Про мЕней, тЕбей и Ужей

Новый Конкурс
Про мЕней, тЕбей и Ужей.
(спондеи в трехсложных размерах).
.
Я в своем учебнике "Основы стихосложения"
озвучивал правило: в трехсложных размерах --/
побочное ударение во второй позиции намного
сильнее нарушает ритмику стиха, чем в первой.
И поэтому в стихе произносится с переносом ударения
в первую позицию например "Ты мЕня видишь, Я тЕбя слышу".
Поэтому сверхсхемное ударение во второй (предударной) позиции в трехсложном размере следует считать ритмическиой ошибкой.
.
Но я не дал там теоретического объяснения этого явления.
Восполняю этот пробел сейчас.
Тем более, что, насколько мне известно, убедительного и ясного объяснения пока никто не предложил.
Более того, есть люди (в том числе и авторы), не понимающие или даже не признающие этого правила.
.
Виновата в этом явлении ритмическая инерция.
Если человек воспринимает стих не как прозу, то при восприятиии стиха  возникает то, что названи римической инерцией. Ожидание определенного ритмического рисунка.
Ожидание ударений, там где им положено быть по схеме.
И не только пассивное ожидание. РИ - активный компонент восприятия. Обуславливающий не просто ожидание - а требование
соблюдения ритмического рисунка. Так в словах с неоднозначным  ударением - она выбирает "правильное" (не по смыслу, а по ритму) ударение. В словах с необязательным ударением - привносит его, "ударяет" ритмически положенные места.
.
Но одной РИ для объяснения мало - да, она диктует ударения на "схемных" местах.
Но почему происходит сдвиг ударений?
Здесь следует учесть другую особенность восприятия.
Ударение - это не столько громкость сама по себе, сколько переход от тихого к громкому.
Тихий звук делает следующий за ним "громче". Громкий звук делает следующий за ним "тише".
И теперь если посмотрим на ритмическую схему
(обозначив побочное ударение - "п", главное "/", безударный звук "-")
"п-/" - здесь побочное ударение никак не влияет на главное.
Потому такие спондеи в трехсложных размерах звучат нормально.
Более того, если это не начало строки, то побочное ударение "оглушается" предыдущим главным и еще меньше нарушает ритмику.
А вот в случае
"-п/"
-побочное ударение "оглушает" главное, тем самым серьезно ломая ритм, и противореча ритмической инерции.
РИ требует главного ударения на своем месте.
Но в данном случае - это невозможно. Побочное его глушит.
Либо надо делать паузу между побочным и главным. Что тоже ломает ритм.
А РИ  т р е б у е т  соблюдения ритма.
Но это фонетически возможно, только если передвинуть побочное ударение в первую позицию.
"-п/" -> "п-/".
Что и происходит при прочтении стиха как стиха (а не как куска прозы).
Вот отсюда и возникают "мЕни" "тЕби", "Уже" итд.
.
Вот и весь секрет.
Ну а если кто-то не слышит этих "мЕней" - то значит он читает стихи "глазами". Либо обладает неразвитым чувством ритма. Плохим стихотворным слухом.
.
В старину такие ритмические огрехи считались допустимыми и терпимыми. Особенно в начале периода освоения трехсложных размеров. И такие примеры нетрудно найти у классиков.
Дело в том, что в двусложных размерах (которые доминировали в золотой век) спондеи, если они не расположены в начале строки такий явлений не вызывают. (см. подробнее у меня в статье "ритмическая инерция").
Но в наше время - побочные ударения в трехсложных размерах во второй позиции (перед главным ударением) должны оцениваться как явственная ритмическая помарка.
.
---------------------------------
примечания.
А.Иванов озвучил это правило как "правило анапеста"
http://stihi.ru/2009/05/17/5541
Название вряд ли удачное.
И к тому же, приписал авторство этого правила себе.
Тут его подвела память.
Он достаточно хорошо был знаком с моим опсуом "основы стихосложения", в котором это правило изложено намного ранее.
Впрочем, я на авторство этого правила-наблюдения - не претендую, хотя явной формулировки его нигде не встречал.
Чтобы заметить это - достаточно иметь хороший поэтический слух.
Но вот на авторство теоретического объяснения - претендую.
:-)
С уважением
ТБ