Стадия хризалиды. Ницше - одним файлом

Дюринг Евгений
стадия хризалиды – Нелишняя книга – Эрвин Роде как пример – Фридрих Ницше vs Эрвин Роде – одиночество Ницше – Встреча в Турине – Руки Папы – приветлив со всеми – слова в движении – эффект пельменей – князь Вольнолёт – три секунды

=======================================

СТАДИЯ ХРИЗАЛИДЫ

закрыться для всего, что приходит извне,
и стать предельно открытым для того,
что растет изнутри.
претерпеть это добровольное заключение
и дать жизнь существу, о котором
ты сейчас не имеешь даже смутного представления.

––––––––––––––––––––––––
     «...я должен буду полностью уйти в самого себя... Никаких переживаний, ничего извне, ничего нового...» – Ф. Ницше. Письмо Ф. Овербеку. 30 августа 1887.


НЕЛИШНЯЯ КНИГА

Ницше хотел написать
книгу под названием
«Впечатления книжника».
Жаль, что не написал, –
книга с таким названием
и такого автора
была бы нелишней.


ЭРВИН РОДЕ КАК ПРИМЕР

Нет, дружок, не обретешь ты серьезности,
Не станешь героем познания, вроде Ницше!
А будешь ты похожим на Эрвина Роде –
Нытиком, семьянином и прочее в том же роде.


ФРИДРИХ НИЦШЕ VS ЭРВИН РОДЕ

Не всем, дружок, дано столько мужества,
сколько было его у Фридриха Ницше, –
большинство людей в этом отношении
похожи на его друга, Эрвина Роде:
одиночеству, бесстрашному познанию
глубин бытия и переоценке всего сущего
они предпочитают академическую рутину
и спокойную жизнь в супружестве.


ОДИНОЧЕСТВО НИЦШЕ

в глубочайшем одиночестве
писать книги проникнутые
духом одиночества

радоваться только одному
дружескому соединению
одиноких слов

любить свое одиночество
и ухаживать за ним
как ухаживают за садом


ВСТРЕЧА В ТУРИНЕ

     Темным январским днем на одной из площадей Турина Франц Кафка встречает Фридриха Ницше.
     – Как? Это вы, господин профессор? – спрашивает изумленный Кафка.
     Ницше берет Кафку за локоть и увлекает подальше от толпы, на ступеньки памятника Карлу Альберту.
     – Я знаю, меня нелегко узнать, – шепчет он, – и я делаю все возможное, чтобы остаться неузнанным. Я в совершенстве овладел искусством артистического макияжа. Каждый день я начинаю с новым лицом и выхожу из дому в новой одежде. Я трачу на гардероб половину своих средств. Остальная часть уходит на бумагу, чернила и телеграммы государственным деятелям, представителям интеллектуальной и художественной элиты. Я пишу и Папе Римскому. Хорошо, что торговцы снабжают меня бесплатно зеленью и морепродуктами. Вы не представляете, как доброжелательно они ко мне относятся. Моя философия, конечно, им недоступна. Но они проницательны, как все простые люди, и по одной лишь моей походке понимают, что имеют дело с необыкновенным человеком. Я слышал также, что в Праге некто Франц Кафка организовал еженедельные семинары, посвященные моей философии. Меня это радует. Если бы вы приехали из Праги и собирались в нее вернуться, я бы попросил вас передать привет и мою глубокую благодарность этому замечательному человеку. Говорят, он пишет интересные книги. К сожалению, состояние моего зрения вынуждает меня ограничиться чтением только собственных сочинений. Да и в них я многое пропускаю. Как бы то ни было, я рад нашему знакомству. Всего хорошего, мой новый друг. Если вы из Праги, не забудьте передать привет Францу Кафке.
     Ницше приподнимает шляпу  и спешит на другую сторону площади, где извозчик,  ругаясь, хлещет кнутом выдохшуюся лошадь.


РУКИ ПАПЫ

     Папа, у тебя красивые руки. Ни у кого я не видел таких рук. Я влюбился в твои руки – руки, отягощенные благословениями. Ты совершенен. И руки твои совершенны. О, Папа! Ты – пылающая звезда, белый карлик в пурпурной мантии. Позволь мне поцеловать каждый из твоих пальцев. Не бойся – я не причиню им вреда.

––––––––––––––––––––––––
      «К папе: у тебя красивые руки». – Ницше. Черновики и наброски 1884-1885.


ПРИВЕТЛИВ СО ВСЕМИ

я приветлив со всеми
с деревьями листьями пнями ветвями
корнями плодами
одуванчиками азалиями
фикусами гортензиями
грибами и мхами
моя приветливость безгранична
у моей приветливости нет срока давности
моя приветливость к травам
стремительна и прекрасна как горная антилопа
приветливый с лошадьми я еще более приветлив с птицами
единственный с кем я неприветлив
кому не подаю руки
мимо кого прохожу быстрым шагом
отворачиваясь прикрывая глаза затыкая уши и нос
это человек

–––––––––––––––––––––––
     «Со всеми приветлив, даже с травами». – Ницше. «Полуденные мысли» // Черновики и наброски. 1884.


СЛОВА В ДВИЖЕНИИ

говорить легко
как во время прогулки с самим собой
свободное дыхание
непринужденные жесты
мысли похожие на луговые цветы
слова в движении

––––––––––––––––––––––––
     «Речи об искусстве с напыщенностью жестов для меня не соединимы: я хочу говорить о нем, как говорю с самим собой во время вольных одиноких прогулок, когда мне случается схватить на лету и увлечь в свою жизнь преступное счастье и идеал». – Ф. Ницше. Черновики и наброски. Начало 1888.


ЭФФЕКТ ПЕЛЬМЕНЕЙ

друг, если хочешь вернуться в детство,
приготовь пельмени из хорошего
мяса и теста, отвари их, выложи на
большую тарелку, полей сметаной –
когда проглотишь последнюю,
в душе у тебя запрыгает белка, мир
покажется тебе фантастически-
странным, и видения тебя посетят –
как посещают они наркомана.

––––––––––––––––––––––––––––
     «Как много таинственного скрыто, к примеру, в корреляции между «детскою душою» немца и немецкими клёцками!.. Стоит последним попасть в желудок, как тотчас начинает копошится первая: нас пробирает предчувствие!.. О, в какую же даль нас тогда сразу же уносит от «разума разумных»!» – Ф. Ницше. Черновики и наброски. Начало 1888.


КНЯЗЬ ВОЛЬНОЛЁТ

князь Вольнолёт
вольно летел
куда хотел
он направлял
свой полет
то вверх то вниз
но манил его
горизонт
где
будто
витраж в замке
горел мираж
и манил
князя Вольнолёта
обещая ему
божественную
свободу
далеко-далеко
он горел
и князь Вольнолёт
к нему летел
но чтобы долететь
до него
нужен был
долгий ровный
полет
а не крутой
вираж
и где-то посередине
полета
пролетая
над Турином
неверно
выбрав
угол атаки
князь Вольнолёт
упал


ПОСТЕЛЬ УЮТНОСТИ

как спится тебе в твоей постели
уютной постели
в постели уютности
как тебе спится дремлется
на подушке лени
что тебе снится видится
под шум шагов на лестнице
служивый люд спешит на работу
тебе не нужно спешить
можешь спать до обеда
в своей уютной постели
постели уютности
но это не преимущество
твоя праздность твое безделье
не лучше восьми часов
за столом в офисе или за рулем
уютна твоя постель
широко твое ложе уюта
смотри: я бросаю гранату
у тебя три секунды
чтобы убраться
отсюда


–––––––––––––––––––––––
     «И лучше буду спать я на бычьих кожах, чем на постелях вашей уютности» – Ф. Ницше. Черновики и наброски. Лето 1883 («Об оправдывающих»).