Авто - угнанные и неугнанные

Александр-Георгий Архангельский
   Моему отцу в бытность военной службы приходилось угонять автомобили. И ездить на неугнанных – ничейных – трофейных.
   В Сталинграде в разгар боёв им была угнана «полуторка».
   Дело было так. На переправе разбомбили пароход, на котором находился он со своей машиной, гружённой доверху. Не утонул, поскольку  был волжанин, реку переплывал и не раз.
Придя в часть, доложил о потере машины. Услышал безапелляционное: ничего не знаю – чтоб была машина. И пошёл солдат искать машину. Где найти? Не на дне же Волги?
   Правильно, только угнать у такого же горемыки. Сказано – сделано. Номера перекрасили – и вперёд по дорогам войны.
   Иначе было, когда «умыкнул» машину у союзников – со склада в зоне Персидского залива.
В 43-м в составе своего автомобильного полка ему пришлось несколько раз побывать здесь, получая американскую технику. В этот раз он вместе со всеми зашёл на базу, походил, посмотрел, сел на одну из гружённых машин, завёл её ключом, торчащем в замке зажигания, и беспрепятственно выехал за пределы склада – туда, где накапливались полученные автомобили.
   Вернулся так же беспрепятственно. Его спросили, получил ли он машину? Ответил, что нет. Тогда приказали побыстрее получать.
   Машину оформил, выехал, встал в строй. Доложил, что до этого угнал ещё одну машину. Поступок был одобрен – найдём, куда пристроить и машину, и груз (то ли запчасти, то ли боеприпасы, то ли продукты) – война всё спишет.
   И действительно списывала. Военно-Грузинская дорога тогда была узкой, «студеру» приходилось брать её повороты за 2-3 захода. Каждую машину провести надо отдельно, расцепив жёсткую сцепку. Стоит солдатик на подножке и по команде офицера сдаёт назад, затем чуть вперёд, и снова назад. Не вписался – и в пропасть машина, не успел спрыгнуть – и сам вслед за ней…
   В Германии и в Австрии угонять машины не приходилось – поначалу они были бесхозные, т. к. их хозяева сбежали в зону оккупации союзников.
   Одну такую красавицу многоцилиндровую и пригнал отец в часть. Генерал, представитель Ставки Верховного Главнокомандующего, обеспечивавший вывоз трофейных заводов, был вызван в штаб округа к Толбухину. Сели в роскошный лимузин (генерал ведь едет!) и поехали. По ходу лихо обогнали кавалькаду. Генерал: «Что ты наделал? Ты знаешь, кого обогнал? Толбухина!»
   У КП остановили, вызвали генерала, машину приказали пристроить в хвост кавалькады.
Приехали в штаб округа. Через какое-то время вышел генерал и сказал, что задерживается, а машины этой им не видать – маршал «положил» на неё глаз. Добирайся в часть, как хочешь.
   Солдат смекалист и решителен. Походил по двору, сел в одну их трофейных машин поплоше, сделал круг и – на выезд. Никто ему не препятствовал – ведь приехал сюда в составе маршальского эскорта!