Пушкин и алкоголь

Эдуард Кукуй
***
Повезло русской поэзии
от смешения кровей:
кровь славянская-
магнезией*
от эфиопских фалашей!*

Из всех Петровых
приключений
не сыщешь лучше,
наверняка-
потомок Ганнибала-
Гений!
Что значит-
лёгкая рука!


*
магнезия(окись магния)- вспышка в фото
фалаши- эфиопские евреи,
ныне репатриировавшиеся
в Израиль.

***
ИЗ ИНТЕРНЕТА
"Европейцы генетически запрограммированы употреблять алкоголь и есть нездоровую пищу, чего нельзя сказать об азиатах. К такому выводу исследователи Абердинского университета пришли в ходе анализа ДНК. [2011-07-16]
http://mygenome.ru/news/?s=100
***
ИЗ ИНТЕРНЕТА
http://g-egorov.livejournal.com/829.html
Пушкин и алкоголь
А.С. Пушкин: «Напрасно выпить за здоровье просишь !»

В 1814 году, посвящая строки князю
А.М.Горчакову, Пушкин-лицеист вы-
ставляет античного мудреца Эпикура
идеологом хмельных удовольствий.
Поэт в этом случае воспроизводил лишь
давно существовавшие алкогольные
предрассудки: «Давайте пить и веселиться,
Давайте жизнию играть… Пусть наша
ветреная младость Потонет в неге и вине»

Но, отправляясь на дуэль в январе 1837 года и зайдя в кондитерскую. Поэт просит выпить не вина или водки, а… стакан лимонаду или воды ( есть на сей счёт свидетельство секунданта)…

В известной «Вакхической песне» Александр Сергеевич Пушкин восклицал: «Полнее стакан наливайте! На звонкое дно В густое вино Заветные кольца бросайте!» В юности поэт играл роль, заданную ему его окружением. Но именно ИГРАЛ! О себе он говорит в 1824 году: «Всё люблю я понемногу- Часто двигаю стакан, Часто пью- но, слава Богу, Редко, редко лягу пьян». В селе Тригорском поэта ждала благородная жжёнка- горячий напиток, приготовлявшийся в дружеском кругу из коньяка или рома, сахара, лимона и пряностей ( её Пушкин в шутку называл «Бенкендорфом» за усмиряющее влияние на желудок).
Заметим, как в «Евгении Онегине» семья провинциальных дворян Лариных принимает гостей. Двух женихов для дочерей они встречают без спиртного, выставляя всего лишь кувшин с брусничной водой. «Жмоты!»- пожалуй, скажет кое-кто из современных читателей. Завидные женихи тогда приезжали во второй раз. Их опять уважили аналогично: «Разлитый Ольгиной рукою, По чашкам тёмною струёю Уже душистый чай бежал, И сливки мальчик подавал…»
Сегодня гость, принятый без спиртного, может уйти обиженным, Но почти 200 лет назад, как свидетельствует Пушкин, принять важного посетителя за столом без вина можно было запросто. И общение разворачивалось полноценно, интересно, на высоком интеллектуальном уровне. Алкоголь не играл той культовой роли, которую мы теперь наблюдаем в повседневной жизни россиян.
«А как же пятая глава «Евгения Онегина»? Помните праздник у Лариных?»- спросит дотошный читатель. Да, тогда было выпито много вина. Но чем дело кончилось- известно: на этом пиру поссорились Онегин с поэтом Ленским. Случилась дуэль с роковой кончиной юного поэта. И Пушкин смутно осознавал пагубную роль вина в смерти Ленского. Правда Пушкина о мире- это правда о мире куда более трезвом, чем тот, в котором мы живём в начале ХХ1 века.
В 1828 году Пушкин пишет А.А. Дельвигу: «Напрасно, пламенный поэт, Свой чудный кубок мне подносишь: Не пью, любезный мой сосед!». Гений русской поэзии подметит и порочные особенности психики людей, зависимых от спиртного, Например, отец Варлаам из «Бориса Годунова» признается: «Когда я пью, я трезвых не люблю».
Конечно, сам Александр Сергеевич не стал абсолютным трезвенником. Но эволюция его героев показательна. Первые образы трезвых людей в творчестве Пушкина полны иронии. А вот положительные герои позднего периода выглядят по-другому. В «Повестях Белкина» читаем: «Иван Петрович вёл жизнь самую умеренную, избегал всякого рода излишеств, никогда не случалось мне видеть его навеселе…». С 1827 года из-под пера Пушкина не вышло ни одного стихотворения, целиком посвящённого «вину златому».
Пугачёв у Пушкина после одного поражения восставших крестьян «велел разбить бочки вина, стоявшие у его избы, опасаясь пьянства и смятения». Герман ( «Пиковая дама») «в надежде заглушить внутреннее волнение», вернулся домой в пьяном виде и не мудрено, что ему пригрезилось привидение, Гробовщик Андриан увидел свой страшный сон тоже после изрядного возлияния на пирушке у сапожника, где по самому пустому поводу «почёл себя глубоко оскорблённым».
Из дневника поэта мы узнаём, что его чуть не убили пьяные ямщики. И основная мысль трагедии «Пир во время чумы» ясна: оргия во время эпидемии тем ужаснее, чем веселее. Эту мысль надо распространить на всякое время, а не только на чумное. Ровно за полгода до своей смерти Александр Сергеевич переложил на стихи великопостную молитву: «И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи». Уж конечно, если поэт стремился оживить дух целомудрия в своём сердце, то в нём очистилось место и для трезвости. Что глубже лежало, то позже всплыло…
Не забудем, что через всё творчество самобытного русского таланта проходит идея о наличии удовольствий куда более сильных, чем эйфория от наркотиков. Провозглашая приоритет РАЗУМА, ПОЭЗИИ над всеми удовольствиями жизни, Пушкин советует: «Юноша! Скромно пируй, и шумную вакхову влагу с трезвой струею воды, с мудрой беседой мешай». Для него прекрасна эйфория творчества. А восторг чувств от дружеского слияния душ? А опьянение ЛЮБОВЬЮ, которое слаще опьянения вином? («В крови горит огонь желанья, Душа тобой уязвлена, Лобзай меня…»).
Таким образом, хорошее вино, вкусный стол А.С. Пушкин любил. Но, несмотря на винные серенады, которые вырывались у поэта-юнца, алкогольные понятия занимали в мышлении зрелого мастера пера небольшое место. Чаще в его стихах мелькали слова: братство, любовь, муза, свобода, вольность, честь...

Рис. из интернета
Пушкина?