Ведогонь-театр

Александр Шерстюк
ВЕДОГОНЬ-ТЕАТР:
ДУХ ИГРИЩ И СВЕТЛЫХ СНОВ
Первый профессиональный театр в Зеленограде открывает свой первый сезон


В начале очерка о новом театральном коллективе назойливо лезет классическое «театр начинается с вешалки». Но тут же появляется искушение уйти от внешнего эстетизма, задаваемого этой формулой, и перефразировать её на сущностную: «театр начинается с имени».

– О, да вы понимаете, что значит Имя? Это то, что надо ещё заработать! – мгновенно возразит какой-нибудь придирчивый читатель. И будет по-своему прав.

И всё-таки имя, даваемое новорожденному, имеет некий задающий смысл. Так начнём же с него.

Слова «ведогонь» вы не найдёте ни в одном современном словаре, нет его и в словаре Даля. Но это не значит, что оно соткано, скажем, из «ведания» и «огня» каким-нибудь современным любителем неологизмов. Нет, это слово является вполне законным дитём народной языковой стихии, но только относится к давно ушедшей древнеславянской эпохе.

А отыскано оно в богатейщей кладовой – знаменитом трёхтомнике «Поэтических воззрений славян на природу» А. Н. Афанасьева (к сожалению, не переизданных до сих пор за все годы коммунистической и посткоммунистической эры). И означало это слово у славян дух, который может существовать отдельно от тела, жить собственной жизнью и определять ею жизнь тела.

Итак, названием театра взята очень высокая и обязывающая нота, сделана как бы программная заявка на всю его будущую сценическую жизнь тела.

Дал это имя театру его основатель и руководитель Курочкин Павел Викторович. Отчество здесь можно было бы и опустить – Павел, что называется, «молод и красив», но трёхмерное человеческое именование (где отчество – проекция прошлого, имя – настоящее,  фамилия уходит в будущее) необходимо в торжественных случаях как отличительный знак уважительного отношения к виновнику торжества.

История театра начинается с предыстории. В 1985 году Павел Курочкин, коренной зеленоградец, закончил Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина при Малом театре. С группой выпускников, в которую входила и жена Павла Елена Шкурпело, был направлен в Зеленоград, открыл здесь детскую студию театрального искусства. В 1988 году эта же группа основывает МИЭТ (никакого отношения к аналогичной зеленоградской аббревиатуре) – Московский историко-этнографический театр. Студия же, пережив несколько переездов, осела наконец в детском клубе «Зенитовец», что до недавнего времени был в 6 районе.

Перестройка, эволюционируя в катастройку, тяжёлым катком прошлась по самодеятельному творчеству, «Зенитовец» перестал существовать, но энтузиазм студийцев был поддержан новыми экономическими структурами. Ведогонь-театр, получивший статус юридического лица в августе-92, живёт благодаря АО «Дока», инновационному банку «Технополис» и ассоциации «ИнтерЗеленоград». Эти попечители оплачивают все расходы связанные с содержанием театра. Рентабельность у такого заведения может быть только одна – духовная.

Сегодня в театре 18 актёров, к организаторам-профессионалам добавились повзрослевшие студийцы, которых отобрало время. Своё мастерство они продолжают совершенствовать, учась в Институте культуры и других вузах Москвы, а также в самом театре (здесь есть несколько классов и опытные педагоги. Кстати, сам Павел Курочкин одновременно преподаёт актёрское мастерство в ВТУ им. М. С. Щепкина). Не забыто и о питательной среде – при театре открыта подготовительная группа, сейчас в неё идёт запись подростков.

Каков же репертуар театра и, вообще, каков его дух? Здесь мы возвращаемся к имени театра. Одной из основ его является славянская мифология, народное творчество, поэзия крестьянских праздников. На этой основе поставлены, например, «День-денёшенек, встань, пробудись!» (по А.Н. Афанасьеву) и «Старинные игрища», репетируется спектакль «Пахомушка» – по народной драматической игре.

Историко-этнографическая основа театра сильна и заметна, но она органично сочетается с основой литературно-драматической. Это инсценировки по Пушкину («Сны о Татьяне»), «День лицея», репетируется «Русалка») и Чехову («Грешные люди»), по Лесе Украинке («Одержимая»), по ранним рассказам Распутина (Я буду приходить...»), по Пантелеймону Романову («О хороших местах, светлых снах и окаянной жизни»).

Постановщиками спектаклей являются: одних – Павел Курочкин, других – Елена Шкурпело. «Одержимая» поставлена Михаилом Мизюковым, режиссёром историко-этнографического театра.

Музыкальный фон спектаклей разнообразен. Это не только народная музыка, но и романтично-астральный Чюрлёнис («Я буду приходить...»), и православно-гармоничный Сергей Рахманинов рядом с диссонансным Кшиштофом Пендерецким (в спектакле по П. Романову).

Внешним и внутренним обликом театра занимается известный театральный художник Евгений Цеглов. По его проекту идёт переоборудование скучного здания т.н. хозблока (это корп. 617, он рядом с двором – ящиками и т.д. – 6 торгового центра, незавидное соседство!), преображение его в художественно интересный и достойный искусства дом. Все строительно-оформительские работы, кроме сварочных и малярных, выполняют сами актёры.

Зрительный зал театра невелик – 40 мест, и никаких тебе «ложи блещут». Но что иное можно придумать и соорудить из обычных жэковских комнат? Впрочем, чтобы увидеть искусство, зрителю не обязательно сидеть в гудящем тысячелюдном улье и смотреть в бинокль.

Театр полон последней предсезонной суеты. Пробравшись через картоны, банки с краской, какие-то пни и прочую бутафорию, мы с Павлом Курочкиным усаживаемся на сцене и говорим об уникальном крестьянском театре древнего брянско-вщижского села Дорожёво, и мне удивительно, что собеседника на эту тему я нашёл в насквозь технополисном электронно-односторонне-флюсном городе.

А в комнате по соседству идёт спевка, звенит пронзительная «Весна-весняночка» – гукальная песня моей родины, моего детства.


«41», № 40, октябрь 1992 г.