Немного хайки в каждом ясене. Для журнала

Сан-Торас
Психоделика Или Три Де Поэзия
---------------------------------------------
В основе написания стихотворений (а также малой прозы) лежат две техники: техника совмещения и техника растворения.

САМАЯ КРАТКАЯ ТЕОРИЯ СТИХОСЛОЖЕНИЯ PS
1. Данная система стихосложения дополняет акцентные системы стихосложения.
2. В основе ритмической соизмеримости PS-стихов лежит не только принцип изохронности, временной однородности повторяющихся единиц ритма (строк, стоп), но и контрастно-тематическая полифония (полимелодизм).
3. Полимелодизм – это сознательное включение в метрическую структуру стиха взаимосвязанных полифонических единиц.
4. Полифонические единицы – равноритмические фрагменты стиха.
5. Полифонические единицы – по размеру больше стопы, но меньше или равны стихотворной строке.
6. Полифонические единицы – являются главным инструментом ритмического кодирования в стихотворении.
- техника совмещения;
- техника растворения;
- алеаторика (случайный эффект);
- смешанные техники.
9. Данная система стихосложения позволяет перейти к новому типу текста – психоделическому тексту.
10. Психоделический текст – это текст, в котором существуют однозначно определяемые подтексты (иные малые тексты) с максимально разнесёнными ассоциативно-логическими смысловыми связями.
 
Немного хайки в каждом ясене

Пусть тот бросит в меня камень, кто хоть что-то понял в этом тексте, официально представляющем первую страницу Психоделики 3 Д поэзии.
Читая это, я начинаю сомневаться в двух вещах.
Первое: достаточно ли развит у меня ум?
Второе: не переразвит ли ум у автора этого руководства к писанию стихов в новом литературном направлении.
3D значит объемная поэзия. Миру известно, что ЗD (Три Ди) – это кино, которое смотрят в специальных очках.
Возможно, и психоделику надо читать в каких-то особых очках, которые как-то особо проясняют смысл прочитанного.
Честное слово, я не такой умный, как автор вышеизложенного текста.
Меня можно читать и не бояться!
Даже самые непонятливые могут бесстрашно углубиться в мои удобные понятия о том, что такое верлибр, ЯС – японский сонет, хайку и хокку.
Но поскольку мне уже приходилось охмурять 3D поэзией не одного человека, то я, чтобы не повторяться, приведу выдержки из моих охмурений, благодаря которым даже легче представить себе, в чем суть этого литературного течения.
Потому что когда охмуряют, то со стороны всегда видней, чем когда ты сам в эпицентре любовного процесса.
 
Поэзия наша, российская – линейная, строчка за строчкой.
ЯПОНСКИЙ СОНЕТ-РЭНГА или "АЛЬБОМНЫЙ" СОНЕТ В ВОСТОЧНОМ СТИЛЕ –  сокращенно ЯС – форма новая, ей три года.
2 хокку (хайку) + 4 строчки – два связанных по смыслу двустишия.
Каждая хайку самостоятельна и в то же время неотделима от другой в контексте произведения.
Количество слогов в хайку, как обычно, 5-7-5. В четверостишии – 7-5-7-5.
Ударные слоги – 1-4-7 (дактиль) или 2-4-6 (ямб)

СОНЕТНЫЙ ВЕРЛИБР – многослойный, он с фокусом – то есть внутри стиха еще стих, а внутри этого стиха – опять стих! 
Японский сонетный верлибр – от 10 до 14 строк.
Верлибр – французское слово: свободный стих, стих без рифмы.
(Строго говоря, в нашем случае это не верлибр, а белый стих, то есть ритмизованный стих без рифмы – но примем для удобства это условное название и далее будем говорить о верлибре.)
Итак, сонетный верлибр.
В нём упрятан ЯС – японский сонет – это 10 строк.
ЯС закручен, как вертута с начинкой.
ЯС состоит из двух хайку и одного четверостишия (катрена).
Хайку – стих без рифмы, который состоит из трех строк.
Хайку или хокку – жанр традиционной японской поэзии.

Как пишется хайка?
(Здесь оговорюсь: слово «хайку», естественно, не склоняется. А то, что я её время от времени фамильярно называю русифицированным именем и склоняю по-русски – так это исключительно для того, чтобы радовать глаз русскоязычного читателя, привыкшего к родным и понятным  гайкам и зайкам.)
 
Первая  строка – 5 слогов
Вторая  строка – 7
Третья – снова 5

Первая строка отвечает на вопрос: Где?
Вторая – на вопрос: Что?
Третья – на вопрос: Когда?

Женщины переделывают эти вопросы на:
Зачем? Кому? За сколько?
Это шутки.

Например, мужская хайка:
 
(Где?)      В ва-нной  лю-би-ма-   – 5 слогов  (-я – это уже лишний слог)
(Что?)      Но-ги   по-бри-ла са-ма  – 7 слогов
(Когда?)   Са-ку-ра  вя-нет.        – 5 слогов

Женская хайка:

(За-чем?)  За шка-фо-м  пы-ль (не хватает слога – где это лишнее «Я»  из мужской хайки?)
(Кому?)   Ко-му ну-жна се-го-дня я (опять лишний слог )
(И – За сколько?)  Оставим просто этот вопрос, но не хватает слога.
Перенесем то «я» сюда: Я и за сколько

Хайку пишется ямбом или дактилем, включает элемент природы и время года.
Глаголы используются в настоящем времени, «мысль должна уметь нарисоваться».
Солнце взошло – рисунок. Любовь – не нарисуешь.
Хайку имеет четкий ритм:
Ударяем на каждый второй слог, без рифмы!
Либо на каждый первый из трёх.

Первая строка – теза, вторая – антитеза, третья – катарсис (это я в заумь ударилсо).

Сам верлибровый сонет состоит, как сказано, из 10-14 строк,
а внутри живет закрученный яс, он как бы обрастает сонетом, одет в его шубку.
А еще по хайку или хокку можно гадать!
В древних японских традициях есть гадания по хайку, оно сохранило свое значение по сей день.
Надо не просить, но задать вопрос.
На какую строку попадешь, таким и будет ответ.
Разные символы слов:
Черепашка – долголетие и здоровье.
Веер – богатство.
Кошка манеки-неку – черная к деньгам, желтая – к повороту судьбы.

Три строчки без рифмы – это уже хайка, но чтобы получился верлибровый сонет «Матрешка» (Три Ди – объемное кино) – сонет,  начиненный хайкой –
к хайке прибавляются еще слова.
Вы читаете сонетину, как самостоятельное произведение, а внутри него живет ЯС, а в ЯСе хайку – все это тоже читается, и вместе, и по отдельности, как самостоятельное произведение.
Хайка живет в паззлах Яса.

Вариант моих трактовок – не классический, а скорее произвольный, потому что для меня главное не испугать, а увлечь.
Сейчас разложим сонетину, и получится складенец.
 
Пишем в дактиле (трехстопный размер, ударение на первый слог)
Сначала прочтите только до точек, сам материнский сонет.
Он написан в соавторстве: два автора пишут поочередно, по одной строке.

***
я не увижу как опадают листья жасмина…\............. листья жасмина
пчёл одичалых полёт что кружАт над цветами…...........пчёл одичалых полёт
кoлокол хрaма нем в эту осень, пруд старый в тине\…... пруд старый в тине

двери замкнулись окно в паутине день беспросветный\..... день беспросветный
две статуэтки из фив. рядом бес и анубис \...............две статуэтки из фив*
водят усопших к озирису* для возрожденья\................для возрожденья (st)

свет в коридоре погас, снова вспыхнул, но тускло\......свет в коридоре погас (as)
в мире загробном безгрешным застолье готово\……........ ..мире загробном (st)
анна* читает "путь в ночь" "формы духа" "причины"\... анна читает "путь в ночь" (as)
для человека восходит звезда в пантеоне\……..............для человека (st)
__________________________________________________________

Видите, как ЯС (японский сонет) вышел из этого материнского сонета?
ЯС нужно писать в настоящем времени, и так, чтобы каждую строчку можно было нарисовать.

Японцы боготворят природу, склонны к созерцанию.
Глаголами тоже не злоупотреблять.
Получаем сонет, беременный сонетом.
Как национальная японская кукла матрешка.
Первые три строки помните?  5+7+5 слогов.
Это и есть хайку.
ЯС (напоминаю) состоит из двух хайку и четырех строк: слоги в последнем куплете: 7+5+7+5
Теперь прочтите яс (ясень) и, если интересно, проверьте.

Ясень

листья жасмина
пчел одичалых полет
пруд старый в тине

день беспросветный
две статуэтки из фив
водят усопших

свет в коридоре погас 
в мире загробном
анна читает путь в ночь
для человека

*Анубис – божество Древнего Египта с головой шакала и телом человека, проводник умерших в загробный мир. Покровитель некрополей и кладбищ, судья царства мертвых, хранитель ядов.
Место в пантеоне – Анубис в Цикле Осириса.
*Осирис (Озирис) – бог возрождения, царь загробного мира.
Человек с головой быка.
*Анна читает – Ахматова переводила Книгу Мертвых.

Теперь забираем из материнского сонета строчки только одного из авторов
и дописываем НОВЫЙ верлибровый сонет.
Посмотрите в десятисточнике – вот они (зафиксируем их):

1. пчёл одичалых полёт что кружАт над цветами….\ пчёл одичалых полёт

2. двери замкнулись окно в паутине день беспросветный\..... день беспросветный

3. водят усопших к озирису* для возрожденья\................. для возрожденья

4. в мире загробном безгрешным застолье готово…….. в мире загробном

5. для человека восходит звезда в пантеоне…….. / для человека


Это верлибровый сонет в дактиле из 5 строк, к которым прибавляем еще 9 строк, чтобы было 14:

***
сад облетает раздевшись, пусть осень уходит,
пчёл одичалых полёт, что кружАт над цветами,
эхо прощаний черешни и старого гингко,
смерти петля увивается в белую замять.

двери замкнулись, окно в паутине, день беспросветный…
книгу листает поэт, переводит страницы,
там оживает природа, с молитвами души
водят усопших к озирису для возрожденья.

сумерки, падает воск, догорает огарок.
в мире загробном безгрешным застолье готово…
всходит звезда в пантеоне – путь для человека
в чаше граалевой кровь до рубиновой капли
кот жирнолапый лакает с чернеющим глазом.
мертвая книга страницей последней открылась.

_______________
Вот яс (японский сонет) из моего верлибного сонета, яс завернут в нем.
Посмотрите и увидьте это:

Эхо прощаний.
ЯС
осень уходит
пчёл одичалых полёт
эхо прощаний

день беспросветный
книгу листает поэт
для возрожденья

сумерки падает воск
в мире загробном
в чаше граалевой кровь
для человека

Теперь возьмем из материнского сонета  5 строк
И составим еще сонет из 12 строк.
Вернитесь наверх в материнский сонет и посмотрите эти строчки.


 «Анубис в Цикле Озириса» (Сан-Торас)

я не увижу как опадают листья жасмина…...................................листья жасмина
анна читает "путь в ночь" "формы духа" "причины"..............анна читает путь в ночь
кoлокол хрaма нем в эту осень, пруд старый в тине.....................пруд старый в тине
мы были вместе, в долгом изгнанье, в жаркой пустыне.

взгляд стал бездонным. бледные – щёки, тонкие – губы................взгляд стал бездонным
две статуэтки из фив. рядом бес и анубис........................................две статуэтки из фив
чёрная смальта, кто-то работу, выполнил грубо..............................чёрная смальта
в мусорной куче, серая ветошь, ржавые трубы.

свет в коридоре погас, снова вспыхнул, но тускло........................ .свет в коридоре погас
страшно до крика, до сухости в горле, до дрожи............................ страшно до крика
маленький мальчик идёт, а за ним следом утро............................... маленький мальчик идёт
в маске шакала ложится у двери в прихожей................................... в маске шакала

Теперь  из двух самостоятельных верлибровых сонетов (уже из двух)
вытащим еще новые ясы:

.

листья жасмина........................осень уходит.......................листья жасмина
пчел одичалых полет...............пчёл одичалых полёт.........анна читает путь в ночь
пруд старый в тине..................эхо прощаний..................... пруд старый в тине

день беспросветный................день беспросветный............взгляд стал бездонным
две статуэтки из фив............... книгу листает поэт............. две статуэтки из фив
водят усопших..........................для возрожденья................. чёрная смальта

свет в коридоре погас.............сумерки падает воск............ свет в коридоре погас
в мире загробном.................... в мире загробном................ страшно до крика
анна читает путь в ночь......... в чаше граалевой кровь......маленький мальчик идёт
для человека............................для человека........................ в маске шакала


бес и анубис...........................эхо прощаний..........................
две статуэтки из фив.............сумерки, падает воск..............
мы были вместе.....................колокол храма.........................

тонкие губы...........................в долгом изгнанье....................
пчёл одичалых полёт............книгу листает поэт...................
анна читает............................день беспросветный.................

для человека восход.............пчёл одичалых полёт...............
грязная ветошь......................нем в эту осень.........................
двери замкнулись, окно........мальчик идёт а за ним.............
чёрная смальта......................сад
- ясов примерно двадцать.

Вот вам и Психоделика Или Три Де Поэзия.



 Ещё возможна и такая миниатюра:


листья жасмина, пчёл одичалых полёт
.....................................................сад облетает
день беспросветный двери замкнулись окно
.....................................................чёрная смальта
взгляд стал бездонным, маленький мальчик идёт
......................................................в мире загробном
эхо прощаний, сумерки, падает воск
......................................................в долгом изгнанье
ржавые трубы, свет в коридоре погас
.....................................................страшно до крика
кот жирнолапый, в чаше граалевой кровь
.....................................................мёртвая книга


Психоделика Или Три Де Поэзия рождает любопытные тексты, которые изначально не задумывались – эти ясы сложились уже на подсознательном уровне,  сначала думаешь только о первых сонетах.
Для того чтобы ухватить мысль, заложенную в это объяснение, нужно читать по кускам и сверять прочитанное с текстом, считая слоги на пальцах, вникая в содержание.
Постепенно пелена спадает, тьма рассеевается, и смысл ударяет в мозг!

Это еще не все, что можно достать из материнских сонетов.
Структура, сама архитектоника стиха, философия сюжета и наитие (подсознательное чувство), здесь настолько интересны для тех, кто способен нырнуть, что действительно открывается мир, который не каждому откроется, потому что не каждый способен погружаться.
Или не хочет погружаться, боясь загрузиться.
 
***

сад облетает раздевшись, пусть осень уходит,
пчёл одичалых полёт, что кружАт над цветами,
эхо прощаний черешни и старого гингко,
смерти петля увивается в белую замять.

двери замкнулись, окно в паутине, день беспросветный…
книгу листает поэт, переводит страницы,
Там оживает природа, с молитвами души
водят усопших к Озирису для возрожденья.

сумерки, падает воск, догорает огарок.
в мире загробном безгрешным застолье готово…
всходит звезда в пантеоне – путь для человека
в чаше граалевой кровь до рубиновой капли
кот жирнолапый лакает с чернеющим глазом.
мертвая книга страницей последней открылась.


------------Комментарии автора:

Сакура – символ Японии – это дерево называют дикой черешней или горной вишней.
Гингко – золотое дерево японской осени – священное дерево храмов и гробниц.
*Чаша Святого Грааля – Чаша Иуды, отлитая из 30 сребреников, полученных Иудой за предательство Христа. Священная реликвия, источник силы вампиров.
*Книга Мертвых – Древний Египет – 68 историй.
Это не книга о смерти.
Это книга о жизни, победившей смерть.

Постскриптум: если Вам покажется это сложным...
Ну, так, господа, любая инструкция требует, некоторого умственного напряжения,
то того момента, пока не начнешь получать удовольствие, от использования полученных сведеней.