Зубная комедия

Игорь Петров 5
резвой безмерно.
И почему-то в уме возникают слова Мандельштама,
Как  молодая Юдифь неучтива  была с Олоферном **…                               


 *Селесао (с португ. «Избранная) - так  называют футбольную сборную Бразилии ее болельщики.
**Аллюзия на стихотворение  Мандельштама «Футбол».


                Зубная комедия.
               
                Геликона посетитель,
                Форм классических ценитель,
                Пред тобой не победитель
                В игрословье, и венок
                Триумфатора висок


                До мозоли не протер мне.
                И известностью не  вскормлен,
                Я болею в острой форме
                Зудом рта себе в обман,
                Как заправский графоман.

                Но хоть в фальши этой дикой
                Нет ни смысла, ни музыки,
                Пусть смешная та улика
                Развлечет ваш страшный суд,
                Может быть, на пять минут.
               
               
                Так правдива эта повесть,
                Что боится даже совесть,
                Как щекотки пяток, то есть
                Если даже не чиста,
                Жить,  как с чистого листа


                Написать ее желая,
                Я способен, принимая
                Во вниманье, что такая
                Участь годна не для всех,
                Но тому, кто любит смех,


                Мутной зауми ухабы
                Не страшны. И до масштаба
                Рта их сузив смысл не слабо,
                Я позволил языку
                Грубым лыком шить строку.


                Вот с чего хотел начать я,
                (Опуская срок зачатья).
                В самом деле - вот несчастье!-
                В век больной с оскалом злым
                Въехать лекарем зубным!
               


                « Чтой-то рот у дяди скривлен?»
                « Енто сшиб он правый бивень…»
                Но какой – то голос ныне
                Все зовет меня…Куда?
                Я не знаю, господа!
   

                Не зовет он за жарптицей
                Или сунуть палец в спицы,
                Чтоб Сансара 1пустолиций
                Самовыразился в вас
                Театральностью гримас.
               
                ---------------------------            
               
                Если думаешь, читатель,
                Что твой автор вымогатель
                Славы, почестей, - приятель!
                Знай: за мой пещерный труд
                И гроша ведь не дадут.   
               
      
                Стану ль, братцы, торговаться,
                Чтобы высосать из пальца
                Риторические жальца
                Слов гнилых, как кариес,
                Раздувая до небес               
               

                Смертной скуки добродетель
                В гигиене и диете
                Или в брекетном2 корсете,
                Потому что, скажем мы,
                Полость рта есть слепок тьмы.
               
    
                В ней особые условья:
                За кулисой суесловья,
                Провоцируя здоровье,
                В ноздри бьет зловонный смрад
                С перегаром ; дальше, в ряд,


                За губастою трибуной
                Те, что нравятся Фортуне
                И повсюду слюни, слюни,
                И средь слизистых пустот
                Неизвестный монстр живет.


                Но об этом позже. Ждите…
                А пока в своем корыте
                Вы открытий поищите.
                Человек есть то, что…не-е-ет!
                Молешотт3  не крал билет
               


                В рай из вашего кармана.
                Будьте зорче, будетляне! 
                Ведь на финишной поляне
                Где вечнует плод  весны,
                зубы новые нужны.
               
                Но при всех своих отличьях,
                Забывая о приличьях,
                Пусть то кажется вам дичью,
                Я скажу, что , на мой взгляд,
                Там различья – артефакт.
               
               


                Вот и я, впрягая цугом
                своего зубного друга,
                Все пашу алмазным плугом,
                В борозд вспаханных ряды
                Сея злаки для еды.


                Как один ахеец4 шалый,
                Был он, впрочем, смелый малый.
                Что он знал, герой бывалый,
                О природе почвы той,
                Где воюет врач зубной…
               
               
                Знал ли он, что поле это
                Аллегория запрета,
                Что его дитя -  вендетта?
                То-то страшно здесь пахать,
                Что рискуешь в пропасть пасть,
   

                Да глубокую такую,
                Что и выход не найду я.
                Впрочем, я уже рискую,
                Тщетно пользуя глоссит,5
                Что фальцетом голосит.


                Но скользят куда-то лыжи
                Параллелей,  и  не вижу
                Сам я дальше носа; ближе
                Никого , к несчастью, нет,
                Кто б пролил на это свет.


                И туманную погоду
                Напустивши для отвода
                Зорко бдящих глаз народа,
                С входа черного теперь
                Для немногих эту дверь
               
                В кабинет я приоткрою.
                О, поверьте, я не ною!
                Даже праведному Ною
                Приходилось, и не раз,
                Уповать на птичий  глаз.
               

                Вижу ног и рук дрожанье,
                Слышу хриплое дыханье.
                Бедным агнцем на заклание
                Выдает себя клиент
                В драматический момент.
               

                Кто пред ним в хламиде длинной,
                Маской скрыт, жестоковыйный?-
                Тот, чей дух смятен рутиной,
                Острых болей узкий спец,
                Он же жертва, он  же жрец.
   


                Почитает всякий счастьем
                Подойти к его причастью,
                Где столпились в одночасье
                Те, кто хочет испытать
                Незубную благодать.
               

                Все застыли наготове…
                Впрочем, это вам не внове.
                На ступеньках пятна крови
                В дверь уходят напрямик.
                И оттуда вдруг старик,
               
               
                На ногах чуть покосившись,
                Бледной немочью покрывшись,
                Языка лозой извившись,
                Вспять выкрикивает в зал:
                «Здесь пользует коновал!»
       

                Эта сцена не для нервных,
                Хоть и столь обыкновенна.
                Но скажу вам откровенно ,
                Что веду себя порой
                Как эпический герой.
               
                Да, мой друг! Их нравы грубы.
                Но не плющу в крендель губы
                И обрушиваю зубы
                Вместе с чашей алтаря
                На макушку бунтаря!


                Он метнулся выше леса,
                Как примат в пылу прогресса,
                Как гомункул6 Парацельса,7
                И за мной! Да злой зело,
                С челюстями наголо   
               
               
                Мчусь я вправо, мчусь я влево…
                Вижу вдруг праматерь Еву ;               
                Вдоль ствола зубного нерва
                Вьется змей; я слышу стон…
                Это был, приятель, сон!


                Наяву. И вся в смущенье
                Молвит дева в продолженье:
                «Это гнилостное тленье
                Было мне терпеть доколь?!
                О, целительная боль!

 
                Мне на миг так сладко стало,
                Будто Рай я вдруг спознала.
                Слаще меда змея жало…
                Помнишь этот час утех.
                Наш с тобою общий грех?


                Эти вкрадчивые слоги:
                «Нынче будете, как боги!..»
                Постою-ка на пороге…
                Неожиданный исход!
                Ведь сорвать запретный плод


                С древа знанья- вот что ново!
                Но моя  невинность снова 
                Пострадала , как основа,
                Как залог блаженных дней
                Болью памяти моей!

                О, блаженная истома!
                О, плерома 8после стома-
                Тологического лома!
                Ах, оставь! Я так слаба
                От седалища до лба…

               
                Пациентка грустно смолкла
                И поникла вялой смоквой.
                Но расцвел краснее свеклы
                И бледнее холодца
                Вид стыдливого лица.


                Я молчал оторопело…
                Зуб- душевный плод? А тело?
                Впрочем,  Мне какое дело…
                Дама, речь к любви клоня,
                С кем- то путает меня.
               
               
               
                Ах , Любовь! Тинктура9 сердца!
                Зуб пророс древесным тельцем
                В океан твоих сентенций ,
                Где мерцая , как коралл ,
                Философским камнем стал.
               

                Там , средь редкостных растений
                Он есть средство превращений.
                Так ,  в пылу познанья гений
                На зуб пробует предмет,
                Вопрошая: «Там иль нет,


                В атомарной тьме кромешной ,
                Бродит Истина , безгрешна.
                Быть ли ей одной , сердешной
                В вещества глухом лесу
                Или я ее спасу!?»….

               
                И любой , пусть даже циник,
                Всяк , грызя орех иль финик
                Бытия , в душе алхимик .
                Ибо чем зубастей рот ,
                Тем  вместительней живот!
 

                Так и вам , и вашей даме
                Зуб – краеугольный камень
                В зданьи рта , как в той рекламе .
                Претворит он явь в мечту ,
                Безобразье - в красоту.

               
















                ,
               
               
               


                Сродство к золоту имеет.
                От него  волшебством веет.
                На прикус он тем прочнее ,
                Что ему в тот самый миг
                Ассистирует язык.


                Плод души, он в то же время
                Ядовит; он есть то семя,
                Что войны рождает племя,
                И,  уже в конце стиха,
                Он – пособие греха.
               
               
                ------------------
               
                Но оставим эти речи…
                Надвигаясь нам навстречу ,
                Словно горло тусклой печи ,
                Тьма мигает и как раз
                Поглотить стремится вас!

               




                Вот феатр странствий наших ,
               
                Где в губастом степе пляшут
                Рты, развертываясь в марше,
                Где софитов льется свет
                На зубной кордебалет!
   

                Для тебя, дружок мой хилый,
                Я как Данту был Вергилий.
                Только съешь свой ужин или
                И совсем уж аппетит
                Сгубишь там, где троглодит
               

                Стережет для грешных нары.
                Не пойдешь? О злые чары!
                Предо мною мыс Тэнара10
                Тянет к Стиксу 11мрачный склон,
                И  слюнявый  Флегетон12


                Лязга ждет уды железной,
                Хищнозубой,  но полезной,
                Ибо смрадом дышит бездна,
                И Цербер у входа лег
                Под названьем стрептококк.
               
               
                Всюду гроты и пещеры…
                Здесь еще до нашей эры
                Процветал без всякой меры
                На молярах13, гадя нам,
                Симбиентно-мерзкий штамм. 14
               

                Вплоть до десен и миндалин
                Вид туманный так печален,
                Что клыками измочален,
                Сам образчик вкуса, кисл,
                Искажает общий смысл.

                С чем сравнить тут разложенье?
                С гроба злым пищевареньем ?
                Это мерзость запустенья,
                О которой скажем мы,
                Как о бедствиях войны.
               
               
                Вы больны пародонтозом?
                Я б утешил вас прогнозом,
                Коль идея одиоза15
                Опроверглась в стигмах афт16
                Медицинской кривдой правд.

               
                Здесь не сбацаешь на лире
                О любви, о счастье, мире.
                В полководческом мундире
                Не поскачешь на коне:
                На войне  как на войне!


                Неизбежна костоеда!17
                Неотвязчивее бреда
                Ее страшная победа.
                Испытай тут ловкость рук,
                Незадачливый хирург!


               
                Каждый недуг здесь круг ада.
                И казнит он без пощады!
                Вот какая ждет награда
                Тех, кто рот свой в грех ввергал
                И чистилища не знал!


                В круге первом: здесь засела
                И грызет живое тело
                Гингивалис  Привателла18
                И на медленном огне
                Пародонт жжет (но не мне).


                Круг второй: в эмаль наружно
                Оксидазой брызжут дружно
                Сапрофиты; люд недужный
                Сна от бесов тех лишен,
                Коих имя легион.
      

            
                Третий круг: ворота Дита .19
                В гнусных дуплах, скрючен скрыто,
                Протеолизом  убитый
                Нерв, как опус жизни всей,
                Придававший смысл ей.


                Змей, что был помянут ране
                И шипел на заднем плане,
                В алхимическую баню
                Ускользнул и улетел,
                Как то делатель20 хотел.


                Круг четвертый: здесь, в могилах…
                О, друзья! Уж я не в силах
                Петь о пастях, жалах, рылах.
                Оных чудищ видеть чтоб,
                Прикупите мелкоскоп!


                Такова всех ртов стихия.
                Как здесь жутко, мама мия!
                Это чувства мимикрия
                От нахмуренной брови
                Вплоть до мяса на крови.



                Это жертвенного тука
                Разновидность в форме звука,
                Это, брат, такая штука,
                Что  как голубь мира ты
                В клюве с лавром немоты!



               Слышно мне , как издалека
               вопрошает бедный лекарь:
              «   это Лимб21 или Джудекка?22
               Толпы ртов сгустились в лес,
               Пни и корни без древес.
               
               
               Тут тебе не сад зеленый…
               Ни Вертумнов, ни Помоны…
               Все абсцессы да флегмоны…
               Травматический разгром
              Ставит душу на разъем! «

                ------------



           Расскажу вам страшный случай.
           Ночь плыла акулы круче,
           Инфильтратом 23 тучным вспучив
           Небный свод меж дупл гнилых;
          Я отравлен паром их.
               
          
          Как солдат ,чей долг бессрочный
          Отдан  в Пруссии  Восточной
          До конца ,где стиля дольче
           Враг нелепость подтвердит,
          Изрыгнув на вас иприт.         
         
         
          Так ,вдруг чуя запах  смрадный ,
          На его портрет парадный
          Глянув, я струхнул изрядно,
          И как следствие тех дел,
          На минуту помертвел.


         Но взбрыкнув, вскочил мустангом,
         Сиганув  на полпарсанга,
         В страхе блея «чанга-чанга…».
         Некто, вид принявши шланга,
         Вырос в рост орангутанга
         Между кистью и фалангой.
         Я застыл;  он взвился с фланга
         И метнулся бумерангом…
         За фургон с плодами манго,
         За атоллы Роротонга,
         За награду царским рангом
          За все золото Сипанго ,24
         Рта гнилой его фиал
          Я б санировать не стал!


         Возвышал он трон до крыши
         Мозговой кости и выше.
         Я дрожал, скрываясь в нише ,
         Вжавшись в пол трусливой мышью.
         Господа! Прошу , потише!
         Как бы здесь скандал не  вышел!
         Груз мой больше груза рикши…
         Дайте мне закончить вирши!
         Вот портрет его в афише
        Невидимки, в смысле  ширше
        Интернетовского фиша,
        Как никто не пел в двустишье,
        Ибо он в себе пожрал
        Даже мир своих зеркал!


       Чур меня, коль мне приснится
       Этот выморочный рыцарь
       Профетических 25 амбиций,
       Рот которого, мне мнится ,
       Как реторта, где варится
       И возгонкой слов клубится
       Ртуть и сера мыслей, в блицах
       Излетая ввысь жарптицей,
      Где кипит, клубясь, водица   
      Меркурьяльных дефиниций,
      Сдобрив это все горчицей
      Отношений кладовщицы,
      Коль они способны вслух
      Вызвать к жизни чревный дух…    




      Чур меня, губастый, если
     ты привидишься мне в кресле!
     Ведь таких бредовых песен
     Отродяся в этом месте
     Не слыхали , где я вместе
     С коллективом в зубдратьтресте
     Подвизаюсь.Честь по чести
     Без похвал себе и лести
     Я скажу(а вы заметьте) –
     Потому как в прошлом лете
    Я уж видел глюки  эти
    (Только их держал в секрете).
     Ибо, чтя лишь злобу дня,
     Кто бы мог понять меня?!



     Продолжайте слушать дальше,
     Лучше раньше скушав каши,
     Шибче,  значит, уши ваши
     Чтоб ловили всякий миг
     Соль закрученных интриг.

  …И тогда, увидев метко,
      Мой прикид под табуретку,
      Провещал тот идол ветхий:
    «Успокойся! Страх умерь.
        Я  не враг тебе , поверь!»


          
        Из- под ног моих опора
        Поползла . Я встал не скоро.
        Словно призрак Эльсинора
        Предо  мной нависла тень,
        Застилая ночь и день.
    

 
        Голос был подобен стону:
      «Без паренхимы и стромы26
        Я явился из разлома
       Недр душевных, как Протей
        Архаических  идей.


       Что влечет тебя,  беспечный,
       К ним, где в тьме противоречий         
       Зуб мерцает светом млечным?.
       Тайн ища его следы,
       Душу там теряешь ты.
               

      И она в тоске глубокой
      Бродит в дебрях одиноко,
      И не видит ее око
      Помрачненный горизонт
      И тебя не узнает.

               
      Но изъятье корня злого
      Ей дарит надежду снова,
      И тебя она, родного,
      Наугад найти спешит ,
      Принимая бледный вид.
             
               
      Слыша в ухе змея шепот,
      Алхимический свой опыт
      Тщетно для с упорством , то-то
      Маску ты носить готов
      Вплоть до скрежета зубов!



      Так дробится звук в октаве.
      Но тебе я лгать не вправе:
      И вулкан в застывшей  лаве,
      Где не жил крылатый конь,
      Первозданный жжет огонь.


    
     Так, погруженный в пучину
     тьмы  , в которой все едино,
     рот, где пляшет Мелюзина,27
     вдруг, растянут во весь рост,
    ей закусывает хвост.



    Вот уж Пения28 и Порос29
    Серебрят твой сивый волос.
    Но пора! Петуший голос
    Слышу я. Рассвет настал.
    Помни то , что я сказал…»
   
                -------------
               
      
      .
     « Помни то, что я сказал….»

     Он исчез. А я остался!
     Тип с изъяном декаданса!
     Плыли стены нижним  галсом,
     И заваливался вбок
     От испуга потолок.
 

     Съехав с трассы страха сверху,
     Я залился нервным смехом.
     С мозговой икотой эхо
     Слов тех было наравне,
     Но их смысл темен мне…


     Друг мой! Что ты смотришь криво?
     Или флюс твой шаловливый
     На тебя глядит блудливо?
     Или зуб стал на подсос,
     Словно гоголевский нос?


    Вот он вышел на подмостки
    С напомаженной прической,
   С бриллиантовою блесткой
   И в толпу навел фонарь,
   Гордо бросив: « Я ваш царь!»

    
   Да не куксись ты от стресса!
   Пред тобою хирургесса
   И она же терапесса.
   Зуба нет! А ты, дружок,
   Просто впал в торпидный30 шок…
      
   
   Да и сам я честных правил:
  Нынче вырвал, завтра вставил.
  Нет, я вовсе не слукавил.
  Ведь для гибкой формы рот,
  Несомненно,  подойдет.
 

  Гибкость формы! Жизни прелесть!
  Не отваливайся, челюсть!
  Я еще не раз осмелюсь
  Подыскать тебе протез
  Из резиновых словес. 
 

  От того и вкус к гротеску.
  На, примерь-ка хлеборезку!
  И в мужском она и в женском
  Варианте  молодит.
  Улыбайся, трансвестит!


  «Ша!»- вдруг кто-то в цвета хаки
  Галифе изрек.- «Писаке
  Я б тому за вредны враки
  Вышку дал бы! Как постыл!
  Даже зуб уже заныл!»


  Что сказать ему особо?
«  Где котлеты, там микробы…» ?
   Лучше пусть он смотрит в оба
   В грозном пафосе своем
   За своим нечистым ртом!
 

 
  Я ж последую совету
  Духа тьмы, который к свету
  Указал тропу мне эту,
  В те блаженные места,
  Где сияет Красота  .


 Я пройду сквозь вихри, бури
 И увижу край лазури.
 Да поможет мне Меркурий
 Изойти из той глуши,
 Уничтожив плен души ,
 

 В мир здоровья, легкий, гибкий,
 Где блестит сребристой рыбкой
 Белозубая улыбка
 Музы, чей смешливый рот
 Корень зла переживет!

        ------------------
       
                04.12




                Комментарии к поэме
 

Эта поэма является пародией не столько на поэму Данте , сколько на ремесло
героя данной  фантастической повести. Автор приносит свои извинения за «темное
содержание .»Интерпретируя взгляды швейцарского психоаналитика К.Г. Юнга ,  в основном его фундаиментальный труд  «Психология и алхимия» , он изложил повесть о , так сказать , «новых приключениях зубного врача».
Основной  мотив этой вещи- шуточная импровизация в духе анализа влияния бессознательного на труд  персонажа , а следовательно , на выбор жизненных ценностей  .В эпоху постмодерна творческий кризис невольно заставляет обращать к рифме , дабы не подвергнуться опасности впасть в пафос и тавтологию, поэтому автор и выбрал такую шуточную манеру  .К тому же подобный жанр дает больше возможностей для свободного приложения    архаических               образов к психоаналитическому пониманию личности . Да и кто бы всерьез воспринял теперь алхимию, как попытку разобраться в психологических  аспектах человека?( кроме самого Юнга, конечно). Суть темы – в параллельности процессов в бессознательном и опыте  алхимиков по преобразованию косной ,непросветленной  материи мира путем нисхождения Духа или Разума  в ее недра для освобождения из материального плена Души мира. Юнг на множестве примеров показал , что труд алхимика есть проекция бессознательного в материю в целях наиболее полной реализации творческой сущности личности ,хотя сам алхимик почти никогда это не осознавал.   Союз  Духа с Душой мира(хотя и необязательно в этих терминах)  описывается в алхимических руководствах как  «химическая свадьба» , целью которой было рождение filius phylosophorum -  «сына философов».В связи с крайней эклектичностью взглядов алхимиков , в детали которых нет смысла вдаваться ,последний мог трактоваться как философский камень( с его помощью считалось возможным преобразование неблагородного металла в благородный ) , Меркурий и др. Меркурий вообще считается главным  символом алхимии. Как  ближайшая к Солнцу планета , он  имеет отношение к золоту. Как символ ртути, он сочетает в себе противоположные свойства , по этой же причине он гермафродит , Антропос , Гермес Психопомп (проводник душ) и т.д. Он же Уроборос- змей , закусывающий свой хвост как  изображение символа вечности. Он же носитель добра и зла , и как таковой ,способен выполнять роль искусителя . Он же Протей- бог ,способный к различного рода превращениям и прорицаниям . С точки зрения Юнга , парадоксальное сочетание противоположных свойств, как у Меркурия , в высшей степени свойственно бессознательному ,которое проецируется в сознание при создании мифов, во время сновидений ,при создании художественных образов .Дело в том, что главным фактором, определяющим жизненаправленность  человека , является наша психе , которая , вторгаясь в сознание своей темной стороной, имеет целью создание  некой целостности личности , то, что Юнг назвал индивидуацией .Этот путь полон противоречий , заблуждений , творческих озарений и  трагедий в зависимости от обостренности и напрвленности  вышеупомянутого бессознательного.
.
В поэме такая коллизия   обыгрывается ,как описание открывающейся перед глазами зубного врача , изучающего рты своих пациентов ,   некой зловещей бездны . Отсюда аналогия с  Дантовым адом , впрочем , вполне поверхностная .  Рот , таким образом , совмещает в себе в данном случае символ телесных ,  в т. ч. хищнических  , инстинктов и духовных качеств ,  поскольку он – вместилище Языка , Логоса , он есть живая реторта , где , так сказать ,  возгонка словесного варева   (негредо , рубедо и альбедо  , как мог бы сказать алхимик , имея ввиду этапы возгонки химических ингредиентов.), в итоге должна породить определенный смысл. К тому же изо рта исходят всяческие злые помыслы, имеющие далеко идущие последствия.  Но , как известно , «мысль изреченная есть ложь».Так и опыт алхимика- всегда оканчивался неудачей.
Проекция бессознательного заводит героя в тупик. Т. е. профессия , как неудачный выбор , приводит , так сказать , к потере души. Вспомним , что говорили древние : « Познай самого себя» . В связи с  этим активизирующееся бессознательное порождает в видении героя  библейский образ Евы по принципу подмены (как в произведении Майеринка « Голем» , одноименный герой , вместо своей шляпы надев чужую, становится обладателем интеллекта ее хозяина ) .Ева в данном случае олицетворяет аниму – индивидуальную душу героя , не узнающего ее (по аналогии с гностическим архетипом Anima mundi).Следует отметить, что гнозис тесно переплетался в мировоззрениях алхимиков с Ветхим Заветом и  христианством ,что объясняется родственными архетипами  коллективного бессознательного . В том и другом случае это кенозис- нисхождение - или в недра мертвой материи- или в мир , лежащий во зле с целью преобразования , («просветления» ) оных.
Итак , в видении бессознательное как бы подменяет персональную аниму героя Евой , а процесс вкушания плода познания ощущением избавления от боли , и  зубной врач не понимает , что в лице пациентки он видит свою душу. Этот процесс узнавания определен как задача  во втором видении ,когда вытесненная в бессознательное интуиция порождает образ Меркурия в лице Протея , указывающего в туманных выражениях  , как это свойственно прорицателям , правильный  путь. Кстати сказать , Древо познания было в ходу у алхимиков , олицетворяя таинство алхимического делания на разных стадиях в виде плодов. В данном случае   больной зуб , как  символ зла компенсаторно заменятся бессознательным на сладкий плод и становится символом философского камня. (Вспомним «зуб мудрости». Зубной нерв на гистологическом срезе весьма напоминает дерево.Что касается змея , то  можно догадаться ,  что  это все тот же Меркурий ., он же  Antimimon  Pneumae (дух подражания, т. е. князь мира сего). Здесь намек на мотив Фауста (как известно, Гете был весьма  сведущим в алхимии)  , но это выходит за рамки темы.
Словом  , в каждой шутке  есть доля шутки… В остальном автор оставляет место для работы мысли читателя..




                Примечания
   

1. Колесо Сансары  -повторяющийся цикл рождений и событий.

2. Ортодонтический  аппарат для исправления прикуса. 

3.Философ , вульгарный материалист.   

4.Имеется ввиду миф о Ясоне , засевавшем  поле зубами дракона , из которых выросли  воины , истребившие друг друга. 

5.Воспаление языка.

6 , 7. По легенде  Парацельс получил его в реторте.

8. В смысле полноты ощущений; в данном случае душевная гармония.

9.Тинктура – в  алхимической терминологии « окрашивание».Изменение цвета в содержимом реторты трактовалось как стадии алхимического делания.

10. Вход в Царство мертвых на южной оконечности Пелопоннеса , то же , что у
Вергилия Оверн

11 , 12.  Реки преисподней
13. Большие коренные зубы.

14.Стафилококк.

15.Т. е.представление о полиэтиологичности болезни , лишь маскирующей
незнание ее истинной причины.

16.Эрозии слизистой оболочки.

17. Кариес.

18.Сапрофит зубодесневого кармана.

19 дыры в зубах. Зубной ряд в виде стены , окружающей город , где
Обитает змей-искуситель (язык).

20. Автор.

21,22.Первый и девятый круги ада, условно обозначающие степень запущенности болезней полости рта.

23.Уплотнение тканей.

24. Название Индии в средние века.

25 Дар предсказаний.

26.В виде бесплотной тени.

27.Персонаж кельтских легенд, адаптированный алхимиками
В образе змееподобной девы  ,хтонический символ первоматерии
как Души мира.

28,29.Богиня Нищеты и бог Богатства, от которых родился Эрот, унаследовавший
качества обоих родителей.(Платон. « Пир «).  Намек на противоречивость исканий героя , ослепленного страстью самопознания.