Владислав Фатьянов. Великий мастер поэтического...

Василий Дмитриевич Фёдоров
ВЕЛИКИЙ МАСТЕР ПОЭТИЧЕСКОГО СЛОВА

     С Василием Дмитриевичем Фёдоровым меня познакомил мой давний друг, поэт Владимир Фирсов. Это было 40 лет назад.

     С первой же встречи поразили какая-то распахнутость, душевность Василия Дмитриевича, Он никогда не раздувался от самодовольства, хотя и был лауреатом самой престижной Государственной литературной премии СССР.
     Даже в застольных беседах Василий Дмитриевич сыпал афоризмами, рассказывая
забавные истории, в какие нередко попадал в молодости и сам.

     Мне довелось быть участником V Всесоюзного совещания молодых писателей. проходившем в 1969 году. На него собралось более 250 молодых литераторов из разных уголков нашей страны. Среди них такие широко известные ныне писатели, как Валентин Распутин, Виктория Токарева, Борис Олейник, Юрий Линник, Николай Зиновьев, Анатолий Сенин и др.  Василий Дмитриевич вёл здесь наш поэтический семинар. Сохранилась фотография, где мы,  начинающие поэты, раскрыв рты, с восторгом слушали мэтра. Эту фотографию, помещённую в «Литературную газету», я храню у себя. А подлинник и его письма ко мне сгорели на даче, подожжённой отморозками в 1997 году.

     Василий Дмитриевич прекрасно вёл семинары. Очень не любил русофобов, они ему тоже отвечали взаимностью: «Зачем в стихах восхищаться русскими пейзажами, сравнивая их с картинами Ренуара, если есть и у нас художники не слабее, — говорил он.
     В отчётном выступлении в «Литературной России», на V Всесоюзном совещании и на семинарах он доброжелательно отозвался о нашем творчестве, А когда подводились итоги на пленарном собрании, сказал немало тёплых слов о наших книгах и новых стихах Но «Литературная газета», уже тогда поднимавшая и подпиравшая «коротичей» и им подобных, это выступление Василия Фёдорова даже и сокращённом виде не опубликовала.  А мы так ждали...

     Вспоминаю один вечер в  Большом зале ЦДЛ. Извивающийся ужом Александр Иванов, захлёбываясь от удовольствия, читал пародию на стихи Василия Дмитриевича, где фигурировали «левая» и «правая» женские груди. И как радовались этому многие «слушатели» с хриплыми и каркающими голосами! Откуда их так много набралось в Большом зале? Ведь в ЦДЛ тогда был ещё дворцом поэтов  и писателей.

     Сегодня я понимаю, почему у Василия Дмитриевича появилось очень много недоброжелателей, разного рода завистников.  Всё просто: его ответы, «не левее сердца», уже тогда враждебно встречались бездарными ничтожествами, признававшими только западное искусство и  любившими в литературе только себя.

     Последняя наша встреча произошла в ЦДЛ в кафе, у стены «Пёстрого зала», исписанной стихотворными шаржами. После перевыборного собрания Вадим Кузнецов, Сергей Красиков, Феликс Чуев и я выпивали за столиком. Хотели угостить и Василия Дмитриевича, но он подсел к нам со своим коньяком в какой-то странной, похожей на графин, колбе:
«Завтра еду подлечиться в санаторий на  юг», — сообщил он на прощание.
 
     А через несколько дней его фотография появилась в газетах в траурной рамке. Узнав об этом, я написал стихотворение, фрагмент которого публикую здесь с глубокой болью:

     …Поэты редко гибли сами,
     Как тот певец из под Рязани,
     Что сгинул много лет назад,
     Повергнув в траур Ленинград…
     Когда в фойе в больничном кресле
     Поэт сидел и ждал укола.
     В халате белом грея чресла,
     Медбрат играл на нервах соло.
     Играл он с Фёдоровым в прятки.
     А, может, был сплошной аврал,
     А, может, ждал от  барда взятки,
     А человек-то умирал.
     Стучал набат в грудную клетку,
     Взор застилала темнота,
     Зажав последнюю таблетку,
     Он не донёс её до рта.
     Поэты редко гибли сами.
     По зову жирной тронной тли
     То с ваучерами, то с усами
     На них убийцы строем шли.
     Поэты редко гибли сами...

     Очень хочу, чтобы Россия не забывала одного из лучших своих поэтов!

ВЛАДИСЛАВ ФАТЬЯНОВ

*
Фото из «Литературной газеты». — 1969. — 2 апреля.

**
Из книги «Печали  и радости военного детства»,  2021 год,  коллективный сборник воспоминаний  детей Великой Отечественной войны, стр. 138-154

Владислав Иванович Фатьянов, почётный житель поселка Измайлово, родился в 1937 году. Послевоенное детство его прошло в городе Макеевка на Донбассе, и первые  поэтические строки были опубликованы в «Макеевском рабочем». А сейчас имя Владислава Фатьянова известно далеко за пределами нашей страны, его читают люди по всему миру, наслаждаясь филигранным мастерством владения словом, согреваясь теплым светом поэтических строк, льющихся из глубины щедрой и очень образованной русской души. Владислав Фатьянов – автор 12 книг поэзии и прозы, в которых нашли отражение лучшие  традиции русской классической школы.

В.Ф. - Увлечение поэзией началось с юности, хотя люблю её с детства. Но в то время было не до стихов. Я рос среди детей с запавшими глазами и  торчащими из-под одежды  ребрами, напоминающими стиральную доску. Сколько скорби, отчаяния и, в то же время, надежды было в их пронзительных  взглядах! Поэтому стихи появились позднее.  В школе я очень любил Есенина. Но Есенин был запрещён в то время. А потом где-то в 17 лет в руки попала большая книга, выпущенная как «Избранное» Есенина. Я как с утра эту книгу взял, так забыл и  позавтракать, и пообедать, и поужинать, пока не дочитал ее до конца. Я не мог успокоиться. Видимо, такую дозу облучения прекрасными образами получил, что писал уже везде, где мог.»

Восхождение на Парнас началось после состоявшегося в 1969 году V Всесоюзного совещания молодых писателей.  Лауреат Ленинской премии, секретарь Союза писателей СССР, бывший фронтовой журналист, знающий цену слову, Александр Прокофьев в газете «Правда» от 21 октября 1969 года отметил из 250 участников всего четырёх лучших молодых литераторов. Среди них Владислава Фатьянова - от России и Бориса Олейника - от Украины.
 
В.Ф. -  Это совещание длилось несколько дней. Наш поэтический семинар вёл выдающийся советский поэт Василий Дмитриевич Фёдоров. Сохранилась фотография, где мы,  начинающие поэты, раскрыв рты, с восторгом слушаем мэтра. Эту фотографию, помещённую в «Литературную газету», я храню у себя.  Василий Дмитриевич прекрасно вёл семинары. Он доброжелательно отозвался о нашем творчестве. А когда подводились итоги на пленарном собрании, сказал немало тёплых слов о наших книгах и новых стихах. Запомнились его слова: «Что такое ПОЭЗИЯ? Во все времена — это поиск связей между небом и землёй, между людьми и вещами, между минувшим и будущим. В деревне Марьевка, где родился Фёдоров, до сих пор проводятся Фёдоровские чтения… »