Инна на шее

Марк Гойхман
               
      
В  блистательный  век,  затмевающий  Лету,
За  доблесть  –   
                судьбы  окрыляющий  жест –
Великой  наградой  –  пурпурная  лента
И  «Анна  на шее»  –  со  звёздами  крест.
__________________________________________

… Домой  возвращаюсь.
                И  день  в  завершенье.
И  вечер  тягучей  усталостью  плещет…
Вбегает   дочурка  – 
                вулкан,  изверженье!
Не  медля,  вулкан  залезает  на  плечи.

В  улыбке  её  – горделивые  нотки.
Ручонки  – 
           доверчиво  и  горячо.
Девчачьи  оранжевые  колготки –
Как  ленточка  ордена  через  плечо.

Я  чувствую:  тапочки  в  мелком  горошке –
Награда,  вопрос  и  настойчивый  тест.
Скрещённо  болтаются  чудные  ножки –
Мой  сладостный,  вечный,
                мой  жизненный  крест.

За  мною  хитрющая  рожица – нимбом,
На  свете    не  сыщешь  святее  чертёнка.
Нам  с  ней  хорошо  разобраться  самим  бы,
Кто  это – 
          такая  родная  девчонка?

Что,  тяжесть? 
               Бывает  сгибающей  шею,
А  может,  защита  –  от  ложных  решений,
От  всех  прегрешений,  рисковых  движений?

И  крест,  и  звезда  –  это 
                Инна  на  шее!
               
                3 ноября 2008 г.
                Москва. Исторический музей.
                Стенд ордена Святой Анны

     Немного об этом стихе. Сначала я просто поймал себя на  созвучии - известный  орден 18 века "Святой Анны"  - Анна на шее (см. например, одноимённый рассказ Чехова) и Инна на шее - её любимое положение в наших играх. То есть для меня она на плечах - как орден,награда.
     Но дальше — больше. И придуманный образ для меня продолжается - не только награда, а ещё и наоборот, тяжесть - обычное значение выражений "сидеть на шее", "гнуть шею". Этого противоречия уже было достаточно для замысла стиха.
    И тут я повёл сына в Исторический  музей  и  открыл для себя сам  орден Святой Анны, ведь до сих пор  только слышал о нём и никогда не видел. Это было похоже на озарение, шок. Ведь орден - звезда (символ всего радостного, блестящего) и крест, который часто используется как знак тяжести  жизни — например, в выражении "нести свой крест".  И это  визуальное, видимое продолжение  противоречивого образа "Инна на шее" - и награда, и тяжесть. Так совпало! Было просто смысловое, словесное соотношение, а оказывается, там и зрительное сочетание, продолжение моего восприятия дочки на себе.   И кроме  того, лента через плечо - яркая, почти оранжевая, любимый цвет дочки.
    Дальше - уже конкретизация, домысливание визуальных значений - символов образа. Её  оранжевые колготки - эта лента, которую носили через плечо - по статуту ордена (поэтому Анна и "на шее"). Висящие на мне её скрещённые ножки - вот он, крест. Её лицо за головой у меня  - нимб - трепетный символ её безмятежности, отдалённости пока от жизненной реальности, которые передаются, доверяются мне (поэтому "доверчиво" применительно к ручонкам, кроме того я и физически чувствую эту доверчивость, когда она держится за мою голову, чтобы не упасть с плеч).            Что же касается вулкана и девчачьих колготок - здесь внутреннее моё ощущение трогательности, умиления именно в этих выражениях.
  Дочь препятствует, защищает от неверных решений, от риска необдуманных действий. Поскольку само существование её и сына создают ответственность, заставляют не рисковать в чём-то.
  Так что здесь опять толкование обычных жизненных вещей - одежда, улыбка, тапочки - абстрактно, в сравнении с символическими значениями  придуманного образа - Инна на шее.
  Конкретные простые вещи, становясь символами, выносят вопрос. Таков он - описываемый во  второй половине стиха вопрос, тест (вот откуда - тест), который задаёт мне она своим существованием, и задаю себе сам: всё это - что больше - радость, награда, орден  или - ответственность, беспокойство, тяжесть, ограничения в жизни? Ответ для себя - в конце, в последней строке стиха - и то, и другое в равной мере, единство противоположностей, и звезда, и крест, одно не существует без другого.
   И кстати, было неожиданное немедленное подтверждение правоты стиха - радость и тяжесть. В три часа ночи его закончил - на подъёме, считая внутренне  конечно, что всё же радости больше. А в четыре часа меня разбудила жена Таня с объектом стиха на руках — у неё круп, девочка задыхается, вызывай к объекту скорую помощь! Вот тебе и тяжесть. Так  что действительно - звезда и крест.