Двигатель Яловеги

Александр Шерстюк
ВАМ НУЖЕН ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА?
ПОЖАЛУЙСТА, НА ЧЁРНОМ РЫНКЕ

Гениальное изобретение профессора Николая Васильевича ЯЛОВЕГИ
много лет не признавали, а теперь им тайно торгуют мародёры от экономики


Возможно, читатели это имя – профессора Яловеги – уже запомнили по нашим предыдущим публикациям (статьи А. Шерстюка «Праведная ярость настоящего учёного» в «41», № 24, 1.4.1994, и «Теорема профессора Яловеги» , «41», № 15, 18.2.1999). Но и тем, кто знаком с этими публикациям, а наипаче всем остальным, будет интересно познакомиться с профессором поближе. Как и его разработки, биография у него уникальная.


Головорез

14 лет своей начальной жизни будущий доктор технических наук профессор Н.Яловега (родился 15.10.1926) провёл в лагерях. Не в пионерских, а в большевистских. Когда русский народ был объявлен дровишками для разжигания пожара мировой революции, его родители не могли не попасть в этот костёр. Отец был дворянского роду, а мать казачка, и загремели они в полупустыню на север Киргизии, рыть Атбашинский канал. Было там много интеллигентов, русских, немцев и венгров, учёных с европейским образованием. В концлагере была немецкая школа, в ней Коля учился. Из учителей наиболее запомнил профессоров-зеков Геттингера из Баварии, Гейера из Лотарингии. Последний был учеником самого Резерфорда, ранее работал в его знаменитой Кавендишской лаборатории.

Когда шла Великая Отечественная, Яловега попал, говоря по-нынешнему, в спецназ. После особой подготовки был зачислен в отряд, который забрасывали в тылы врага. Задача была проста: убрать всех до единого на той или иной точке, желательно бесшумно, действуя только ножами. Однажды в Румынии они, 18 человек, должны были вырезать, по данным разведки, гарнизон из 70 человек, а там оказалось 200. Но справились, и без потерь. Яловеге, командиру отряда, шёл тогда 18-й год. Писать об этих отрядах стали только через много лет после войны. Их называли «серыми гусями».

Но первой жертвой Яловеги стал преподаватель их курсов – поляк, садист, издевавшийся над курсантами. Он был зарезан прямо на уроке. Компетентные органы потом нашли, что курсант был прав.

Позже яростный характер Яловеги не раз проявлялся уже в мирной жизни. Будучи студентом Бауманки, отличником, получая именную стипендию им. Н. Е. Жуковского, Яловега избил одного негодяя, тоже студента, но подлеца. В бытность начальником приборного отдела у «Короля» – генерального конструктора космических кораблей С. П. Королёва, – Яловега по просьбе шефа тестировал академика Ландау, а тот явился с девицей, вёл себя развязно, гладил её выше колена – и Яловега приказал ему немедленно привести себя в порядок. Тестирование выявило полную профнепригодность нобелевского лауреата для использования его с его же теорией газодинамики для расчёта ракетных струй. На конкретные научные вопросы «Дау» отвечал лепетом. Более тщательное рассмотрение всех трудов оного академика, для чего Яловега посвятил специально выделенные две недели, показало 100%-ную их компилятивность.

Уже работая в Зеленограде (приглашён был К. А. Валиевым; докторскую диссертацию защитил здесь, работая над эпитаксией и диффузией, главным оппонентом был Старос, ставший затем его другом), Яловега однажды дерзко сказал министру А. И. Шокину, что запрещает ему появляться на руководимом им участке без своего разрешения (сказано было как раз в момент такого несанкционированного появления). Большинство «высоких» посетителей, вплоть до работавших в 4-м отделе ЦК, курировавшем оборонку, Яловега то и дело уличал в технической безграмотности, несмотря на их учёные степени (и будущий министр Колесников на прямой вопрос: что он имел в школе по физике и химии, ответил: «Тройки». Ну, прямо второй Черномырдин). Открыто говорил им, что закупленное в США за сотни миллионов долларов оборудование там списано как устаревшее, и такие закупки – преступление.

В 1974 году Яловега обнаружил, что его закрытые разработки кто-то ворует – явные следы обнаружились в изданиях в США (Яловега владеет испанским, немецким, английским и 5 тюркскими языками). Он вычислил, что его разработки за рубеж попали конкретно через начальников главков МЭП Федоренчика и Пролейко. Федоренчик был к тому же первым замом Шокина. Яловега обратился с письмами в МЭП, КГБ и в 4-й отдел ЦК КПСС. Следом и Старос послал письмо лично Брежневу (считая генсека своим другом; на что Яловега заметил Старосу, что «там» та-акие друзья, что сдадут первому попавшемуся менту, да ещё скажут отдубасить дубинкой), описывал все безобразия, творившиеся в микроэлектронике. Однако Шокин тогда был в силе, отстоял своих подопечных, и обоих авторов писем подвергли остракизму. Староса сняли с директорства крупной электронной фирмой в Ленинграде, загнали в Хабаровск. Яловегу выперли из Зеленограда в Якутию, на полюс холода Оймякон; затем знакомый марийский секретарь обкома партии добился перевода его к себе в Йошкар-Олу. Где Яловега основал две кафедры в политехе – технической кибернетики и прикладной математики и где его через 3 года вызвали в КГБ, принёсли извинения и показали съёмки, сделанные скрытой камерой. В кадрах – Федоренчик, переодетый, с поддельными документами, садится в самолёт, улетающий в Швецию (КГБ здесь лопухнул, на Лубянке поздно догадались что к чему и не сцапали иуду). Другому предателю, Пролейко, дали срок, отсидел он 7 лет, ныне удрал доживать свою поганую жизнь в Штаты.

Сейчас Яловега объявил новую войну – мародёрам, тайно торгующим его двигателями.

Изобретатель экстракласса

Изобретений у Яловеги не так уж много – 44. Меньше, чем у Эдисона или Теслы. Но у тех работали десятки и сотни сотрудников, а в нынешней фирме Яловеги НВП «КОПЭН» – только он да его сын Сергей, кандидат наук. Однако главное – не количество, а качество. 21 изобретение Яловеги было установлено на борту космических кораблей.

Последнее из своих изобретений Яловега мне показал в своей лаборатории, вытащив из ящика письменного стола. Это принципиально новая муфта для соединения валов. Обычно диаметр муфты значительно больше диаметров валов, и соединяются половинки её обрезиненными пальцами-болтами. Требуется много места, точная соосность. У муфты Яловеги диаметр равен диаметру валов, точная соосность не требуется, так как муфта имеет 12 (!!!) степеней свободы. Как это возможно, спросите вы? О, господа, идите, посмотрите и упадёте в обморок от восхищения: два взаимно перпендикулярных эвольвентных зацепления – что может быть краше, это просто поэма. Рабочий элемент муфты можно носить в портмоне. Нет никакого сомнения, что эта муфта завоюет мир.

А теперь о другом изобретении – двигателе Яловеги.

Известно, что в большом семействе электродвигателей абсолютное первенство принадлежит АД – асинхронным двигателям, они потребляют 70% всей вырабатываемой в мире электроэнергии. Казалось бы, что здесь такого, пусть себе кушают на здоровье эту энергию, лишь бы всё везде крутилось, вертелось, плюхалось, ковалось и т.д. – производило нужные людям вещи. Но всё дело в греческой буковке, которая называется «эта», у неё этакий длинный обезьяний хвост и ею обозначают к.п.д. – коэффициент полезного действия. На бирках, приклёпанных к двигателям, «эта» проставлена такой, как у нас в советское время была явка на выборах – под 100%. Но это фикция! Для такого к.п.д. надо обеспечить номинальный режим – абсолютно ровную нагрузку и точную электросеть. То есть идеальные условия работы. Но в жизни ходят не по бумаге, а через овраги. Реально и нагрузка имеет эпилептические припадки, и сеть скачет напряжением, перекашивается физиономией – то бишь фазами. В результате реальный к.п.д. у АД не превышает 12%. Яловега провёл тысячи замеров в промышленных условиях и всё это показал. А просчитав суммарный к.п.д., начиная с топлива для электростанций до рабочего инструмента, получил менее 2%. Всего 2%! Вот вам и «эта» с обезьяньим хвостом – мартышкин труд! Остальные 98% впустую греют космос (энергия переходит в тепло). Так что стройте после этого, дорогие люди, новые ГЭС, АЭС, ТЭЦ, решайте так свои энергетические кризисы, сжигайте мировые запасы топлива, его осталось уже на донышке.

Двигатель Яловеги имеет реальный к.п.д. 96 – 40% (последнее значение – в самых диких условиях). Выводы делайте сами.

Вращение поля или... завихрение мозгов? (Глобализация глупости)

Как же это всё получилось? АД работают уже 113 лет, и никто не заметил их профнепригодности? Заметили. Поначалу энергию не считали, строили-возводили электростанции, движки крутились, ну и ладненько. Когда давянули кризисы, люди задумались. Тоже, как и Яловега, стали подключать к двигателям разные меряющие приборчики, получили те же мизерные цифры к.п.д. (иначе и быть не могло). Задумались мировые учёные, стали разрабатывать-улучшать этот АД, да результат им аукнулся близкий к тому самому реальному к.п.д. – оказался почти нулевым.

В чём же дело? Неужели мозги у всех оказались обезьяньи? Представьте, что да. Обезьяны, как известно, умеют только подражать. И эти учёные подражали. Кому? Изобретателю АД Михаилу Осиповичу Доливо-Добровольскому. Этот парнишка, ставший германским банкиром и купивший фирму Эдисона, закончил всего лишь 2-годичное ПТУ, в изобретённый до него однофазный двигатель вложил обмотки ещё двух фаз и сказал, что ротор вращается потому, что вращается магнитное поле. Для пущей убедительности ротор вынимали из статора, помещали вместо него железную банку – и та с диким грохотом начинала мотаться по внутренней орбите движка. «Громче всего заявляет о себе пустая консервная банка, привязанная к хвосту кота», – сказал афорист Лец. Не на этот счёт, а вообще. Но попал точно в десятку. Ибо загипнотизированные банкой учёные приняли как само собой разумеющуюся версию о вращающемся магнитном поле. «Ну ведь это же так оче-видно!» Яловега это явление называет глобализацией глупости. Которая, однако, не безобидна, она поддерживается мощными заинтересованными структурами. В России это бывший ВНИИ Электропривод (сейчас ОАО «Электросервис»), НИИЭ им.Кржижановского, Минтехэлектропром и др.

Итак, законодателем МОД (аббревиатура инициалов Ф.И.О. изобретателя трёхфазного АД) оказался человек, схвативший в электротехнике лишь самые вершки. Когда он предложил свою электромашину, год был 1888. Ещё не известен электрон (его открыл Томсон в 1897), движение которого и есть электроток в двигателе. Но уже написаны для электромагнитного поля 7 уравнений Максвелла (1864) – раньше, чем были открыты Герцем сами электромагнитные волны (1886-1889). Доливо-Добровольский умер в 1919, все эти открытия намного пережил и, казалось, мог ими проверить свой постулат насчёт вращающегося магнитного поля. Сам неуч, ну так кому-либо поручил бы это сделать. Но он был не только неуч, но и самоуверенный невежда.

Казалось, Томсон, Максвелл – вот он, теоретический базис, для того чтобы разобраться, что же движет пустой консервной банкой – может, не вращающееся поле, а какой-то другой кот? Ннет, этто оче-видно! Слепые поводыри (М.О.Д.) слепых (зомби)! Потому-то ничего у них, зомбированных, и не получилось. Начинать поиск улучшенных вариантов двигателя надо было с пересмотра теории. Ведь, казалось бы, это так просто: поставить эксперимент – если есть вращающееся магнитное поле, то должен быть и ток индукции в определённо расположенных проводниках. Яловега расположил эти проводники, замерил. Нуль, никакого тока. Нуль, господа присяжные заседатели!

«Король» дал всё

Прежде чем развить тему «присяжных заседателей», надо очертить вкратце вехи создания нового двигателя.

Датой рождения своего двигателя Яловега считает 22.10.1961. Тогда он работал у С. П. Королёва. К «Королю» был взят из ОКБ по электрооборудованию боевых гусеничных машин, где Яловегу в 25 лет назначили начальником и главным конструктором после того, как на стрельбах, проводившихся под личным контролем министра обороны Булганина, он быстро определил причину отказа генератора автоматизированной системы танка Т34. Итак, началась работа в космической фирме. Яловега рассказывает:

– Через неделю после того, как я возглавил отдел, мы испытали МГД-насос, линейный, с бегущим полем, для жидкометаллического теплоносителя первого контура ЯЭУ на быстрых нейтронах. Разработчики – АН Латвии и АН СССР – занимались этим 3 года с отличным финансированием. Заходит Королёв: «Эту слоновью клетку ты предлагаешь на борт?» Я ответил: «Можно спроектировать лучше». – «Хорошо, даю месяц, любые кадры, редкоземельные материалы. Но если через месяц малогабаритного МГД-насоса не будет – уволю». Через месяц такой насос был готов – масса в 103 раза меньше (11 кг вместо тонны с гаком), а к.п.д. в 10 раз выше, чем у разработанного АН. Основой насоса был принципиально новый двигатель, двигатель Яловеги.

Но замысел такого двигателя родился у Яловеги, конечно, раньше. Ещё в студенческие годы (а закончил Яловега, ещё до МВТУ им. Баумана, Крымский институт в Симферополе и Инженерное морское училище в Одессе, имеет звание капитана I ранга; везде полный курс проходил ускоренно, за 2-2,5 года), в 1949 году (в 23 года) он проделал строгий анализ топологии магнитного поля в АД, полей токов в роторе и предложил свою схему и конструкцию. Уравнениями математической физики он показал ошибочность доказательств вращения вектора магнитной индукции путём перемещения контура поля по диаметральной плоскости корпуса АД – т.е. несостоятельность «вращающегося поля». Результаты пытался опубликовать, но в издательствах, «едва увидев, что я покушаюсь на Доливо-Добровольского, человеки превращались в камышовых котов и кошек в состоянии бешенства».

Затем много лет профессору было не до своего любимого детища – нового двигателя. И лишь в 1986 году он вернулся к нему. В мастерских ВНИИПП, рядом с Зеленоградом, был изготовлен первый десяток 3-фазных двигателей по новой схеме Яловеги. Добрым словом Яловега вспоминает помогших ему тогда директора ВНИИПП В.Гущина и его зама, «уникальнейшего по доброте и мастерству снабжения» Лазаря Молчатского.

Начались хлопоты, связанные с испытаниями. Во ВНИИ Электроприбор («громадном по наукообразию», говорит Яловега), как и ни в одном другом НИИ в Москве, стендов для испытаний не оказалось (!). Пришлось двигатели везти в Томск, в ПО «Сибэлектромотор». Испытания и стендовые, и промышленные подтвердили уникальные характеристики двигателя Яловеги. Двигатели стали делать различные заводы. По своей инициативе, по договорам, без указаний московских чинуш. Особенно успешное применение они нашли в нефтепроме. Так, на скважинах ранее использовавшиеся двигатели были длиной 6,6 м. Их переделали: «питона» порезали на 6 колбасок, в каждую вплели обмотки заново, по схеме Яловеги, и получили 6 коротких двигателей. Результат: каждый новый короткий двигатель мощнее исходного большого в 2 раза; потребляет энергии в 4,5 раза меньше; весит в 14 раз меньше, выходит из строя в 10 раз реже.

Двигатели Яловеги на нефтяных станках-качалках потребляют электроэнергии в 8-10 раз меньше традиционных. И т.д. Модификаций двигателей много (есть двухфазные и трёх; а сколько конструктивов – в зависимости от мощности и условий применения).

Воры – поимённо

В 1996 году двигатель получил патенты США, Канады, Австрии, Англии, Франции, Италии. В России – только в 1997 году, хотя заявки подавались регулярно, начиная с 1976 года. Сейчас ВНИИГПЭ завален заявками на этот двигатель – многие хотят получить патент, что-либо там чуть изменив.

Эти-то ладно, пусть на свою мелочёвку получают документ. Вон пишут, что на велосипед, вокруг да около него, в мире уже оформлено 18 тысяч патентов. Хуже другое. Тот, кто содействовал изготовлению двигателей (а значит, имел на руках всю документацию), в конце концов не устоял перед искушением и внелицензионно стал тайно изготавливать их и продавать на сторону. А денежки пошли им немалые. Так, К. Беланов, главный энергетик Московского нефтеперерабатывающего завода, что в Капотне, берёт предоплатой по 50-72 тыс. долларов за каждый мотор и кладёт лично себе в карман по 20 тыс. долларов. Скрываясь при этом не только от патентовладельцев, но и от налоговой инспекции.

Двигатель Яловеги делал также Сафоновский электромашзавод. Оттуда документация как своя собственная была тайно от Яловеги продана в ОАО «Электросервис». Имена участников сделки известны: В. Пономарёв (научный сотрудник ОАО «Электросервис»), Милешина (гл. конструктор ОАО «СЭЗ»), Ю.Софроненков (его зам).

Сотрудник ВНИИГПЭ Мириманян скопировал две заявки Яловеги как свои и получил патенты в Армении. (Хотя затем, в силу полного непонимания ноу-хау двигателя, мошенники так и не смогли воспроизвести его.)

Тот же Беланов с МНПЗ с помощью харьковчан – Э. Дубинского и Ю. Стеценко, имеющих друзей в патентном ведомстве Канады, получил  канадский патент на погружной насос Яловеги (Яловега имеет на него патент, а Беланов и в глаза не видел).

Главный конструктор Московского завода им. Ленина В. Радин тайно от Яловеги заключил договор на изготовление двигателя в ВНИИПТИЭМ во Владимире, а потом в Киеве сделал доклад о «своей разработке».

Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! Есть там или нет вращающееся поле, а воровать с этого поля в свои закрома есть чего. Объявляется готовность № 1 судов к рассмотрению всех этих дел, ибо Яловега подаёт на вас, граждане воры, в суд. Резать ножом он вас не собирается.

Список ответчиков гораздо длиннее, чем здесь обозначено.


ИЗ БЕСЕД С ЯЛОВЕГОЙ

– Николай Васильевич, вот Ландау вы забраковали, а кого из учёных нашего времени почитаете?

– Трепетно – С. П. Королёва. Ещё – И. Е. Тамма и его ученика А. Д. Сахарова, создавших самую мощную водородную бомбу, что спасло нашу державу. Кстати, Тамм лично рекомендовал меня сразу на 4-й курс Крымского института, в 1944 году. Назову и П. Л. Капицу. И Жореса Алфёрова – это настоящий нобелевец, не дутый. Самая светлая память моя и о Старосе.

– О Сахарове один журналист написал, будто он украл идею бомбы у какого-то солдата.

– Чушь несусветная! Бомба – такое чудовищно сложное дело, что там сто докторов наук надо только на то, чтоб заниматься технологией. А ведь ими ещё треба руководить.

– Вы выросли в концлагере. Как вы относитесь к Сталину? Некий журналист – кажется, его псевдоним Вульф – постоянно обзывает его то Сухоруким, то другими нехорошими эпитетами.

– О Сталине лучше всего сказал его враг Черчилль: принял Россию с сохой, а оставил с космическими ракетами. Иные мнения – мнения злобных плюгавых мосек. Когда я был в лагере, Сталин издал указ  (...)   А этому писаке Вульфу лучше прикрыться другим именем – Вульвой, оно ему больше подходит.

– Но разве Сталин не уничтожал людей?

– А что, прикажете гладить по головке тех, кто учинил разбой? Может, и сейчас будем кручиниться по Дудаеву, Хаттабу, Басаеву? Если уж гладить таких, то – как Троцкого – ледорубом по макушке. Время Сталина – время возмездия.

– А вы допускаете, что на одно и то же могут быть разные точки зрения?

– Допускаю. Но между разными точками зрения надо уметь делать выбор, опираясь на знания. Приведу пример. У нас в лагере сидели белогвардейцы, убившие Чапаева. Они рассказывали о его смерти совсем не так, как описано у Фурманова или показано в фильме «Чапаев». Во-первых, бой был не ночью, а днём. Петьку схватили и забили ногами. А с Чапаевым поступили жесточайшим образом: вырезали у него то, что между ног, и, раздвинув шашкой зубы, вложили в рот. Так, связанным, оставили, пока он не умер. Это старинная казацкая казнь. Что вы выберете – жестокую правду или красивую легенду?

– Почему вы, вернувшись из ссылки, когда вам предложили стать замдиректора Научного центра, отказались? Потому что Ю. Н. Дьяков, директор, ваш бывший аспирант, ученик, и дело в амбициях?

– Какие могут быть амбиции в державных делах! Просто у нас разные характеры, и я не хотел сталкиваться.