Х-берновская модель личности в психотерапии -

Марк Сандомирский
Поскольку фрейдовская модель психики имеет онтогенетическую основу (3 ее части -Эго, Оно и Супер-Эго - имеют разный психологический и биографический возраст), то и внутрипсихический конфликт (Фрейд) вытекает из закономерностей возрастного развития психики - когда взрослая и детские части личности конфликтуют друг с дугом


Ребенок старший младший
Родитель средний средний
Взрослый младший старший

У этих эго-состояний разная полушарная "принадлежность"

ЛП        ПП
          Ро
В         ----
          Ре

ЛП в процессе отнтгенетического развития овладевает собственно "взрослыми" способами мышления и речью (словесно-логическое мышление, рациональные механизмы психики), для ПП остается привычным наглядно-образное, невербальное (эволюционно архаичное) мышление (иррациональные механизмы психики).   Т. обр., только одно полушарие  является полностью "взрослым", а другое остается в определенном смысле "детским" (следствие латерализации в аспекте не только физиологическоего, но и психического, в т.ч. иичностного развития
Поскольку "родительская" часть (фрейдовское супер-эго) формируется у ребенка в возрасте от 1,5 до 5 лет, она не является в полном смысле взрослой. Это сумма впечатлений, стереотипов поведения, которые реебнок перенимает от родителей, на оснвое обучения по образцу. Но ребенок усваивает, "снимает" лишь внешнююю сторону поведения родителей, объясняя себе их мотивы наивным, примитивным способом.
Хотя "внутренний ребенок" (фрейдовское "Оно") появляется в структуре личности первым (остальные две части постепенно онт огенетически надстравиаются над ним) и по биологическому возрасту  старше остальных, но его психологический воззраст минимален - та кпроявляется внутреннее противоречие иинфантильности
И поскольку именно детское ролевое состяние является оптимальным как для обучения, усвоения всего нового, так и для его создания, то современнный образ жизни, связанный с возрастанием "плотности" иннноваций, подталкивает человеа все больше времени находиться в детском состоянии, тем самым пооощряя инфантильность

Важно различать, дифференцировать различные эго-состояния; тогда человек приобретает ресурс саморегуляции. Для этого учитывать:

1) Внешние проявления: речь, эмоциональное состояние

2) Внутренние проявления - соматические маркеры, или эпицентр телесных ощущений (ТО), индуцированных общением

Взрослый голова/шея
Ребенок                гр клетка
Родитель живот/таз

внутренний родитель внутренний ребенок
соответствие правилам отступление от правил
прошлое будущее
обязаннности мечты, фантазии
работа отдых, развлечения
использование приобретение
реальность игра
похожесть оригинальность
привычное, стабильность новое
рутина, обыденность любопытство
уверенность в правоте сомнения, неуверенность
стенические эмоции астенические эмоции

Психосоматические мишени - органы и системы
опорно-двигательная дыхательная
сердечно-сосудистая эндокринная
пищеварение (нижний пищеварение (верхний)
отдел)

Основа психодинаамического подхода в терапии: проблемы детства во взрослом возрасте продолжаются в виде формирования "взрослых" проблем. Можно сказать, что детство не уходит насовсем: более того, оно постоянно рядом, поскольку взрослый человек время от времени переключается в "детское" функциональное состояние 
Образно можно представить это как переключение ТВ-каналов: один из них является предпочитаемым, и большую часть времени именно он отражается на экране, но периодически на короткое время происходит переключение на другие каналы (например, в соответствиии со вкусами младших и старших членов семьи)
Психическая норма, свойственнная зрелой личности - когда большую часть времени человек проводит во "взрослом" состоянии и меньшую - в "детском". Для инфантильной личности свойственно обратное соотношение, когда во "взрослой" реальности человек чувствует себя неуверенно и постоянно от нее "убегает", как будто "прячется" в детство