Рижские хроники 2 - одним файлом

Дюринг Евгений
хорошее дело – шахматная новелла – старый ключ, новый замок – невидимый звездопад – музыка у воды – акробаты над Даугавой – рождество со скидкой – руины воспоминаний – черный пони – gaudeamus – пасхальное дефиле – все меньше экзотики – обещание встречи – девять кроватей для Татьяны – далеко от Бельгии – призрак оперы – дорога в пустыне – девушки в цвету – обслуживание с улыбкой – случай на переходе – на Ратушной площади – чайки в городе

=====================================

ХОРОШЕЕ ДЕЛО

с одной стороны парка
у железной ограды сидит
закинув ногу на ногу
в окружении реторт и колб
нобелевский лауреат
химик и создатель
философии «энергетизма»
Вильгельм Фридрих
Оствальд

с другой стороны парка
прислонившись к железной ограде
стоит рижский художник
Карлис Падегс
в шляпе

если ты в жизни сделал
что-то хорошее настоящее
у тебя есть шанс
остаться таким вот
сидящим или стоящим
на долгие годы

колбы у тебя будут
небьющиеся
и шляпу твою не снесет
никакой ветер

и если даже мэрия
вздумает поменять парковую ограду
ты перенесешь это без ущерба
тебя может быть и уберут ненадолго
а потом поставят на то же место


ШАХМАТНАЯ НОВЕЛЛА

он играет в городском парке
и дает фору
одну минуту на пять
удивительная способность
считать варианты
самообладание и решительность
достойные героев Ладлэма
или Хаммета
иногда он останавливает
часы чтобы ответить
на звонок
и подробно рассказывает
клиенту о марках велосипедов


СТАРЫЙ КЛЮЧ, НОВЫЙ ЗАМОК

на Ратушной площади
по распоряжению мэра
поставлен большой сундук
и каждый может бросить
в него ключ который ему
не нужен

из собранного металла
в конце августа отольют
символический ключ
от города

я съезжу на площадь
и оставлю там ключ
от твоего сердца

когда-то ты мне его подарила
но с тех пор прошло много
времени и мой ключ
уже не подходит

ты поменяла замок


НЕВИДИМЫЙ ЗВЕЗДОПАД

говорят метеорный поток
Персеиды сегодня
достигнет максимума
но в такую погоду
это не имеет значения
я все равно его не
увижу как и другие
обитатели этой
прибалтийской равнины
фейерверки вселенной
праздники света
происходят в каких-то
других широтах зато
рижане могут гордиться
архитектурой в стиле
модерн латвийским
бальзамом
копченым угрем
и шпротами


МУЗЫКА У ВОДЫ

августовским погожим днем
возле памятника Свободы
на берегу городского канала
журчит вода искусственного
каскада и утки плавают
в спокойной воде иногда
выбираясь на камни отдыхая
отряхиваясь

на ограждении маленького
горбатого мостика висит
множество замков и замочков

турист сосредоточенно
фотографирует канал уток
парковые скульптуры

кто-то невидимый играет
Генделя на продольной
а может быть поперечной
флейте

посередине канала
взметает струи фонтан

в небе застыл самолет

парочки катаются
на водных велосипедах

–––––––––––––––––
     «Музыка на воде» – сочинение Г. Ф. Генделя.


АКРОБАТЫ НАД ДАУГАВОЙ

послезавтра над Даугавой
между Островным и
Южным мостом пройдут
соревнования по воздушной
акробатике пилоты-
спортсмены из различных
стран покажут собравшимся
на острове Закюсала и
набережных что можно
сделать при большом
опыте хорошей реакции
и хладнокровии на
маленьких одномоторных
самолетиках


РОЖДЕСТВО СО СКИДКОЙ

Stockmann прислал мне как постоянному клиенту
рождественский каталог со скидочными
купонами

на первой странице обложки пестрый коллаж
из разных предметов сложенных в виде елки

кастрюля сумка женская туфля пара теплых носков
стеклянная кружка свеча парфюмерный флакон
записная книжка брелок стул игрушки
павлинье перо

настольная лампа рубашка подушки

на последней странице обложки дама
в легком платье без рукавов
вся увешенная бисерными нитями
золотистого цвета
с тонкими золотистыми волосами
окруженная золотистым сиянием фона
смотрит прямо в глаза

вызывающе

рядом высокий флакон налитый золотом
и надпись J’adore Dior

предвкушая утонченное развлечение
я листаю каталог и быстро разочаровываюсь

похожие вещи как мне кажется можно купить
на Центральном рынке раз в пять дешевле

все эти брюки джемперы шарфы рубашки
туфли халаты покрывала подушки

по крайней мере на вид они те же самые
и различаются скорее всего только на ощупь

я числюсь постоянным клиентом Stockmann
но в магазине за все эти годы был раза три
не больше

давно уже меня одевают китайцы поляки турки

и так как я ни с кем не общаюсь тесно
ни с кем не обнимаюсь
то куртка рубашка и джемпер
купленные на рынке
могут вполне сойти за штокмановские товары

вот только леди в золотом бисере
источающую аромат Dior
на рынке конечно не встретишь

но можно
аккуратно отрезать страницу обложки
и повесить ее на стену


РУИНЫ ВОСПОМИНАНИЙ

летом я побывал в рундальском замке
построенном Бартоломео Растрелли
для кого-то из российских придворных
а может быть и для самой императрицы
Екатерины то ли 2-й то ли 1-й
исторические подробности вылетели
у меня из головы остались лишь
воспоминания о замковой площади
пустых залах бильярдном столе
сортире в виде китайского домика
и небольшом регулярном парке


ЧЕРНЫЙ ПОНИ

в «Белой розе» пью кофе
с доцентом кафедры философии
она показывает мне только что
напечатанный сборник по
истории античной философии
птицы чирикают за окном весна
я предлагаю ей покататься
в коляске которую возит
по Старому городу маленький
черный пони


GAUDEAMUS

в ауле универа стены
раскрашены золотом
то есть бронзой

тихо

чувствуешь себя
на лекции
по древней истории

или на погосте
где почили ученые
бонзы


ПАСХАЛЬНОЕ ДЕФИЛЕ

весь день я бродил по знакомым улицам
смотрел на знакомые дома и витрины
выпил кофе в знакомом кафе
ничего нового кроме двух впечатлений
солдаты у памятника Свободы
взяли ружья на плечо
и церемониальным шагом
прошли сначала налево потом направо
может быть они разминали ноги
шаг их был таким медленным
что я не дождался окончания церемонии
за которой следил третий солдат
в камуфляжной форме
несколько туристов снимали
происходящее на мобильники
а до этого я видел
покрытый золотом купол колокольни
Христорождественского собора
(остальные купола
до сих пор не позолочены)
и это был первый золотой церковный купол
который я вообще видел
купол весело сиял
на холодном апрельском
солнце
и как мне показалось
пел «аллилуйя»


ВСЕ МЕНЬШЕ ЭКЗОТИКИ

в прошлом году на Euronews крутили
рекламный ролик Turkish Airlines
я смотрел его по нескольку раз в день
но содержание помню плохо
там были кажется футболисты
перебрасывающие мяч в салоне самолета
(наверняка снялась какая-то топовая команда
и мяч летящий в голову солидному
пассажиру бизнес-класса
отбивал знаменитый вратарь
которого я не узнал
потому что футболом не увлекаюсь)
зато я хорошо запомнил
соло сопрано «We are Turkish Airlines!
We are globally yours!»
ангельский голосок
все это казалось мне милой экзотикой
потому что Turkish Airlines
никак не проявляли себя до сих пор в Риге
и вот вчера гуляя по городу
я увидел новый офис
турецкого авиаперевозчика
в самом центре рядом с Оперой
а спустя несколько секунд мимо меня
проехал трамвай разрисованный рекламой
Turkish Airlines
я испытал ментальный шок
как будто мне встретился Джонни Депп
или Бенедикт Камбербэч
и спросил где здесь можно
покурить кальян и поиграть на рулетке
теперь я точно знаю что мир
это глобальная деревня
как говорил Маршалл Маклюэн
и если мне действительно
попадется на улице Джонни Депп
или Роберт Дауни-младший
я не удивлюсь



ОБЕЩАНИЕ ВСТРЕЧИ

апрельское солнце вламывается в окно
не помогают плотные шторы
медового цвета
вместо того чтобы писать стихи
хочется сделать то что давно
собирался
провести полдня в Старом городе
бродя по улочкам
заходя в кафе и бары
постепенно пьянея и чувствуя
как в юности
что тебя ждет чудесная встреча
с кем-то
где-то
то ли веселая то ли грустная


ДЕВЯТЬ КРОВАТЕЙ ДЛЯ ТАТЬЯНЫ

большая постель на которой Татьяна
провела все первое действие
в последнем разбита на девять поменьше
эти квадраты напоминают
ресторанные столики
под белыми скатертями

простор для интерпретаций

Татьяна пропев что полагается по либретто
с бокалом вина устало опускается
на пол возле одной из кроватей
и Онегин вбегая на сцену
поначалу ее не видит
он бродит между кроватями
простыни скомканы
наконец замечает Татьяну
и бросается к ней
но запутывается ногой
в постельном белье
и падает на колени перед Татьяной
угодив рукой на бокал

мне кажется
я вижу осколки

как и полагается по либретто
Татьяна поет «встаньте же» и начинает
перевязывать Онегину руку
белым платком
похожим на ресторанную салфетку
и до конца оперы
Онегин ходит с перевязанной ладонью
а когда повязка распускается
он снова ее завязывает
пока Татьяна что-то ему объясняет
как и полагается по либретто

и меня занимает не пение и не музыка
и не символическое значение
девяти кроватей со сбитыми простынями
а вопрос о том действительно ли
поранил руку певец или это выдумка
изобретательного режиссера

опера заканчивается и певцы по очереди
выходят на сцену раскланиваться

я жду появления баритона
исполнявшего роль Онегина
чтобы решить вопрос о реальности
полученного им пореза

баритон выходит без повязки
но ведь это ничего не доказывает
соображаю я
может быть за кулисами
всегда наготове
аптечка и певцу залепили рану

я жалею
что не взял в гардеробе бинокля
может быть мне удалось бы
рассмотреть правую ладонь певца
когда он широким жестом
вскидывает руки перед поклоном

ничего не поделаешь

придется возвращаться домой
в неопределенности
относительно
реальности несчастного случая
символического значения
девяти кроватей
и художественных достоинств
режиссерской концепции в целом


ДАЛЕКО ОТ БЕЛЬГИИ

женщина в рабочей одежде моет
стекло с надписью «Бельгийское
кафе» насадка швабры слетает и
падает женщина ее подбирает
насаживает на ручку и домывает
окно потом снимает насадку
протирает палку тряпкой и
бросает тряпку в ведро работа
закончена


ПРИЗРАК ОПЕРЫ

между экранами прозрачным и белым
что-то вроде строительных лесов
на них стоят люди в японской одежде
по виду горожане и самураи
но без оружия
цвет одежды меняется
в зависимости от освещения
иногда актеры стоят неподвижно
как восковые фигуры
иногда медленно движутся
на прозрачный экран проецируются
темные и светлые полосы
создавая пейзажи войны
вспышки огня и темные тучи
взметенной земли
на заднем экране появляются
большие рисунки в манере комиксов
призраки
механоидные солдаты
танки
но все это очень медленно
как бы медитативно
под пение на японском
полтора часа
хорового пения на японском
медленные наплывы изображения
медленные движения актеров
может быть они и поют
если верить что микрофон
у каждого действующий
хотя музыка подается в записи
это действие в формате аудио/видео
называется «Природа войны»
слова из японского театра Но
визуальное оформление
датского художника
музыка и актеры латвийские
международный проект
собравший в очередной раз полный зал
ни кашля ни скрипа
полтора часа почтительного внимания
пению на японском
но меня
постановка почему-то
не увлекает
я зеваю и смотрю на далекую дверь
будь она ближе
эй самураи
где ваши мечи
я жалею
что ради
полуторачасовой
оперы
на японском
пропустил матч
Цонги и Джоковича
на Ролан Гарросе
этот будет настоящая битва
может быть
я застану конец
а нет
придется смотреть
в сокращенном повторе
ах зачем я поддался уговорам
приятеля
ценителя пения
я же знаю
искусство давным-давно умерло
произошло это
в 60-х годах прошлого века
в то десятилетие были созданы
последние
музыкальные произведения
написаны последние
стихи романы
пьесы
нарисованы последние картины
а потом культура умерла
и не агонию
мы видим на подмостках
и не последний вздох
летит со сцены
гниющие снега и маски
в цирке Пскова
хотя тогда все было интереснее
и гнило заживо
а это просто макияж на трупе
остались лишь названия
живопись
театр
литература
и что-то цифровое
с добавлением «-арт»
и если речь зашла о смерти и войне
о призраках убитых
и шпионке
чудесным образом
себя преобразившей в Супервумен
то интереснее пожалуй
еще раз посмотреть «Звонок»
«Героя»
«Семь самураев»
или поиграть в «Блицкриг»
и «Сайлент-Хилл»

–––––––––––––––––––––––––––––
     1. «Природа войны» («War Sum Up») – манга-опера датской «творческой лаборатории» Hotel Pro Forma (реж. Кирстен Дельхолм).
     2. «Отель Про Форма работает на пока еще неосвоенной, малоизвестной территории, на границе искусства и не-искусства, театра и его отрицания. Это сочетание одновременно физического и метафизического, мыслительного и интуитивного, конкретного и абстрактного. Именно поэтому в спектаклях постоянно перемежаются различные формы: опера и театр, концерт и изобразительное искусство». – Афиша Будапештского весеннего фестиваля:      3. Сайт «лаборатории»: http://www.hotelproforma.dk/side.asp?side=4&id=43&ver=uk
     4. «Маски и снега гниющие цирк Псков» – Тристан Тцара. «Первое небесное путешествие мсье Антипирина».


ДОРОГА В ПУСТЫНЕ

не знаю как называется эта передача
я начал смотреть ее
приблизительно с середины
это был документальный репортаж
Марка Бомона
о путешествии на велосипеде
по разным странам
в этой серии он рассказывал
о поездке по Чили
точнее о поездке
через пустыню Атакама
рассказ сопровождался видеорядом

пустыня Атакама самое сухое место
на планете там ничего не растет
и никто не живет
там нет ни ящериц ни кактусов
Атакама протянулась на 5 градусов широты
средняя длина одного такого градуса
111 километров
но длина пустыни как я понимаю
гораздо больше чем 555 км
потому что крупнейшее месторождение
натриевой селитры в этой пустыне
тянется на 640 км

так вот
Марк Бомон пересекал пустыню
по асфальтированной дороге

представьте
асфальтовое шоссе
длиной в сотни и сотни километров
проложенное в Великой Безводной Пустыне
где ничего и никого
только дорожные знаки
и Марк Бомон на своем велосипеде

никаких выбоин никаких заплат

и я подумал как же далеко ушел Запад
по пути развития инфраструктуры
если они и в пустынях
поддерживают дороги в таком состоянии

а ведь Чили это не Соединенные Штаты

и меня не утешало
что у Латвии одинаковый с Чили
индекс развития человеческого потенциала

что толку в этом потенциале
если заехать в квартал на «хонде»
труднее чем пересечь на велике Атакаму


ДЕВУШКИ В ЦВЕТУ

девушки в цвету
стоят на троллейбусной остановке
их около дюжины
они только что вышли
из корпуса Медицинской академии
не все знакомы друг с другом
кто-то одет лучше
кто-то хуже
симпатичные и не очень
будущие терапевты
отоларингологи
неврологи
специалисты
по сердечно-сосудистым
заболеваниям
для каждой пора весны
хотя поздний октябрь
и с каждым днем
холодает


ОБСЛУЖИВАНИЕ С УЛЫБКОЙ

оглядев все полки и корешки
и ничего не купив раздосадованный
я зашел в пиццерию рядом с книжным
оба заведения расположены
в здании железнодорожного вокзала
в торговом комплексе «Ориго»
заняв столик на четверых у окна
я выпил кофе и коньяку
раздумывая над дефицитом
хорошей литературы
а когда уходил
девушка-бармен мне улыбнулась
широкой улыбкой
и сказала по-итальянски
«аривидерчи!»
то ли от этой служебной
улыбки то ли от кофе и коньяка
но досада моя исчезла
и выйдя на привокзальную площадь
я посмотрел на мир вокруг
благожелательнее и доверчивее


СЛУЧАЙ НА ПЕРЕХОДЕ

возле перехода на улице Чака
остановился байкер
сжимая рога блестящего черного зверя
широколицый с черной бородой
в черном шлеме
мы обменялись взглядами
и произошло что-то странное
невероятное
я вдруг увидел себя со стороны
высокого
близорукого
сутулого
с портфелем полным бумаг
спешащего в офис
«что за жизнь» подумал я
в этот миг светофор переменил цвет
я отпустил рычаг
крутанул рукоятку
и рванул с места


НА РАТУШНОЙ ПЛОЩАДИ

Ратушная площадь
с этой нелепой застройкой
восстановленный Дом Черноголовых
восстановленная Ратуша
Музей оккупации
Дом Камарина
и старое здание РТУ
здесь стало как будто еще теснее
с того лета
когда я пил пиво за столиком
у Дома Черноголовых
в этом году
сюда перенесены
президентские апартаменты
в связи с ремонтом
Президентского замка
нет больше кафе
нет столиков
с Даугавы дует холодный ветер
и близится календарное
Рождество


ЧАЙКИ В ГОРОДЕ

большие морские чайки (биологический вид чаек)
крупные словно гуси с короткими шеями
и длинными желтыми клювами
давно уже поселились в этом квартале
питаются тем что им бросают жильцы глотают
хлеб сыр колбасу летают низко и высоко
отдыхают на крышах домов
иногда устраиваются на крышах автомобилей
кричат не боятся котов гоняют голубей и ворон
к ним уже все привыкли но если подумать
выглядят они фантастически нереально
будто субмарина на центральной площади
космический шаттл на улице
или локомотив в лесу на поляне

_________________________
     «Мне жаль, что я не сумел подготовить в качестве иллюстрации к этому тексту фотографию локомотива, мчавшегося когда-то на большой скорости, а потом забытого на долгие годы в девственном лесу галлюцинаций». – А. Бретон. «Безумная любовь».