать на сами Галапагосы.  По нашему GPS до них еще 570 миль. Сам островок не виден, рекомендуема точка поворота находится в 20 милях от него. Но на карте это совершенно невероятный феномен. Кругом  с ним глубины в две с половиной тысячи метров. И вдруг, посреди ровного дна возвышается такая огромная высоченная игла, да еще выстреливает вверх на триста метров. Фантастика, как смогло образоваться такое  "геологическое образование".
  Погода самая благоприятная для движения. Ровный несильный попутный ветер. Скорость наша в зависимости от его силы колеблется от 3 до 6 узлов. Волна совсем небольшая. Солнце нежаркое. Ветерок прохладный. В общем, почти идеальные условия для движения. В первых два дня видели  пару кораблей. Теперь океан пустынен. Нет ни кораблей, ни акул, ни дельфинов. Только небо, солнце и вода.
    Эта строгость и простота природы, наверное, даны нам, чтобы  переключить наши внутренние часы с "суеты городов" на общее мировое время вселенной. Мы же  всячески сопротивляемся , находя множество неотложных дел,  оправдываясь сиюминутными мимолетными радостями.
У Океана времени много. Он терпелив и неуклонен. Да будет так.
   -Проснулись . Кругом штиль и гладь. Глянули на GPS и обомлели. Несет нас назад, к нашей любимой Панаме со скоростью  два с половиной узла, это нормальная такая скорость пешехода. Вот тебе и покайфовали на попутных ветерках. Пришлось спустить паруса, завести двигатель и  дальше двигаться на нем.  На карте погоды, которые   получаем по радио, отмечены боле менее благоприятные  ветра только в 240 милях к югу . Скорость под мотором  5-6 узлов, минус два с половиной течение, минус встречный ветер, хоть небольшой, но есть, и того – всего3 узла и целые 240 миль. Больше чем трое суток под движком.
   Дело в том, что этот район, примерно 300 на 300 миль является переходной зоной между холодным течением Гумбольдта, идущим с юга, и теплым Межпассатным Против течением, несущим свои воды с северо-запада. Много слышали баек про коварство течений , ветров в этом районе, но  не придавали  значения. А истории были серьезные, вот, например некоторые из них.
    Наши немецкие друзья Ричард и Карен, когда мы стояли на острове Маргарита, рассказали   вот такую правдивую историю про их знакомых немцев.   Это была пожилая пара, которая чуть припоздала с отходом в благоприятный сезон, а он заканчивается как раз в середине апреля,  вышла из Панамы на Галапагосы чуть позже. У них была простая маленькая яхточка, уже не новая, но вполне крепенькая. Они «затарились по полной программе», как делают тут все, и пустились в путь. И надо же было так случиться, что двигатель их подвел. Сломался и все. А от двигателя, в основном, вся бортовая электроника подзаряжалась. Так что остались они и без рации и всего остального. Дождей в этот сезон здесь  мало.  Положение стало критическим. Остались , паруса. Но, как мы сами убедились, в этом районе течения могут быть гораздо сильнее хода под парусом. Вскоре стали кончаться продукты,  потом  запасы пресной воды. Они не знали своего местоположения, поскольку GPS не работал из-за отсутствия электричества. И их стало подхватывать то одним течение, то другим и носило по кругу между Галапагосами, Панамой, Эквадором шесть! месяцев. Целые полгода эти несчастные не могли выбраться из проклятого места. Как мы сами убедились,  абсолютно глухой район. За пять дней нам не встретилось ни одного корабля, ни торгового, ни рыбацкого. И только на шестой месяц их обессиленных подобрали рыбаки, около побережья Эквадора.
N 01°41'W 86°02'
  - Только было обрадовались, что поймали нужный ветер, как снова к вечеру все вернулось в прежнее русло. Опять течение.  Ветер неуклонно сносит  нас на север.    Снова нужно использовать двигатель, чтобы противостоять им. Дело в том, что течение Гумбольдта, идущее с юга, как раз у Галапагоса  раздваивается. Одна ветвь поворачивает на запад, другая, делает круг и смешиваясь с Межпассатным Противотечением,   идет обратно к американскому материку. До точки разветвления нам нужно дотянуть всего то 170 – 200 миль, это еще трое суток  хода под мотором. Тогда до Австралии проблем с течениями ,  ветрами не будет. Но как раз сейчас в месте нашего движения проходят несколько небольших погодных фронтов, создающих перепад атмосферного давления, а значит и меняющих ветер в противоположную сторону. Останавливаться и пережидать никак нельзя. Сразу же течением унесет к северу. Вот и приходиться идти вперед на моторе, гадая, хватит нам солярки до Галаппагос. Если не хватит, придется выбираться из зоны хаотическо идущих противотечений , переменных ветров неизвестно какое время. Конечно, у нас есть еще запас топлива, на трое суток хватит. А там, на островах, придется докупать. А , вдруг, ветер усилиться или течение измениться на еще более сильное.
  Лучше не думать о плохом. Надеясь  на Бога, что  поможет,  молимся, как можем. Положение не то чтобы очень серьезное, но на грани. Вариантов движения  другого нет. Только  вперед,  надеясь  на Господа. Что делаем.
Вот и , поймали, наконец, нужный ветер, но он такой слабый, что только-только может справиться с боковым  течением, чтобы хоть как-то поддерживать  нос  на Галапагосы, и тому рады. Шесть суток, с небольшим перерывом наш бравый движок толкал   Святую Марию сквозь встречные течения , ветра. Сожгли за это время 450 литров солярки. Это столько, сколько  сжигали за пол года нормального движения. Однако вырвались- из этого чертового омута. Вот сейчас  небольшая передышка. По прогнозу, ветер и течение должны повернуть в нашу сторону при приближении к островам.
   Не думал, что все тут так коварно, не придавал значения зловещим байкам , зря. Знали бы заранее, держались  до последнего эквадорского берега, а затем оттуда уже двигались на острова. Мы же шли по рекомендации «библии для яхтсменов», книги известного кругосветчика,  Джима Корнелла «World Cruising Routes». В ней он рекомендует идти по дуге, и стандартным точкам, но, видно, нужно было загибать ее гораздо больше.
   Заметили странный парадокс, чем ближе к экватору, тем холоднее. Уже начиная с Канарских островов, не приходилось одевать свитер. А тут, вдруг, как повеяло холодом.   Видимо течение Гумбольдта совсем рядом.  ………………………….P.S.