Административное деление России в прошлом

Игорь Суриков 2
Отрывок 4 из книги «Мои тверские предки»
(История Чуриловской волости Новоторжского уезда и Липенской волостки Вышневолоцкого уезда Тверского края в связи с изучением родословной моих предков крестьян Суриковых и церковнослужителей Сретенских)

Глава 2

История Новоторжского уезда, Чуриловской волости и нескольких ее деревень

2.1. Административное деление нашей страны в прошедшем тысячелетии

     Прежде чем перейти непосредственно к описанию территорий,  на которых жили мои предки, остановимся кратко и очень поверхностно на эволюции принципов  административно-территориального  деления  России.  В древнее время,  до установления татаро-монгольского ига, административное деление Руси по-видимому включало три звена:  земля (Новгородская, Псковская)  или княжество (удел),  уезд (маленький город с тянувшими к нему селениями) и волость (погост, стан, губа) - непосредственное объединение территориально близких друг к другу сельских поселений. Впрочем волость и уезд могли быть равнозначными  понятиями,  что  известно именно в  отношении  Новоторжского уезда. Определения названий волость, губа, погост, стан, уезд по археографическим материалам дано в Материалах  для словаря древнерусского языка Срезневского (т.1,  1893;  т.2, 1895; т.3, 1903). Одной из расшифровок названий волость, губа, погост, стан Срезневский считал административный округ.
     Погостом поначалу видимо называли сельское поселение, предназначенное для приема торговых людей,  гостей (погостье),  имевшее все для их отдыха, в первую очередь церковь. Только позднее так стали называть не только само главное поселение, но и всю территорию, тянувшую к нему своими проблемами. Станом, становищем называли поначалу место временного размещения передвигающейся группы людей,  в частности войска. Еще раньше это название в первобытнообщинное время могло  означать  место жизни племени.  В Лаврентьевской летописи (ПСРЛ, т.1, М., 1997, с. 60) говорится:  "946 год. ...иде Вольга (княгиня Ольга - И.С.) бе бо Вышегородъ  градъ Вользинь (Ольгин - И.С.) и иде Вольга по Деревестеи (Деревской) земли съ сыномъ своимъ и ее дружиною  уставляюще  уставы  и уроки  и суть становища ее и ловища и приде въ градъ свои Киевъ съ сыномъ своимъ Святославом и прибывши лето едино." Далее: "946 год. В лето 6454.  ... иде Вольга Новугороду и устави по Мсте повосты (погосты) и дани и ловища его суть по всеи земли знаменыя и места  и  повосты  и сани  ее  стоять въ Плескове и до сего дне и по Днепру перевесища и по Десне и есть село ее Ольжичи и доселе и изрядивши и возратися  к  сыну своему  Киеву и пребываше с нимъ в любви."
     В борьбе за создание единого Московского государства Иван Третий и Иван Четвертый  Грозный,  уничтожили высшее звено, подчинив непосредственно Москве уезды.  Тем самым была создана двухзвенная система административного  управления.  Это  было сделано для того,  чтобы никакая территория не могла стать достаточно сильной и соперничающей  с  Москвой. В результате в средние века основными единицами административного деления России стали уезды и волости.  К 1614 г. после окончания смутного времени в России оказалось всего 103 города с уездами (Градовский А.Д., 1868), управлявшихся воеводами,  сменявшимися обычно ежегодно.  Уезды появились еще в удельный период.  Уезд делился на волости и более древние административные единицы низшего звена, станы, погосты и губы. Погосты как административно-церковные единицы существовали в Новгородской земле, но были упразднены в 1775 г. (Веселовский, 1936). Губы как административная единица,  по данным Градовского (1868), существовали еще в глубокой древности. Так в Новгородской земле называли волости,  пограничные с соседними  княжествами  (Вершинский, 1939).  Губа  могла  быть  и частью погоста.  Так  в Записи о Ржевской дани (1479) говорится:  "А в том в Ошевском погосте три губы ...  ино на тых губах трети." Кстати, и в  наше  время  сохранилась тенденция иного названия для пограничных с соседними государствами территорий,  нежели области внутренней России. Это  края,  принцип выделения которых соответствует принципу выделения древних губ.
   Известно, что трехзвенное административное деление страны восстановил Петр Первый, почувствовавший себя достаочно сильным, чтобы не бояться соперничества отдельных крупных административных образований. В 1708 г. (ПСЗ, т.4, 1830, с.436) он учредил 8 крупных губерний, а фактически генерал-губернаторств, в их числе Ингерманландскую губернию (учрежденную самой первой, раньше других), куда вошли Тверские земли. Кстати, именно этому примеру последовал в свое время Путин, учредивший 7 крупных округов (генерал-губернаторств) и поставивший во главе большей части из них военных. Таким образом, административные преобразования нашего времени оказываются тесно связанными с решениями далеких прошлых веков. В 1710 г.  Тверские земли переведены в  состав Петербургской губернии.  В 1719 г.  Петр Первый разделил крупные генерал-губернаторства на провинции (44 провинции),  учредив тем самым четырехзвенную  систему административного управления страной (ПСЗ,  т.5, 1830,  с.701). В их числе была Тверская провинция Петербургской губернии,  в 1727 г.  вошедшая в состав Новгородской губернии.  Это деление было уничтожено Екатериной Великой, восстановившей трехзвенный принцип управления  страной и учредившей ее разделение на губернии вместо провинций, во многом сохранившееся до наших дней.  Можно упомянуть  также попытки восстановления  четырехзвенного деления России путем образования наместничеств при Николае Первом.
     Фактически четырехзвенную  систему  административного  управления восстановила советская власть,  учредившая национальные  республики  с областями.  Это впоследствии явилось одной из причин распада СССР. То, чего боялся Иван четвертый для Московского царства,  произошло  спустя 500 лет  в отношении СССР. При наличии сильного центра именно трехзвенная система административного разделения страны оказалась  исторически наиболее рациональной.  В этом смысле существование в составе Российской федерации республик также является опасным моментом нашей истории. Усиленные конфессиональными различиями национальные различия субъектов федерации могут привести страну к  взрыву, как это уже произошло в Чеченской республике.  Эта бомба однажды может стоить нам развала России и возвращения ее к фазе  существования  Московского царства. Требуется осторожное постепенное реформирование страны с возвращением к трехзвенной единообразной системе ее управления. Отметим также,  что  большевики переименовали губернии в области и края,  уезды в районы, и волости в сельсоветы, естественно перекроив и перекраивая не однажды распределение населенных пунктов по территориальным образованиям. Представляется целесообразным возвращение к исторически традиционным названиям губерния, уезд и волость в ходе неизбежной реформы административного управления страной.
     Но вернемся к низшему звену административного деления. К 18-му веку погост, стан и губа постепенно замещались волостями, как основной административной единицей низшего звена, объединяющей близкие не городские, сельские поселения. Например, в 1717 г. в составе крупного Ржева-Володимерова уезда существовало 36 волостей (Березовская, Берновская, Большая Осечня, Боронкинская, Бортная, Волговская, Водворецкая,  Вселуцкая,  Горышенская, Дубенская, Езжинская, Елицкая, Жилогостицкая,  Жуковская, Истерская, Кличанская, Котицкая, Куркинская, Лаптевская, Лещинская, Малая Пустая Осечня, Молодотуцкая, Оковецкая, Подборовская,  Порховская,  Репочевская, Ртищевская, Рясинская, Селиловская, Сижская, Скворцовская, Сонская, Старотуцкая, Строшевская, Теплостанская  и Чуриловская),  одна губа Строшевская и три стана (Кокошинский, Поддобринский, Ракитенский) (РГАДА, фонд 350, опись 1, дело 333). В 19-м  столетии  название «стан» было использовано для обозначения частей, на которые был разделен каждый уезд для  удобства полицейского управления. Тем самым стан являлся промежуточным звеном в одной из сфер управления страной, полицейской.
     Таким образом, эволюция административно-территориального деления России отражает изменение потребностей управления страной и возможностей центрального правительства в осуществлении этого управления. Эта эволюция демонстрирует наличие противоречия между опасностью административного дробления страны вплоть до ее распада и необходимостью выстраивания стройной вертикали власти. Наиболее рациональной для России оказалась трехзвенная система управления,  нивелирующая национальные и конфессиональные различия территорий, унифицирующая ее административное устройство. Такой подход предполагает существование не федеративного, а унитарного государства. Только унитарное государство сможет обеспечить реальное соблюдение конституционного права на свободу передвижения и расселения, право, которым в действительности обладают все народы России, кроме русского. Только унитарное государство может обеспечить действительное единство России, создание единого российского народа. В противоположном случае, в случае сохранения национальных регионов нам грозит постоянное балансирование на грани межэтнических столкновений, на грани войны и террора.