Первое мая! Кошка больная...

Наталья Мартишина
Сколько Первомаев было в моей жизни!

Совсем малышкой – шла с юными родителями в праздничных колоннах демонстрантов среди плакатов, транспарантов, шаров, березовых веточек в первой зелени с навязанным этим веточкам яблоневым цветом из шуршащей кальки… Были, помню, в колоннах и цветы сирени из гофры, но кальки в небогатом молодом наукограде было намного больше. Как весело было в весенней суете!

Потом, студенткой, помню – ругала эти парады, их грозную обязаловку, не дающую слинять с вечера на электричке домой, чтобы с началом праздника быть с родителями, у которых мало было других радостей, - кроме меня.

И всё-таки и линяла, и ехала, и строгие комсорги предпочитали ставить в списках плюсики напротив борзых иногородних – лишь бы к началу пришли и посветились.

Да, как-то потом лесные вольные шашлыки сменились дачными, потом – семейными застольями в доме, потом – исчезли, для того ли, чтоб смутно помниться…

А всё же один Первомай запомнился крепко.

О, великая сила поэзии!

Перед тем Первомаем мы с подругой Юлей должны были отработать педпрактику в окраинной тверской школе: провести урок о празднике у первоклашек. Вопли всего курса на тему – зачем будущему цвету науки, уже готовому замуровать себя в лабораториях либо сгубить в полевых условиях экспедиций, педпрактика, повторялись на биофаке из года в год и результатов не давали, кроме осознания неизбежности разовых походов  в окраинные школы.

Поэтому открытый урок мы в паре быстро подготовили, и подготовили отлично – с историей, с примерами, со стенгазетой о юном Ленине, с подборкой стихов «Классики – о Первомае». Я вложила в прозу урока всю свою поэтическую проникновенность, Юлька смоталась в парихмахерскую, навела тонкие стрелки на глазах… Перламутрово-серо-буро-малиновый с розовым отливом маникюр на пальчиках был у нас о ту пору всегда… Оделись  в узкие юбки, белые блузки… Туфельки, само собой, на каблуках – пошли!

Пришли.

Нас опекают директор, методист, два завуча, три предметника, военрук и классная заматеревших к концу года первоклашек…

Относятся старшие к нам тепло: «Какая славная молодёжь в Тверском университете!» Приятно. Пятерки по педпрактике уже в кармане.

Только ровно всё провести…

45 минут мучений…

Вечером – в кино… Вешняя Волга, мороженое, студенты-медики, циники по природе, но застенчивые – потому что мы с Юлькой – ну, это мы с Юлькой, у меня чёрные точные стрелочки – сзади  на колготках, у неё – спереди на глазах… И ещё в каждом зрачке – по вешней волжской стрелочке… Завтра – линяем по домам с демонстрации… Только бы провести!

Тишина в классе – классическая…

Ведём.

О Ленине – Юлька.

Стихи – я.

О Первомае прозу – Юлька.

Стихи классиков – я.

42 минуты позади…

Провели?

Задание на дом.

Дали.

Можно задавать вопросы.

Не обязательно это для первоклашек, ой, не обязательно!

Отлично провели.

Лучше бы всё так и было.

Три минуты до звонка. Можно начать повторять всё сначала, сколько успеем. Можно тупо уставиться на педагогов, взывая взглядами: «У нас всё!»

На сорок третьей минуте воодушевлённая успехом и вешней свободой  Юлька спрашивает: «Дети, а может, кто-то из вас знает стихи о Первомае»?

Мёртвая тишина в классе ( суровыми наставниками, двумя завучами, военруком и директором заняты все задние парты) сменяется тихим оживлённым шорохом, то там, то тут вытягиваются указательные пальчики в сторону  первой парты у окна: он, он может!

Из своего школьного опыта я припоминаю, что беспроблемные люди сидят все же где-то в середине. Ну не сидят они за первой партой у окна, в непосредственной близости от учителя. Я хочу додумать эту мысль, но от окна уже поднимается рука: можно?

«Конечно, мальчик, можно!» - восклицает Юлька.

Ой…

Мальчик, похожий на самого круглого отличника на свете, встаёт, горестно вздыхает, расплывается в искренней улыбке и орёт, как на параде:

«ПЕРВОЕ МАЯ!
КОШКА БОЛЬНАЯ!
ЗДРАВСТУЙ, КОРОВА!
ВСЁ!»

Мальчик садится.

Нам бы впору упасть.

Юлька молчит.

Задние парты молчат сурово и мощно, аки  Брянский лес перед бурей.

Я собираюсь с духом и как  поэт поэта настойчиво, но ласково спрашиваю: «Скажи, пожалуйста, это ты сам сочинил?»

«Сам», - отвечает дарование.

«Сам, сам», - восхищённо и всезнающе выдыхают первые, вторые и третьи парты.

К Юльке возвращаются природные педагогические способности: «Но почему же Первомай – и здравствуй, корова?»

Мальчик снова встаёт.

Это потому, - говорит он,  что мы в тот год на эти праздники поехали в деревню. И там я в первый раз увидел корову. И сказал ей: «Здравствуй, корова!» - назидательно говорит он пышнотелой фигуристой Юльке, - и ещё там заболела кошка. Поэтому я написал: «Кошка больная». Вот.

«Каков?!» - читаем мы в глазах первых, вторых и третьих парт. Дальше глянуть боимся.

«Молодец», - растерянно  произносит Юлька, но полемика прекращается.

«Юлия! Александровна!!! Наталья!! Евгеньевна!!!! САДИТЕСЬ!» - станопрокатным тоном произносит директриса.

Мы садимся за последнюю парту.

Звенит звонок.

Кнопка, от горшка два вершка, оборачивается к Юльке и торжественно возглашает, глядя ей в глаза: «А  Моя Мама Говорит Что Краситься Нехорошо!»

«Правильно говорит твоя мама», - шипит Юлька. Ответить иначе нет ни сил, ни возможности.

Это дитё весь урок о стрелках думало, звонка дождалось еле-еле!

Полный провал.

Первоклашки в восторге. Девчонки окружили нас – глядят на маникюр и стрелки.

На студентах-медиках отыграемся?

Полтора часа – разбор полётов.

Мы узнаём  - нет, не то, что бы как мы плохи, никчёмны и необразованны, а скорее то, что в Тверском университете учат уже не так, не тех  и не тому, что требования скатились ниже некуда, что и так далее и тому подобное, а можно ли посмотреть ваши дневники педпрактики, а поурочное планирование  -  не делали? По какой причине?  Вас не учили?  Учили? Так не умеете? Кто сказал – вам это не надо? Не делали – так сделайте, вам это надо, как никому другому: план мероприятия сыр, отсюда и результат. И как мы посмели заслушивать этого придурка, этого стихоплёта, когда речь шла о Первомае и рядом были старшие товарищи? Адресовались бы к классной. Она была рядом, чтобы помочь. Для чего педагоги школы были рядом? Для того. Чтобы помочь. Таким никчемным, неумёхам, неавторитетным, самих себя не уважающим…

«Вам же на головы сядут. И ножки свесят. Вы никогда не станете педагогами. Вам что, это не нужно?»

«Ну-у-жно…» - плачемся мы с Юлькой.

Но в общем и целом компромата на нас нет, кроме Юлькиных стрелок, уже размазанных, никаких уже стрелок; кроме Первомая, первоклассного поэта и его больной кошки, которую всё-таки жалко…

Старшие товарищи тоже в конце концов нас жалеют: «Глупая стала молодёжь в Тверском университете! На таких сильных кафедрах – такая глупая молодёжь!»

И мы всё же уходим с «пятёрками» в зачётках.

Мы чувствуем себя педагогами.

В ритме лёгкого вешнего ветра мы гордо идём по вечерней набережной…

Студенты Меда, Политеха, а также курсанты Военной академии шарахаются от нас…

Первое мая!