Что растёт? Итоги конкурса

Книга Радуг
Приветствуем участников, читателей, всех, кто следил за нашим конкурсом,
всех, кому будет интересно прочесть итоговый разбор и узнать имена победителей.

Начнём с того, что поблагодарим редакторов странички за тщательный и довольно строгий предконкурсный
отбор, за предлагаемые корректировки и улучшения.
Просим не огорчаться авторов, чьи стихи не попадают
в список конкурсных, это не значит, что они плохие, чаще всего они - не наш формат.

В активе - 23 работы, надо сказать, что в этот раз (сравниваем с конкурсом поучалок) все они по-своему интересны,
негатива с недоумением не вызывают - а это уже огромный плюс.

Итак, тема "Что растёт?" призывала рассказать о первых путешествиях малышей в мир фауны, о первых знакомствах
с тем или иным растением, мы просили не забывать об игровых сюжетах, быть логичными, не лгать, не надумывать
ерунды.
На первом этапе каждый стишок получит краткое редакторское резюме.

________________________________________
№1 - Грибной разговор

На одной лесной опушке
Волновались три волнушки:
- Нас с опятами опять
Не приходят собирать!

Грустный груздь сказал сморчку:
- Я все время начеку…
Подберёзовики ждут:
- Вдруг увидят, подберут?

Бровь нахмурил боровик:
- Не заметит нас грибник…
Без дождя мы от земли
На вершок не подросли.

Тут по шляпкам: Тук-тук-тук, -
Вдруг раздался робкий стук.
- Кто там?
- Дождик!
- Дождь! Ура!
Поливай нас до утра!

Ты же знаешь, под дождем
Очень быстро мы растем!
-   -   -   -   -   -   -

Интересная история, и в развитии своём, и в подаче хороша, персонажи грибного царства - все с характерами;
важность, необходимость дождя подчёркнута, любому ребёнку будет понятно.
Автору не откажешь ни в логике, ни в умении выстроить сюжет.
Нет надобности говорить о рифмах, размерах - всё исключительно хорошо. Нет сомнений, что нас снова упрекнут
в том, что одни длинные стихи попадают на конкурс, а другие - нет, дело не столько в длине, сколько в уместности её,
бывает, что можно полстихотворения вычеркнуть и оно только выиграет, а бывает, что каждая строка ценна и незаменима,
как здесь.

________________________________________
№2 - Одуванчик

Посмотрите-ка вокруг -
Желтым стал зеленый луг!
На лугу и там и тут
Одуванчики цветут.

Одуванчик золотой
Нам кивает головой.
Вот так чудо: до чего ж
Он на солнышко похож!
-   -   -   -   -   -   -

Милый персонаж, картинка светлая, добрая, ощущение от стишка - одуванчиковое;
лёгкость, ненавязчивость - это в плюс. Вне конкурсной конкуренции, то есть, сам по себе,
он неплох, но нам есть с чем сравнивать, потому пока ещё непонятно - в плюс ли простота подачи?
Жаль, что до одной из самых любимых ребячьих задач не дошли -  сдуть с одуванчика всю красоту и понаблюдать
за ней.

________________________________________
№3 - Грибная зарядка

Утро. Лес. Глубокий вдо-о-ох,
Так, ещё раз, сколько смо-о-ог.
По тропинке через чащу.
Дышим глубже,
               чаще,
                чаще!

Слева гриб. Наклон, вприсядку,
Вот лисички, вот маслятки.
Быстрый спуск под косогор -
Рядом с ёлкой мухомор.

Мимо, шагом... звонкий крик:
- Ой, смотрите, боровик!
Два побольше под осиной -
Вот и полная корзина!
-   -   -   -   -   -   -

Задорно исполнено, весело, очень по-детски. Сбор грибов и впрямь похож на зарядку, мухоморы нужно обходить стороной,
а полная корзинка, как итог, как награда за терпение и старательность.
Что тут ещё добавить? Рифмы, размер, развитие - всё в полном порядке.

________________________________________
№4 - Апельсин

Апельсин приплыл к Алёнке
Из заморских стран далёких.
Там он рос и днём, и ночью, -
Становился спелым, сочным -

Прятался в листве зелёной,
А теперь в руках Алёны
Рыжий-рыжий, сладкий-сладкий!
Как исчез во рту - загадка...

Мы потом с Алёнкой сами
Косточку в горшок посадим.
Пусть растёт в квартире нашей
И становится домашним!
-   -   -   -   -   -   -

Славная история одомашнивания заморского фрукта, жизненная, всамделишная.
сомнение вызывает начало, а именно - глагол "приплыл", он слишком буквально звучит, дети знают,
что такое "плавать", а тут требуется пояснение: как именно он приплыл. Можно легко перестроить
две первых строки, остальные ничего не потеряют, зато будет полная ясность и внятность.

________________________________________
№5 - Рыжий стишок

С ветки падал рыжий лист,
Морщил носик рыжий лис -
В рыжий день он шёл по следу,
А чьему - и сам не ведал.

Дивный рыжий аромат
Лиса вёл вперёд... назад...
Вдруг - грибочек-невеличка.
Рыжий лис нашел лисичку!
-   -   -   -   -   -   -

Хорошая какая идея - подружить эти два персонажа, игровой сюжет на родственности названий вполне получился,
очень часто лисички называют лисьими или лисичкиными грибами. И атмосфера стишка - рыжая, да.
Рыжий аромат - вот это вызывает некоторые сомнения, впрочем, метафоры ещё никто не отменял даже в детских стишках.

________________________________________
№6 - Лопух

Мы с братишкой в дождь попали,
Ничего, что зонт не взяли, -
Я сухой и брат мой сух -
Спрятал нас большой лопух!
-   -   -   -   -   -   -

Здорово и по-настоящему вкусно, пусть и о несъедобном лопухе речь идёт. Мало примет самого лопуха, кроме той, что листья его могут быть достаточно большими, но, вот, игровые моменты, логика и мастерская ёмкость - это большие плюсы. Стих - сам себе иллюстрация, а это важное и похвальное качество, тем более, если речь идёт о стишках для детей.

________________________________________
№7 - Ленивый арбуз

Лёг в пижаме на бахчу:
 - На зарядку? Не хочу!
Был арбуз наш карапузом,
А сейчас он - дядька с пузом!
-   -   -   -   -   -   -

Ещё один пример качественной ёмкости, где каждое слово на своём месте, где вырисовывается картинка, где есть логическое развитие сюжета.
Пижама - полосатый окрас, от карапуза до дядьки с пузом - закономерный рост. Удовольствие от подобных стишков неподдельное и о поэтике
(заметьте - уже 7-я работа, а придирок к рифмам и размерам нет, вот, что значит качественный отбор) говорить не нужно, с нею всё в порядке.

________________________________________
№8 - Каштаны

По каштановой аллее
Всё сильнее и сильнее
Барабанит град колючий,
А над городом - ни тучки!

То каштановые детки
Прыгают на землю с веток.
Отойди в сторонку, чтобы
Град тебя не стукнул по лбу!
-   -   -   -   -   -   -

Неплохая зарисовка про каштаны. Нам кажется, что это стихотворение для детей чуть постарше, которые смогут понять метафоры и обороты,
которые уже знают, что град колючий, что он может барабанить, что каштаны падают, согласитесь, что между "упал каштан" и "каштановые детки прыгнули на землю" - есть разница, которую не каждое детское восприятие осилит и решит.

________________________________________
№9 - Посланец

Прилетел на парашюте,
Все подумали, он шутит.
Одуванчик не шутил:
В грядку с луком угодил.
Огляделся, укрепился
И уже роднёй разжился!

Никакой не иностранец –
Луга пёстрого посланец!
-   -   -   -   -   -   -

Здесь после "все подумали" лучше поставить двоеточие или тире. А две финальные строки кажутся лишними,
иностранец-посланец - смыслом рифма мало оправдана. Хорошо отражён момент того,
что из этого крошечного семени "на парашюте" одуванчики и вырастают, собственно, засоряют грядки довольно быстро, было бы лучше,
если б вместо "не иностранец" было что-нибудь о том, что лучше расти на лугу, одуванчик, а не на грядках.

________________________________________

№10 - Мы дачники

Мы едем на дачу,
на дачу,
на дачу,
везем мы лопаты
и ведра в придачу.

Сегодня мы с Димкой -
помощники папы -
и дружно копают
три наши лопаты.

Три грядки-соседки
появятся быстро,
петрушку посеем,
укроп и редиску.

Мы дачники с Димкой,
мы дачники с Димкой,
мы сами сажаем
себе витаминки!
-   -   -   -   -   -   -

Витаминки - это те, которые в баночках, так их называют и дети, и взрослые, а в овощах - витамины, так было бы логичнее,
а то получается, что драже сажаете.
Хорошая огородная история, задорная, повторения делают её похожей на песенку или речёвку.

________________________________________
№11 - Одуванчик

Листочек резной отыскать очень просто -
Похож на пилу он и кажется острым,
Но мы не боимся порезать наш пальчик -
Ведь это знакомый нам всем одуванчик!

Он самый весёлый цветочек на свете!
Увидев его, вспоминаем о лете:
Как солнышком тёплым в траве золотился,
Как в шарик воздушный потом превратился.
-   -   -   -   -   -   -

Славный портрет, славный же акцент - форма листочка. Сравнение с шариком воздушным несколько спорно, возможно,
было бы лучше подобрать иной эпитет - пушистый, например. За превращение из цветка в шарик - отдельная похвала.

________________________________________
№ 12 - Капризные огурцы

В огороде,
у оградки
Огурцы лежат на грядке...
Стонут:
- Не было б беды -
Жить не можем
без воды!..
Сколько их ни поливай,
Все кричат:
- Еще давай!..
Поливайте каждый день,
Лейте все,
кому не лень!..
Подрастем мы вот
немножко -
Выйдет
славная окрошка!
-   -   -   -   -   -   -

Доброе, логичное, правдивое, без лишней надуманности. Хорошее впечатление оставляет этот стишок.
Хочется ещё отметить звукопись в огоРОде, у огРАдки огУРцы лежат на гРЯдке - чеканно.

________________________________________
№13 - ***

В грунт открытый, на Николу,
Мы сажали огурцы.
А сестрёнки Тата, Оля
Посадили леденцы.

Будем ждать мы урожая,
Все прополем грядки:
- А конфеты вырастают? -
Нас спросила Татка.
-   -   -   -   -   -   -

Не все взрослые знают, что значит "на Николу", дети - тем более. Сама идея - забавная, очень по-детски посадить конфетки
в землю и ждать урожая, но хочется, чтобы исполнение соответствовало задумке.
А ещё маленький совет: замените "нас" на "вдруг".

________________________________________
№14 - Крапива

Посмотрите, что за диво!
Под окном растет крапива.
Мама говорит:
- Не тронь,
Вот укусит за ладонь!

Я к крапиве подошла,
Разговор с ней завела:
- Знаю, ты кусаешь,
Может быть, и лаешь?
-   -   -   -   -   -   -

Крапива дивом показалась - это немного странно, ничего примечательного на вид в растении нет,
"не тронь, вот укусит..." - вряд ли в разговоре прозвучало бы слово "вот", скорее - "она тебя укусит" или - раз уж с такой придумкой -
"как укусит", хотя, применительно к крапиве обычно говорят - ужалишься.

Интересна попытка диалога, детское мышление: раз кусается, то и лаять может, - это в плюс.

________________________________________
№15 - Нектарин

Брат я персику, но гладкий,
Ярко-розовый бочок.
А на вкус я очень сладкий -
Положи на язычок!
-   -   -   -   -   -   -

Не такой уж и популярный фрукт - нектарин. Истории или какого-то сюжета здесь нет, такой себе, простенький стишок,
вероятно, он бы неплохо смотрелся в серии из себе подобных - опознавательно-различательных.

________________________________________
№16 - Свистульки

У акации цветочки -
Словно жёлтенькие почки.
А потом из этих почек
Выйдут славные стручочки.

Ты погладь стручок по спинке
И раскрой на половинки,
Зёрна вынь, сложи опять -
Смог стручок свистулькой стать:

То дуделкой, то пищалкой -
Дуй, свисти, пищи - не жалко.

-   -   -   -   -   -   -

Здесь сюсюканье несколько оправдано, ибо плоды капусты и акации называются стручочками, но всё равно остаётся неприятный приторный
привкус после прочтения, уменьшительно-ласкательные суффиксы не украшают речь.
История достоверная, даже не история, а пособие, кто не делал такие пищалки в детстве?

________________________________________
№17 - Колючки (Репейник, Лопух)

Я – лопух, мои колючки –
Приставалы и липучки.
Уколю тебя, как ёж,
Если рядышком пройдёшь.
Так что, встретишь на пути,
Не касайся – обойди!

-   -   -   -   -   -   -
Да, и приставалы, и липучки - хорошие слова нашли, точные, а как противно колется старый репейник - просто жуть.
Замечательное "досье". Внятно, чисто, просто и доходчиво.

________________________________________
№18 - Вышла Маша в огород

Вышла Маша в огород,
В огороде - лук растёт.
И морковь косичкой машет.
Кто польёт морковку? Маша!

Это - толстый кабачок
Отлежал себе бочок.
Примостилась тыква с краю
И на солнце загорает.

Ой! А где у нас капуста?
Нет её! На грядке пусто -
Только сохнет кочерыжка.
Это кто у нас воришка?

А козёл из-за ограды:
- Бе-бе-бе, делиться надо!
Удержаться я не смог -
Очень сладкий был вилок!
-   -   -   -   -   -   -

Хорошо, что редакторов страницы не смутила длина стихотворения, совершенно замечательная огородная история в картинках,
тот случай, когда и эпитеты точны, и цвета сочные. Все овощи колоритные, разговорное "вилок" не портит картину,
да и персонаж козёл не кажется лишним.

________________________________________
№19 - Липа

Расцветает в роще липа -
Всюду сладкий аромат!
Как загруженные джипы,
Пчелы дружные гудят.

Мне не страшно любоваться,
Как работа их идет, -
Пчелам некогда кусаться,
Собирают пчелы мед.

Деловито облетают
Каждый желтенький цветок, -
Скоро-скоро будет к чаю
Вкусный липовый медок.

-   -   -   -   -   -   -
Сначала сравнение с джипами показалось тяжёлым, угловатым, но дети, в принципе, вполне представляют себе эти машины,
хорошо уточнение про то, что пчёлы, занятые работой, не кусаются. "Деловито" - взрослое слово, придётся вам его пояснять.
А вообще - яркая картинка.
________________________________________

№20 - Жёлудь

Возле дуба на тропинке
Толстый желудь греет спинку,
Ловит солнце на бока,
Важно смотрит в облака:

- Как дождем прольются тучи,
Корень я пущу могучий!
Чешет свой зеленый чуб:
- Я уже почти что дуб!

-   -   -   -   -   -   -
Какой интересный персонаж, ваш жёлудь. Все эпитеты и характер его иллюстрируют, и картинку создают, кажется, что даже
голос возможно представить. "Зелёный чуб" - прелесть.

________________________________________
№21 - Подснежник

На проталинке весной
Появился гость лесной.
Очень нежный, белоснежный
Свой цветок раскрыл подснежник.
Головой своей кивнул,
К небу листья протянул.
Снега он не испугался,
К солнцу вешнему пробрался.
Только помните, друзья,
Рвать его совсем нельзя!
Пусть подснежник молодой
Украшает край родной!
-   -   -   -   -   -   -

Белоснежный - подснежник - неинтересная рифма, как и кивнул-протянул,
испугался-пробрался, тот случай, когда рифмы обедняют картинку;
сам по себе стишок неплох, но, к счастью, нам есть
с чем сравнивать и на фоне прочих он проигрывает, можно было и в меньшее количество строк уложиться.
Обязательно доработайте.

________________________________________
№22 - Подорожник

Ты найдёшь его всегда
Вдоль дорожки без труда.
Листья крупные растут,
Подорожником зовут.
Он невзрачный и простой,
Но всегда помощник твой.
К ранке листик приложи
Да покрепче привяжи.
Ранка быстро заживёт,
Боль, обида пропадёт!
-   -   -   -   -   -   -

Если поменять местами вторую и первую строки, уйдёт некоторая инверсионность, ощущение, что автор спешил,
обида от ранки? не очень верится, боль - да. Хороший совет, спору нет, только эпитет "крупные" мало что рассказывает, подумайте ещё.

________________________________________
№23 - Горох

Зелёный горох
Раскрывает ладошки:
- Берите, для всех
У меня есть горошки!

-   -   -   -   -   -   -
Хорошая зарисовка, опять такое ощущение, что в небольшом цикле, написанном в подобной манере, она бы ещё лучше смотрелась.
Картинка замечательная получилась, ёмко, правдиво, цельно и неожиданно.

________________________________________
Что ж, пора шагать дальше. Сразу скажем, что все двадцать три работы (с доработками и без) мы соберём в электронный буклет "Что растёт?
Собственно, такой жёсткий отбор на раннем этапе был проведён сознательно, чтобы сразу наметить материал для библиотеки,
молодцы, вы его прошли, стишки, действительно, приятно было читать и разбирать. Постараемся найти достойные иллюстрации.

А победители конкурса, между которыми будет разделён призовой фонд и которые отправятся в анонс на ГС, вот они:

№5 - Татьяна Гарг - http://www.stihi.ru/avtor/myboard
Рыжий стишок - (родство лиса и лисички) - 150 баллов

№20 - Татьяна Чудинова - http://www.stihi.ru/avtor/tatianachudin
Жёлудь (персонаж очаровательный) - 150 баллов

№23 - Дядя Игорь - http://www.stihi.ru/avtor/kidzz
Горох (щедрые ладошки у горошка) - 200 баллов

№17 - Фрида Полак - http://www.stihi.ru/avtor/fridapol
Колючки (колючий и приставучий, именно так) - 200 баллов

№12 - Николай Белозубов - http://www.stihi.ru/avtor/estetka9
Капризные огурцы (капризные, но правильные) - 300 баллов

№1 - Ольга Ашто - http://www.stihi.ru/avtor/sestri4ka
Грибной разговор - (отлично исполненный разговор) - 300 баллов

№18 - Ирина Михайловна - http://www.stihi.ru/avtor/iezhova
Вышла Маша в огород (не огород, а картинка просто) - 300 баллов

№6 - Наталья Капустюк - http://www.stihi.ru/avtor/netika
Лопух (непревзойдённая ёмкость и лаконичность) - 500 баллов


Спасибо, что не забываете про техническую сторону, про интересные рифмы, про игру и цельность, остаётесь логичными и уважаете маленького читателя,
работайте дальше, успехов Вам.

Успехов всем!

Редколлегия сайта "Книга Радуг"

_____________________________________________

Не забыли мы и про приз читательских симпатий, читатели оказались единодушны с нами и тоже выбрали стишок про Лопух, так что, автор получит ещё + 200 баллов.
Поздравляем!