Встреча. Иван Константинович Айвазовский

Клуб Слово
19 апреля день памяти И.К.Айвазовского.


Русский Музей. В том зале, где выставлено монументальное полотно "Последний день Помпеи" Карла Брюлова есть картина , вернее этюд -"Волна". Когда я глянула на эту картину, то поняла, что такое "звучащая живопись". Услышала гром огромного вала воды, покрытого пеной и брызгами. Долго не могла оторвать взгляда .Это - картина художника И.К Айвазовского.
Сегодня я хочу рассказать вам о нем.
Шел 1833 год. Градоначальник Феодосии Казначеев возвращался из поездки. Вместе с ним в экипаже был юноша. Оба с  волнением смотрели на приближающиеся родные картины.
-А помнишь, Ваня? - обратился Казначеев к своему молодому спутнику. И оба углубились в воспоминания.
Феодосия ждала приезда Государя. Город был вычищен, заборы побелены... Обходя утром город , градоначальник увидел, вдруг, на свежевыбеленном заборе нарисованные углем паруса, море, гарибальдийцев с ружьями... Городовой получил выговор и приказание забелить рисунок.
На утро следующего дня вновь на том же месте было море, паруса, гарибальдийцы!
-Кто измарал?
-Да это мальчишка с соседней улицы. Оник Гайвазовский.
Забор был вновь старательно забелен, а Казначеев, услышал звуки скрипки и углубился в переулок. Звучала старинная татарская песня. Выводила её уверенная рука и нежное сердце.
Казначеев увидел мальчика, сидящего на подоконнике. Закрыв глаза он играл на скрипке, которую держал в татарской манере, уперев в колени. Мелодия замерла.
_ Тебя как зовут, мальчик?
Музыкант спрятал за спину инструмент и робко назвался - Оник Гайвазовский.
Вот как! В одном лице и художник и музыкант! В этом же году хлопотами градоначальника, мальчик поступил в гимназию на казенный кошт и, вскоре, его рисунки отосланные в Академию Художеств, открыли юноше дорогу в искусство.
Он принят в акдемию!.
Был вечер, закат таял в Неве. Справа высилась громада Исакиевского собора. Оник стоял у гранит ного парапета. Рядом с ним остановился человек.
- Все это можно сыграть на скрипке, - сказал Оник.
Новый знакомый пригласил его к себе в гости. По пути заехали в общежитие академии, где разместился  молодой человек, захватили его скрипку и вот, в гостиной дома нового знакомца, где были на стенах картины любимых художников, Оник играет... Замерли последние звуки...
- У кого Вы приехали учиться музыке.
-  Видите ли, я приехал из Феодосии учиться живописи.
- Уж не Оник ли Вы Гайвазовский?
Так состоялось знакомство с профессором Воробьевым, в класс которого юноша был зачислен.
Учился он легко, много писал и делал карандашных рисунков, которые раздаривал. Излюбленной темой было море.Он писал его  по памяти удивительно правдиво и ярко.
В Академию был приглашен художник маринист Танер, который, заприметив талантливого юношу, стал использовать его картины. Ставил 2-3 мазка и подписывая своим именем - продавал.
Однажды Одоевский, президент Академии художеств, увидел на набережной Невы, уже примелькавшегося художника, он подошел к нему и с трудом узнал Гайвазовского. Юноша был тяжело болен. Одоевский привез его в свой дом, где уход за больным взяла на себя старшая дочь.
Юноша выздоравливал, когда у Одоевского собрались гости - художники, музыканты. И  один из них, композитор Виельгорский насмешливо высказался о создаваемой Михаилом Ивановичем  Глинкой первой русской опере "Жизнь за царя"( Иван Сусанин.) Он утверждал, что русской оперной музыки не может существовать вообще, как и русской живописи.
Гости вскоре разошлись и возбужденный Одоевский предложил Онику писать картины на предстоящую студенческую выставку.
Картины написаны. На выставке к Государю с жалобой на молодого художника подошел Танер, говоря, что нарушена субординация и разрешения выставлять свои работы от Гайвазовскому не давал.
Возмущенно Государь, поклонник строгой военной дисциплины, приказал картины снять.
Это был единственный год опалы в судьбе художника.
Одоевский вступился за своего студента.
Оник становится известным и модным художником. Среди похвал и восторгов слышен голос Чернышевского, который критикует художника за то, что пишет он на потребу публики, растрачивая свой талант.Вот тогда он и написал "Девятый вал",где воля побеждает жадную стихию моря.
1837 год. Год гибели А.С.Пушкина.Художник тяжело переживал эту потерю.
.(Вообще, он никогда не писал портретов, но, по просьбе Жуковского, в доме на Мойке, был сделан рисунок  погибшего поэта. Впоследствии , в содружестве с Репиным была написана картина "Пушкин у моря", где море и скалы принадлежат кисти мариниста , а сам Пушкин написан Репиным с использованием зарисовок с натуры погибшего Поэта.)
Возвращаясь к себе в общежитие поздним вечером,в тяжелых раздумьях о судьбе великого Поэта, молодой художник не услышал окрик возницы и был сбит каретой. Его подняли, усадили в карету, где ехала иностранка, что-то лопотавшая на итальянском языке. Оника отвезли домой, а утром он получил конверт с десятью билетами( по числу студентов, бывших в комнате) на балет "Сильфида" в котором танцевала выдающаяся балерина - Мария Тальони. И вот , когда начался балет, из второго ряда, Оник увидел Марию На сцене. Это была та самая незнакомка, чья карета сбила его на улице.
Эта случайная встреча положила начало  протянувшейся через всю жизнь золотой нити, связавшей балерину и художника.
Вы наверное удивлены, что я пишу Гайвазовский. Дело в том, что предки художника , армяне, носили фамилию Айвазян. Они эмигрировали в Польшу, где фамилия транскрибировалась в  Гайвазян, затем в Гайвазовский.
Исследуя эти обстоятельства, художник объединяет обе фамилии и с некоторых пор она звучит - Айвазовский.
Айвазовский считался завидным женихом, но, на удивление обществу, он женился на гувернантке Юлии Гревс.
От этого брака было в семье четыре дочери.
Художник принимает решение возвратиться в Феодосию, Жена покидает его, остается в Петербурге.Ей хотелось блистать в обществе, а не прозябать в глуши.
Художник много работает, пишет картины, посещает Италию, строит водопровод в Феодосии, ведь там не было воды...
Как-то при новой встрече, в доме Тальони, когда Иван Константинович рассказал Марии о разрыве с женой , она подарила ему свою балетную туфельку со словами:
-Смотрите, эта маленькая туфелька растоптала мое семейное счастье. Мы не можем служить двум богам. Только искусству.
Годы шли своим чередом. Айвазовский много помогал своим согражданам, порой не зная о них ничего.Деньги надолго не задерживались в его кошельке.
Он много работает, пишет вдохновенно, на одном дыхании создаютс шедевры - "Вид Одессы в лунную ночь","Бриг Меркурий", "Радуга," посвяшенная Пушкину картина "Черное море"...
Довольно часто посещает Италию.
Возвращаясь из очередной поездки, он встретил похоронную процессию.
- Кого хоронят?
-Купца Саркизова.
...Совсем недавно Айвазовский выдавал за него замуж одну красивую, но бедную девушку.
Снова он принимает участие в ее судьбе. Незаметно участие переросло в глубокое чувство любви. Вдова Саркизова становится его музой и преданно любящей женой.
Каждый год, приезжая на выставки в Москву, художник всегда остонавливался в одном и том же доме, дожидался апрельского дня, когда ему, от неизвестного адресата, приносила женщина букет ландышей.
1900 год, он вновь дождался этого привета и уехал домой, в Феодосию.
Женщина, принесшая цветы в этот раз, против обыкновения осталась выпить чаю.
Разговорились. Заплакав, она сказала: -
"Больше мы не увидим нашего голубчика", и рассказала, наконец, что цветы эти она приносит по завещанию Марии Тальони, которой уже ДВАДЦАТЬ лет нет  среди живых.
Художник приехал домой. Все радовались его возвращению.
Он вновь углубился в работу. На подрамнике начатая картина  "Взрыв турецкого корабля".
Иван Константинович, томимый какой-то тревогой и грустью вечером ушел на берег моря.
Вернулся поздно. Жена с тревогой прислушивалась к его шагам.
Наступила тишина. Глубокая ночь.
Вдруг раздался судорожный звонок. Домочадцы бросились в комнату Ивана Константиновича.Он сидел в кресле. На коленях раскрытая шкатулка, в левой руке - букетик увядших ландышей, правая безжизненно свесилась, выронив маленькую балетную туфельку.
Художник умер.19 апреля.
Он оставил нам более ТЫСЯЧИ полотен , неповторимых, как само время.
Прекрасное время Прекрасных Людей.
Я немного и очень коротко рассказала о своем любимом художнике. Думаю, что это было интересно и, может быть, вы захотите узнать о нем больше.


иллюстрация. И.Айвазовский. Чесменский бой.