Сонет о Девичьем камне

Вера Визирова
                Было это в те далёкие времена, когда на берегах реки Шха-Гуаше  в горных районах жили черкесские племена. По старой традиции, на поляне, на правом берегу реки возле могучего камня собирались мужчины: седоволосые старцы, бравые джигиты и совсем ещё юные парни. Юношам предстояло показать свою удаль и смелость – верхом на коне взобраться на вершину камня. В один из таких дней, а он, надо сказать, выдался пасмурным, никому из собравшихся юношей не удавалось достигнуть вершины. Это очень огорчало старцев. Остался последний самый юный безусый наездник. Начал накрапывать дождик и старейшины хотели было отложить состязание, но юноша настоял на его продолжении. Разогнав коня, он взлетел до середины камня. Конь споткнулся, все замерли. Падать с такой высоты очень опасно. Но конь удержался и благополучно достиг вершины камня.
                Мужчины одобрительно зашумели: «Вот этот юноша достоин быть джигитом». А тот, сидя на скакуне, топтавшемся на самой макушке валуна, сорвал со своей головы папаху и на плечи упали чёрные косы. То была девушка. Она сказала: «Вот видите, мы,  женщины,
Тоже можем быть ловкими и смелыми. Так почему же мы являемся вашими рабынями, а не помощницами и подругами. Все опешили и молчали. И тут кто-то крикнул: «Это не женщина, это – шайтан».
               Как гласит легенда, девушку предали проклятью, анафеме, и выгнали из племени. О дальнейшей судьбе её никто не знает. А камень, с тех пор, стали называть «Шайтан-камень», «Девичий камень», «Черкесский камень». Говорят, что казаки, появившиеся в этих краях во время Русско-Кавказской войны, тоже устраивали у камня состязания. Поэтому за камнем закрепилось ещё одно название – «Казачий камень». Где правда, а где вымысел, знает только он сам.




Стоит один он у дороги,
Подставив грудь тугим ветрам.
О, сколько виденных историй
Поведать камень мог бы нам.

Как у подножья состязались
Ещё безусые юнцы,
И как в джигиты посвящали
Их посажённые отцы.

Как некогда в мужской одежде
На камень взобралась верхом
Горянка на коне лихом.

Иные нынче времена,
Но всё ж седая старина
Жива и в камне, и в легенде.