Мега-8. победители

Творческая Мастерская Ежи
=== ПЕРВОЕ МЕСТО ===
Марина Ратнер   И небо возвращается обратно...    http://www.stihi.ru/2012/02/07/10155
               и
Анатолий Тищенко   Кот Баюн     http://stihi.ru/2011/12/26/1779

=== ВТОРОЕ МЕСТО ===
Ян Бруштейн   иприт       http://www.stihi.ru/2012/03/26/11038
                и
Марина Ратнер   На закате холмы придвигаются ближе к огню...   http://www.stihi.ru/2012/04/14/273

=== ТРЕТЬЕ МЕСТО ===
Егор Мирный    кафель    http://stihi.ru/2012/02/18/6086
                и
Регина Мариц    Есть сад...    http://www.stihi.ru/2012/02/14/6196



––– ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗЫ –––
Александр Ра    Петухи          http://www.stihi.ru/2012/03/20/3605
                и
Виктор Коврижных    Пила       http://www.stihi.ru/2011/04/24/2702

––– ДОПОЛНИТЕЛЬНО ОТМЕЧЕННЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ, НЕ ПРОШЕДШИЕ В ФИНАЛ –––
Сара Бет Бернар   Гештальт Диогенова    http://stihi.ru/2011/08/14/390
Аюна Аюна    в синей реке белые облака    http://stihi.ru/2012/02/17/10863
Света Чернышова    из дневника безумной Элеоноры   http://stihi.ru/2012/02/23/5611



Призы:
за 1 место - по 3000 баллов каждому из поделивших авторов;
за 2 место - по 2500 баллов каждому из поделивших авторов;
за 3 место - по 2000 баллов каждому из поделивших авторов;
поощрительные и дополнительные призы - по 500 баллов каждому из авторов.




______________________ КОММЕНТАРИИ  СУДЕЙ ______________________


*********** Александр Петрушкин


ПЕРВОЕ МЕСТО:
Марина Ратнер   И небо возвращается обратно...   http://www.stihi.ru/2012/02/07/10155

Более всего в речи меня прельщает «блейковская грань» между невинностью и опытом. Здесь это присутствует:

… небо возвращается обратно
в глаза людей и в чашечки цветов...

И с технической стороны стих, что называется, «сделан». Ну, на 99,9% - с моей читательской точки зрения.

 
Анатолий Тищенко   Кот Баюн   http://stihi.ru/2011/12/26/1779 ПЕРВОЕ МЕСТО:

Стих о взаимоообнимании человека и его родины, его земли. Не слишком люблю пафос, но здесь он уместен. Технически стих выполнен на 100%

когда прогнившая листва
мне отрастит скелет и череп,
я вдруг воскресну и в бою
паду от вражеской десницы.
В который раз мне кот Баюн
на смерть грядущую приснится.


ВТОРОЕ МЕСТО:
Ян Бруштейн   иприт   http://www.stihi.ru/2012/03/26/11038

Поэт всегда пишет о себе. Причем поэт всегда не персонифицирован. Он примеряет наши маски: Экзюпери, Аполлинер-Костровицкий, Маленький принц, медведь Волошин  и т.д.  Думаю, что поэт это пьеса разума, разыгрываемая (пусть и в фантазии, пограничном состоянии) некоего ангела, спящего у краешка нашей вселенной. Это вполне уловил и автор. Техническое исполнение на 100%.

кто чертит небо сгоряча
в серебряном аэроплане
мы тоже все сойдём с ума
у прошлого в сухих руках
кому удастся в этот час
бежать из каменного плена
где молится застывший макс
за тех и за других


Марина Ратнер   На закате холмы придвигаются ближе к огню...  http://www.stihi.ru/2012/04/14/273

Этот стих для меня более тяжеловесен, осязаем, в нем меньше песен ангелов, но больше человечьей речи. Хотя технически стих превосходит тот, что занял 1 место:

Это корни ветвятся, шумят на ветру времена -
сквозь меня, надо мной, как дубы над прозрачной криницей...

Золотые холмы на ладонях качают меня,
над просторной землёю, где всё ещё только случится...
 

ТРЕТЬЕ МЕСТО:
Егор Мирный    кафель   http://stihi.ru/2012/02/18/6086

Такой несколько морисоновский стих (ближе к европейской речи в её вавилоновском изводе) – есть шероховатости, но гладким язык никогда и не бывает. Техничность – 80%, стилистика – 99%.

Каин пытается ходить по воде,
у него почти получается.


Регина Мариц  Есть сад... http://www.stihi.ru/2012/02/14/6196

Не совсем мой выбор – потому что человечья речь, как мозолистая рука человека, принадлежного земле. Тем не менее вкусно, как ржаная корка, съеденная на покосе.

Есть всё, чтобы уйти: оставить — не зазорно.
Но жаль телушку, и в кадушке — тесто.
Лучатся в решете сухие зёрна,
и квохчет ночь на сточенном насесте.


Всем спасибо, ваш АП




********** Чёрный Георг


Едва ли я открою Америку, если скажу, что в последние годы термин "метафизика" всё чаще встречается в самых разных литературных журналах, - будучи нередко используемым людьми, не вполне представляющими - что это такое. Пожалуй, в не менее 90% всех случаев когда произведения рассматривают, как имеющие отношение к метафизическому реализму, на самом деле оказывается, что они несут лишь выраженный экзистенциальный характер.   

Для наблюдателя очень быстро становится очевидным, что людей, поверхностно понимающих семантику самого термина "метафизика", с каждым днём становится всё больше. Не только далёкие от понимания философских доктрин читатели, но даже критики и литературоведы, едва обнаружив в произведении нерелигиозного характера слова "ангелы", "сверхъестественный", "Бог", - зачастую спешат включить его в разряд "метафизических", - приводя этим в удивление редких, но до сих пор не исчезнувших как вид, эрудированных читателей, которым известны ресурсы для поиска точных значений слов.

Так, обратившись к The Wordsworth Dictionary of the Occult Андре Натафа, мы находим информацию о том, что, в современном его понимании, термин "метафизика" был сформирован Шарлем Рише (известным французским физиологом и нобелевским лауреатом, написавшим ряд работ, где понятие "метафизики" получило развитие, в частности - "Метафизические явления: методы и наблюдения", Лондон: Duckworth, 1905), дающем ему следующее определение: "это наука, касающаяся всех явлений, возникающих благодаря неизвестным разумным силам, включая поразительные интеллектуальные явления нашего подсознательного".

В финале этого конкурса мы наблюдаем весьма необычную ситуацию, когда судьями являются авторы, не только корректно представляющие себе, что такое метафизика, но и написавшие значительное количество собственных текстов метафизического свойства. Поэтому - неудивительно, что судейский выбор оказался далёким от канонов декоративности и показательной художественной эстетики, а преимущественно следовал руслу смысловой поэзии, - с предпочтительным уклоном в метафизику.


Итак, буквально несколько слов конкретно по победившим произведениям.


***  Два текста Марины Ратнер - несомненные лидеры среди финалистов. Стих "И небо возвращается обратно...", получивший по сумме моих и Александра оценок первое место, выглядит несколько "плотнее" и аккуратнее написанным, чем её второй cтих. И в целом он имеет более сформированный вид, - но, возможно из-за этого, моя симпатия смещена в направлении другого: "На закате холмы придвигаются ближе к огню..." Этот текст не столь безупречно выписан, в нём присутствуют лёгкие шероховатости, коллоквиализмы; он слегка кренится - то вправо, то влево, пытаясь устоять и пошатываясь - как ребёнок, которому трудно выстоять даже минуту не шелохнувшись. И именно этим он больше всего подкупает: своим полным отсутствием всякой претенциозности и позы, своей незащищённостью и искренностью. Оба стиха отличают полётность и некая свойственная Марине спокойная, почти медитативная, сосредоточенность.


***  Стих Анатолия Тищенко, высоко оцененный и Александром, и мною, - это стих О КОТЕ. На этом, собственно, можно было бы его анализ и закончить, - поскольку стихи о котах не могут не нравиться тем, кто имел счастье когда-нибудь дружить с котами. Однако здесь мы имеем необычный случай: нас угощают стилизацией с откровенно нетипическими для стилизаций чертами, явно нарушающими стандарты сложившихся архетипов. Одно это уже стоит поощрения, - не говоря о выдержанной стилистике и тщательно сбалансированных сюжетности и образности.


***  Стих Яна - должен признаться, не принадлежит к разряду моих персональных фаворитов из числа его стихов, - несмотря на то, что построен он интересно и с размахом. Мне в нём мешает некоторая избыточная степень абстрактности, которая происходит из совмещения трёх картинок, где ни одна из них не существует отдельно от других, - и не позволяет мне быть втянутым "вовнутрь текста". Но на фоне других финалистов этот экспериментальный этюд смотрится убедительно, да и ненарочитая техническая изысканность исполнения выделяет его из общего ряда других произведений.

 
***  Миниатюра Регины Мариц мне показалась заслуживающей внимания - тем, что она представляет собой вариант хокинговской вселенной в ореховой скорлупе: намеренно упрощённый и компактный текст оказывается внутри почти необъятным; при этом умело используются средства для снижения пафосности и искореняется любой намёк на усложнённую метафорику... При том, что миниатюры почти всегда проигрывают, будучи приведены в соприкосновение с полноформатными стихами, из-за чего их в подборках стихотворений и используют преимущественно для разжижения материала, - эта миниатюра оставляет настолько долгое послевкусие, что её сложно обойти незамеченной.


***  Стих Егора Мирного оставляет сложное впечатление - от сочетания вычурности формы и некоторой фрактальной повторяемости элементов внутри неё. Обманчивая экуменическая ширма, использованная автором в качестве сюжетного стержня, также становится ещё одним механизмом для мультипликации самоподобных структур... В целом текст напоминает полупроницаемое зеркало: часть лучей сквозь него проходит в настоящее, а часть - возвращается к библейским архетипам, но у читателя возникает эффект смешения этих двух потоков, - когда сложно понять, что наложилось сверху, а что послужило подложкой.


А в заключение я могу сказать только одно, обращаясь в первую очередь к тем участникам, которые остались за чертой наград: никогда не позволяйте результатам конкурсов расстраивать вас; - используйте их лишь как стимул к самосовершенствованию, и никогда - как deterrent по отношению к собственным занятиям творчеством. Судьи могут ошибаться, они обладают своими вкусовыми предпочтениями и пристрастиями; наконец, их взгляд может просто оказаться недостаточно пристальным, чтобы рассмотреть или распознать скрытые в ваших произведениях достоинства... Не позволяйте мелкими неудачам влиять на вас; в жизни бывает их так много, что особую ценность приобретает умение - их просто не замечать. Оставляю вас с поучительным четверостишием неизвестного автора и пожеланиями успехов в будущих конкурсах.

ЧГ


                "Я ради вас, Анастасия,
                пойду на всё," - сказал Олег.
                "Ну что ж, Олег, идите на хрен!" -
                Анастасия говорит.