О сущности и назначении поэзии

Натан Солодухо
       Чаще всего человек пишет стихотворение, когда его волнуют переживания личного характера, обычно вызывающие страдания, страсти, или когда им движет эстетический эмоциональный подъем, или когда появляется желание афористично и гармонично выразить будоражащие его идеи, мысли, – тогда поэтическое творчество открывает экзистенциальный клапан и снижает внутреннее напряжение, принося удовлетворение. При этом почти всегда форма поэтического выражения не прозаична – ритмична, эмоционально-метафорична.

       Основное назначение поэзии – приподнять человека над повседневностью, оторвать его от обыденной жизни. Отсюда достаточно свободный полет мысли и чувств или поток чувственного сознания, подхваченный гармонией слов, языка. Поэтому почти всегда содержание поэтических произведений расходится с научным материализмом и идет рука об руку с фантазией, воображанием, с религией и эзотерикой. И в этом нет ничего удивительного – наоборот: задача поэзии – перенести человека в мир приятного, обнадеживающего, красивого, возвышенного - если не вымысла, то домысла.

       Настоящее произведение искусства – всегда не совсем то, что в жизни. Полет мысли и чувств поэзии спасителен своей прекрасной пленительной неправдой.Человек «обманываться рад». Поэзия обнажает идеал, который фактически никогда не реализуется (потому он и есть идеал), но к которому стремится и чего желает человек и человечество.

       Поэтическая культура тем самым создает особый духовный гармоничный мир, в котором пребывает поэт и любитель поэзии. Человеку в таком мире очень комфортно – и это замечательно. Да здравствует чарующий флёр мира поэзии!

       Религиозные и эзотерические представления в поэзии - сильные средства создания особого поэтического мира. Что же касается сущности собственно религии и эзотерики, то это особый и очень непростой разговор о сложных явлениях человеческой культуры и их корнях.

P.S. Приведенный текст вызван обсуждением миниатюры автора "Воскрешение" ("Может ли мёртвый стать живым?").

Выше дается фрагмент акварели автора "Сосны на просторе" (2004).