Не белый и не пушистый

Виктор Светозарский
Не буду испытывать терпение читателя ответом на вопрос: кто же он, этот "не белый и не пушистый"? Да, это я. В моей памяти довольно часто всплывает эпизод, ставший вроде лакмусовой бумажки, по которой сверял свои поступки. Данное событие произошло в начале жизненного пути, будучи учеником четвёртого класса. Событие по современным меркам не стоит и выеденного яйца, да и описать его можно несколькими предложениями, поставить точку, обозвать миниатюрой и спокойно выдохнуть с чувством исполненного долга перед самим собой. Можно, но будет несовсем понятно: а суть-то в чём? Поэтому запаситесь терпением, так как рассказ начну с "выходом из-за печки". И ещё одно: я не стремлюсь упорядочивать свои мысли, позволяя им сталкиваться друг с другом и, подобно бильярдным шарам, разлетаться в разные стороны в надежде, что какая-то из них попадёт в цель... .

По меркам 60-х наша семья считалась обеспеченной; отец - офицер СА, мать - старший счетовод в одной из контор и бабушка с пенсией в 26руб.50 коп. Детей двое - я и старший брат Константин. Отца видели редко. Чтобы добраться из пос. Металлострой в г.Пушкин и обратно, требовалось время, поэтому, когда он уезжал на службу, мы ещё спали, а, когда возвращался - нам уже пора было спать. Плюс частые командировки, учения, стрельбы, наряды - обычная жизнь офицера. Мама работала до шести вечера. Таким образом, нашим воспитанием, в основном, занималась бабушка Матрёна, 1888 года рождения.

Денег, что зарабатывали родители, на жизнь хватало, но "лишних", как говорится, не было, поэтому вопрос о наличии каких-либо "карманных" денег на повестку дня никогда не вставал. Справедливости ради стоит отметить, что иногда на кино или мороженное родители ссужали нам несколько копеек. Бабушка же периодически подкидывала внукам от 15 до 20 копеек. Целое состояние! Сейчас современной молодёжи трудно понять, как такая мизерная сумма могла быть "состоянием".

Экономить семье позволяло то, что я мог донашивать одежду и обувь старшего брата. Это не жалобы на "потерянное" детство. Что-что, а детство-то у нас как раз и было! Беззаботное, весёлое, насыщенное и спортивно-бесплатное! Я посещал две секции: лыжную и конькобежную. Улица - это огромная детская игровая площадка. До позднего вечера играли в лапту, футбол, "попа", ножички, "мушкетёров", бегали на Неву рыбачить, в котлованах катались на льдинах, прыгали из окон строящихся домов в кучи песка и многое другое. Сейчас, поди, и игр таких не знают. Один компьютерный виртуал. Горько это... .

Настоящим счастьем считалось иметь в кармане 10, а лучше 15 копеек. Детской фантазии зачастую не хватало, на что можно потратить такую "кучу" денег. В кинотеатрах шли захватывающие фильмы про трёх мушкетёров, "Фантомас", манили аттракционы, можно было купить мороженое или лимонад и даже целый килограмм конфет "Подушечки". Хотелось всего и сразу, но финансы пели романсы. Надо изыскивать возможности в приобретении наличности.

С закадычным другом Вовой, мы в ту пору ни слухом, ни духом не ведали о Великом комбинаторе О.Бендер, что не помешало нам придумать свой "честный" отъём денег у советских граждан. Метод до безобразия прост, впрочем, как и всё гениальное.

В то время стали появляться автобусы без кондуктора. Его заменяли два кассовых аппарата. Верх этих аппаратов был выполнен из прозрачного плексигласа с прорезью для монет. Внутри размещалась резиновая лента с небольшими бортиками, которые при вращении ручки выдачи билетов, смахивали деньги в утробу кассы. ( Описание аппарата приведено для тех, кто не застал такого технического прорыва.)

Имея три копейки на двоих, мы смело шли на автобусную остановку. Задача состояла в первоочередном проникновении в салон, чтобы незаметно бросить деньги в кассу и оторвать два билета. Проезд в черте города стоил 4 копейки. Основная задача заключалась в занятии места рядом с кассовым аппаратом. Как только эта цель была достигнута, тут-то и начинался процесс перекачивания чужих денег в наш личный карман. Как? Схема всегда была одна и таже. Вова садился к кассе, а я оставался стоять рядом, собирая передаваемые деньги, считал сколько надо билетов и передавал их Вове. Он ссыпал часть денег в кассу,
а остальные оставлял в ладоне, незаметно ссыпая себе в карман. Затем отматывал необходимое количество билетов, которые я передавал пассажирам. За пару поездок от Металлостроя до пос.Понтонный и обратно у нас выходило от 30 до 50 копеек на брата. А это уже не хухры-мухры - это огого, как много!

Только сколько ниточке не виться, а конец всегда будет. В один прекрасный день, именно прекрасный для нас, мы были с поличным уличены в мошенничестве одной бдительной пассажиркой. Внутри всё похолодело и опустилось куда-то вниз. Разыгравшееся воображение рисовало картины одну страшней другой. Нас не били, не грозили сообщить родителям и в школу, не пытались сдать в детскую комнату милиции, даже не высадили из автобуса, но так словесно "отхлестали по щекам", разом отбив охоту зариться на чужое. Огромное спасибо той женщине! Могло так затянуть и неизвестно к чему бы привело в дальнейшем... .


Это не тот эпизод, который подвиг меня на написание рассказа. Это одна из сталкивающихся мыслей, попавшая в цель, так как сделали для себя правильные выводы... .

Одним из летних дней допоздна заигрались в футбол. Темнело. Пора возвращаться домой. Шли по обочине дороги Металлострой-Ленинград. Впереди нетвёрдой походкой вышагивал мужчина. Когда поравнялись с ним, он весьма обрадовался нашему появлению:
- Ой, мальчики! Мне надо в Ленинград, а в какую сторону - не знаю. Проводите до остановки? - попросил мужчина заплетающимся, как и ноги, языком.

Родители и в школе учили, что людям всегда надо помогать. Пока вели его к остановке, он несколько раз из грудного кармана вытаскивал толстенькую пачку денег, хвастая тем, что получил получку и предлагал эти деньги нам. Мы не взяли ни копейки. Довели до остановки и посадили в автобус... .


Но вопрос: где взять деньги, оставался стоять остро. Бутылки на улице не валялись, дома пустых не было. Их сдача -  прерогатива брата. А у нас с Вовкой просто засвербило в одном месте: так захотелось на речном трамвайчике через Неву переплыть. Туда-обратно 30 копеек на брата. Где взять? Пришлось возвращаться к старому, испытанному, безопасному, но малоэффективному способу: ходить по магазинам и внимательным взглядом ощупывать каждый квадратный миллиметр пола в надежде найти кем-то когда-то оброненную монетку. Часа через два шатания по магазинам наш "улов" составил 10 копеек. Решили спрятать и до поры до времени добросовестно о них "забыть", дабы не вводить себя в искушение
немедленной траты. Пусть лежат, пока не соберём нужной суммы. Может и брат что подкинет. Находил же он деньги на сигареты!...

Ненадолго отступлю от темы повествования. Брат с друзьями частенько покуривал. Я даже знал название сигарет - "Новость". Изобличить его в этом никак не удавалось - они нас никогда, когда им надо было покурить, с собой не брали. Но ведь это же так интересно и, наверное, очень здорово - сидеть и по-взрослому курить, выпуская дым изо рта и носа! Однажды с Володей решили проследить за ними. В этом помогли навыки игры в "индейцев". Курили они в кустах, что росли вдоль дороги. Внутри кустов были небольшие полянки: уютные и непросматриваемые. Самое то! Расположившись в "своей" полянке, достали
сигареты, прикурили, а тут я с Вовой:
- А нам?!

Их удивлению не было конца. Пришлось делиться с нами. Мы деловито набирали в рот дым и выпускали длинной струйкой из рта. Оказалось неправильно. Брат показал, как надо затягиваться. Глаза у меня вылезли на лоб, слёзы градом катились из глаз, в горле першило так, что невозможно говорить. "В себя" мне не понравилось, как и Володе. Остаток сигареты "докурили" не взатяжку. Брат, глядя нам в глаза, сказал:
- Вы попали! Вам скоро домой, а от вас за версту табаком несёт. Как вы думаете: что вам будет?!

Влипли! Об этом и не подумали!
- Костя, чего делать-то? - чуть ли не сквозь слёзы обратился за советом к брату.
- Ну, есть одно средство...
- Какое?!!!
- Надо травы поесть и запаха не будет.

С Вовкой были похожи на пасущихся бычков на откорме. Траву есть противно, но надо! Наелись столько, что нас вывернуло наизнанку. С куревом было покончено раз и навсегда - от перспективы есть траву каждый раз после курения, мне становилось плохо. Но "контрольный выстрел" брат сделал по дороге домой.
- Завтра в школе нам будут делать рентген... Это жопа.

Произнёс он это таким трагическим голосом, что я невольно забеспокоился.
- Почему?
- На снимке в лёгких проявится сигарета. Так у всех кто курит.
Мне оставалось сочувствовать, переживать за брата и надеяться, что об этом снимке не узнают родители, иначе брату несдобровать! А Костя знал: а) дома я никогда не расскажу, что брат курит ( сам теперь замазан ), б) больше не буду просить у него сигареты и в) не буду курить. Так и вышло - закурил я по-настоящему только в училище... .


С магазинным "уловом", с полными штанами счастья, возвращались с Володей на родную Плановую улицу. Мы ещё находились не в "своём районе", когда к нам, в окружении четырёх сопляков ( таких же, как мы ), подошёл верзила и "попросил" пять копеек. Нам хорошо известен такой способ отъёма денег, только сами подобным никогда не промышляли. Двое против пятерых. Да, переросток, явно старше нас года на три-четыре. Шансов на успех нет. Заполучить же фингал под глаз - очень даже реально. В итоге - обошлось без драки, правда  лишились десяти копеек. Было обидно, но проглотили.

Улица Плановая была асфальтирована. Дорожные рабочие приступили к тротуарам. Завезённый песок частично рассыпали к всеобщей радости ребятни. На несколько дней у нас появилась огромная песочница, в которой с энтузиазмом играли в машинки. К вечеру появился брат с друзьями.
- Не надоело в песке копаться?
- Не-а! - ответил я за всех.
- Давайте лучше в "слонов" поиграем.

Вот это здорово. Нам нравилась эта игра. Суть заключается в том, что мы запрыгиваем на закорки старшим и стремимся сбросить седока на другом "слоне". Игра азартная, шумная и весёлая. В самый разгар игры я и заметил группу подростков, которую возглавлял верзила неделю назад отнявший у нас деньги.
- Костя, это тот самый!
- Кто? - не понял брат.
- Тот, кто у меня с Вовой деньги забрал.
- Эй, ты! - окликнул Костя верзилу. - Не торопись мимо проходить! Подой-ка сюда!
- Зачем?
- Разговор есть! Да ты не дрейфь, не обидем.

Верзила подошёл.
- Чего надо? - задал он вопрос, косясь на нашу компанию и, озираясь на свою. Меня и Вовку не узнал.
- Ты недавно у моего братишки с другом деньги отнял. - При этих словах верзила заметно напрягся. - Так что за тобой должок. Возвращаешь 20 копеек и свободен, если нет - решим вопрос по-другому.
- У меня нет денег! - Голос верзилы прозвучал испуганно.

Было отчего. Перед ним и его компанией стояли, считай уже, четыре восьмиклассника и четыре четвероклашки.
- Витя! - Позвал меня брат. - Ты не смотри, что он старше и здоровее. Такие только в стае здоровые, а один на один - трусливы, как шакалы. - "Интересно: к чему это он клонит?" - пытался я уловить мысль брата. - Давайте по-честному, - продолжал брат. - Один на один.

Я ожидал всё, что угодно, только не это. Мне стало страшно. Верзила на голову выше меня и старше на несколько лет. Костя как бы уловил мои опасения и сказал:
- Братишка, ты не бойся. Я не дам тебя избить. Если силы совсем неравны, тогда он будет иметь дело со мной.

Лысая башка верзилы нехорошо улыбнулась и немигающи смотрела на меня, как Ленин на буржуазию. Я оглянулся: друзья, брат - все ждали моего решения. Отказаться - прослыть трусом. Только не это!
- Пошли, - процедил я сквозь зубы.

Пока выходили на центр "арены", сердце бешено колотилось в предчувствии того, что меня сейчас будут бить... .

Я ещё толком не успел повернуться к нему лицом, как что-то тяжёлое въехало мне под правый глаз. На пару секунд всё поплыло, а вечер, вдруг, разукрасился всеми цветами радуги. Удар получил сильный. Он откинул меня на пару шагов назад. Когда вернулась способность видеть, то взгляд снова наткнулся на эту мерзкую улыбающуюся рожу. Заметил, как подобрался брат, готовый в любую секунду броситься на верзилу. И тут меня накрыла волна ярости, ненависти к этому "предводителю". Вспомнил унижения, через которые нам пришлось пройти, когда забирали деньги... .

Издав рык, бросился под ноги верзиле и рванул их на себя. Потеряв равновесие, он упал. В следующее мгновение сидел на нём верхом и вся моя ненависть сосредоточилась на его лысой голове. Не знаю, что на меня накатило, но я сначала не ударил его, а укусил за голову так, что он дико взвыл от боли и сам умудрился укусить меня за правую кисть. Боль придала силы и ярости. Я наносил удары по его голове, как боксёр по груше. Он пытался закрываться руками и просительно скулил: " Я больше не буду."...

Брат с друзьями ели-ели оттащили меня от верзилы. Увидев его лицо, мне стало жалко этого парня. Вся ненависть улетучилась мгновенно. Ещё мне стало противно за себя.
- Никогда так не делай, - донёсся до моего сознания голос брата. - До первой крови! Запомни! Умей контролировать себя. Ненависть - плохой советчик.
Я запомнил слова брата. Они не раз помогали мне. А наши пути с верзилой больше не пересекались... .


Однако, пора закругляться, подойдя к тому эпизоду жизни, который и послужил толчком к написанию этого рассказа и лежит немым укором на моей совести.

Начался новый учебный год. Наверное, в каждом классе есть ученик, который просто ученик: без друзей, без товарищей - сам по себе. Был такой в нашем классе. Безобидный, немного странноватый. Сидел за партой один - страдал энурезом. Мы никогда над ним не подшучивали и не унижали. Любые подобные попытки пресекались нами на корню. Он как бы был и не был. В друзья не набивался. Жил своим обособленным мирком, порой что-то бубня себе под нос... .

Уроки закончены. Все ушли домой, только я один остался в классе - дежурный. Надо протереть парты, подмести пол, вытереть доску. Протирая парты, в одной из них увидел 15 копеек. Я знал, что за ней сидит тот самый ученик, о котором шла речь выше. Это его деньги. Оглядевшись, воровато схватил монетку и сунул в карман. Она жгла, как огнём. Уговаривал себя - отдам. Не отдал! Я их украл... .

С тех пор минуло 45 лет, а эти 15 копеек нет-нет да вылезут угрызением совести за содеянное. Воистину сказано: неправедные деньги счастья не принесут!