Чаще всего человек пишет стихотворение, когда его волнуют переживания личного характера, обычно вызывающие страдания, страсти, или когда им движет эстетический эмоциональный подъем, или когда появляется желание афористично и гармонично выразить будоражащие его идеи, мысли, – тогда поэтическое творчество открывает экзистенциальный клапан и снижает внутреннее напряжение, принося удовлетворение. При этом почти всегда форма поэтического выражения не прозаична – ритмична, эмоционально-метафорична.
Основное назначение поэзии – приподнять человека над повседневностью, оторвать его от обыденной жизни. Отсюда достаточно свободный полет мысли и чувств или поток чувственного сознания, подхваченный гармонией слов, языка. Поэтому почти всегда содержание поэтических произведений расходится с научным материализмом и идет рука об руку с фантазией, воображанием, с религией и эзотерикой. И в этом нет ничего удивительного – наоборот: задача поэзии – перенести человека в мир приятного, обнадеживающего, красивого, возвышенного - если не вымысла, то домысла.
Настоящее произведение искусства – всегда не совсем то, что в жизни. Полет мысли и чувств поэзии спасителен своей прекрасной пленительной неправдой.Человек «обманываться рад». Поэзия обнажает идеал, который фактически никогда не реализуется (потому он и есть идеал), но к которому стремится и чего желает человек и человечество.
Поэтическая культура тем самым создает особый духовный гармоничный мир, в котором пребывает поэт и любитель поэзии. Человеку в таком мире очень комфортно – и это замечательно. Да здравствует чарующий флёр мира поэзии!
Религиозные и эзотерические представления в поэзии - сильные средства создания особого поэтического мира. Что же касается сущности собственно религии и эзотерики, то это особый и очень непростой разговор о сложных явлениях человеческой культуры и их корнях.
P.S. Приведенный текст вызван обсуждением миниатюры автора "Воскрешение" ("Может ли мёртвый стать живым?").
Выше дается фрагмент акварели автора "Сосны на просторе" (2004).