Мухтар Шаханов Кумыс и старость Король Малазии и е

Айна Айтжанова
Дополнительно к ниже приведенному  стихотворению о Короле Малайзии Туанку Сайед Сираджудуддин ибни Аль-Маркум  Туанку Сайед Путра Джамглайл XII –му ,  в период, когда  с великими поэтами  в XX века Расулом Гамзатовым, Давидом Культегином мы были друзьями как братья, трое  были депутатами Верховного Совета СССР, я им поведал, что на казахском есть три силы, которые начинаются на букву «К,», которые усиливают влечение и страсть, это «к,ымыз» - кумыс, «к,азы» - конская колбаса, «к,ыз» - девушка, и тех, кто сторонился их не признавали джигитом. Однажды, когда я возвратился из Алматы в своем номере гостиницы «Москва»  обнаружил пустым холодильник, в котором лежали связки казы, а бутылки, в которых я привез кумыс, валялись пустыми на полу. Через некоторое время в комнату вошли Расул и Давид: «Мы заставили дежурную открыть твой номер и решили испытать силу кумыса и ;азы после твоего рассказа. Кажется теперь и мы сможем породить на свет Алпысбаев и Жетписбаев.»,  -  смеясь сказали они.
 
Хоть я и живу в городе, кумыс потребляю иногда, но беспредельно верю в силу, что кумыс способствует появлению на свет Жетписбаев, Сексенбаев и даже То;санбаев. В прошлом году в Южно-Казахстанской области, женщина, которая постоянно потребляет в пищу кумыс в свои 57 лет  произвела на свет здорового малыша, я порадовался за нее и испил из ее рук кумыса. Потому, что, я еще не слышал и не видел, чтобы женщина могла  произвести на свет ребенка в таком возрасте...
 
 
Нас приветствовал радушно Малазии сам король,
По движениям заметно, что он деятель большой.
Рядом с ним жена красива, блеск лучистых ее глаз,
Что на много лет моложе короля ей  скрыть не даст.
 
 
Наш посол из Казахстана им двоим налил  кумыс,
Только блюдом национальным здесь себя ты отличишь.
И с присущей сану может горделивым жестом франт,
Пригубив напиток древний, отодвинул словно шнапс.
 
 
Можно ль нам тянуть молчанье в ситуации такой?
Посмотрев на них немного я рассказ начал тут свой:
Господин король, в народе у казахов  много есть
 Сексенбайы, Токсанбайы, старикам иметь их честь.
 
 
Потому, что подтверждают, не иссякли силы в нем,
Продолжают род свой в детях, потому, что молод он.
Если семьдесят мужчине, сын родился у него,
Жетписбаем нарекали, в честь годов отца его.
 
 
Сексенбайы, Токсанбайы –означает в столько лет
Сына Бог послал мужчине, продлевая его след.
А у вашего народа есть ли тоже  например,
Лет за восемьдесят сына породить бы кто сумел?
 
 
На вопрос мой обе стали головою лишь качать.
-       А кумыс вот говорит вам, надо только пить начать!
Шестьдесят болезней лечит, в тело силы возращал,
У ленивых стариков он силу мужнюю хлестал!..
 
 
С интересом и улыбкой в мою сторону смотря,
Ну-ка, пей! Велела мужу королевская жена.
И спустя немного двое, словно срезав путы с ног,
Кесе полные кумыса отправляли разом в рот.
 
 
Жизнь пусть гонка, радость длинна, а печаль пусть коротка.
Как то раз Чингис (Айтматов) послушав про кумыс и короля:
-       Ты, все знающий о свойстве сил кумыса мужу дать,
Жетписбая, Сексенбая мощью в старости рожать,
Не сказал, когда чуть младше лет женге (жена старшего брата) твоя была?
А теперь продолжить дело оставляю тебя я.
Счастье наше быть мужчиной не стареющим в летах,-
Так сказав ага (старший брат) смеялся от души до слез в глазах.
 
 
Сохранил дух молодой кто, тот в борьбе героем жил,
Много лет назад Айтматов, когда в семьдесят вступил:
-       Вот лицом к лицу и старость, - я сказал ему шутя,
Не здоровался со мною он в обиде аж три дня.
 
Быть мужчиной – это значит старость лет не признавать,
А упрямо счастье будет взглядом молодость искать.
Интересами народа честный, смелый может жить.
Стать Айтматову братишкой – испытанье может быть.
Не слабеет дух, азарт мой, хоть и множатся года,
Но от страха холодею, вдруг кто скажет, «стар», что я.